Поиск

В поисках утраченной реальности


В еще недалеком, но уже отдаляющемся 2009 году «Аватар» Джеймса Кэмерона гремел и поражал и своим размахом, и насыщенностью техническими приемами, и жестким столкновением добра и зла, которые были предельно четко визуализированы в фильме.

Но вот прошло девять лет после премьеры, 3D фильмы стали уже привычными, жанр фэнтэзи остается одним из любимых, а сам «Аватар» за это время настоялся и сегодня смотрится уже совсем по-другому. И то легкое забывание, которое приходит за оглушительным успехом премьеры даже пошел ему на пользу. Потому что необходимо отвлечься от эффектов и предельно простой морали, чтобы подумать о философии фильма, которая спрятана гораздо глубже верхнего плана содержания.

Проблема экологии была прочитана зрителем сразу же. И это не только буквальная история о том, что Земля стала настолько непригодной для жизни, что с нее лучше сбежать, пусть даже туда, где невозможно дышать без маски. Гораздо более глубокая проблема состоит в том, что и здесь, на планете Пандора, земляне не собираются беречь вновь обретенный рай. Она вновь нужна лишь затем, что вывернуть наизнанку ее недра. Потребительское отношение к миру – это то, что «болит» у режиссера, и именно эта боль превращает его историю в глубокое исследование человека и его вечных слабостей и сил. Что такое с нами случилось, из-за чего мы безрассудно и слепо уничтожаем все то, что любим и что любит нас?

Экология планеты уводит нас дальше по этой тропинке рассуждений – к проблемам экологии культуры. Традиционные общества, на которые еще недавно цивилизация смотрела свысока, а самый заинтересованный взгляд носил чаще всего научный характер, сегодня все чаще воспринимаются нами как потерянный рай. Видимо, американская культура пытается осознать свою этничность, которой она была фактически лишена на протяжении всей своей истории. И сегодня, когда индейцев уже практически нет, их языки исчезают, а сами они согнаны в резервации, Америка находит какие-то обломки и начинает изучать их под микроскопом. Очень важная деталь, которую отмечает в образе жизни традиционного общества Джеймс Кэмерон, это вопрос взаимоотношения этого общества с окружающим миром. Ведь этикетом, системой неписанных правил регламентировались не только обычное право, обряды или взаимоотношения внутри самого сообщества, но и правила взаимодействия с природой. Оберегание ее как среды для жизни сочеталось с глубоким уважением к ее законам, и только так достигалась гармония природы и человека, умение приспосабливаться к любым климатическим условиям. На’ви органично живут в этой колыбели мира, не переделывая его под свои мелкие нужды. Этому Кэмерон хотел бы научить вновь и землян, но фильм не дает оптимистического прогноза.

Экология культуры невозможна без экологии души. Возможно, на примере Джейка Салли в «Аватаре» это показано слишком буквально – этакое хрестоматийное преображение, но видимо наше время требует буквальности, потому что поколения, воспитанные на «комиксовой» культуре, только так и воспринимают художественное высказывание. Но и преображением героя не все так просто. Он проходит катарсис не только благодаря влюбленности или возвращению на лоно природы, но и через осознание своего чудовищного в прошлом отношения к тем, кто не похож на него. Страдание направленное внутрь себя самого очищает Джейка и возвращает ему веру в то, что человеку доступна другая жизнь – правильнее, чище, интереснее и проще.

С чуткостью истинных художников создатели «Аватара» разгадали, что экология души без любви невозможна: Джейк полюбил эту природу, этот взгляд на мир и этот язык потому что полюбил Нейтири. И пока ты не поймешь, почему, признаваясь в любви, на’ви говорят «Я тебя вижу», ты не сможешь стать одним из них. А это последнее и осознается тобой как истинное благо, как только проникнешься их образом мысли. marie_bitok.livejournal.com

Добавить комментарий