Поиск

ХУДОЖНИК СЕРГЕЙ РОМАНОВИЧ (1894-1968)


Автор — Слава44. Это цитата этого сообщения

ХУДОЖНИК СЕРГЕЙ РОМАНОВИЧ (1894-1968) — ОТ АВАНГАРДА К МИФОТВОРЧЕСТВУ (Часть I)

ФОТО Романович Сергей Михайлович (1894-1968). 1922 (434x700, 31Kb)
Сергей Михайлович Романович, 1922 г.

Сергей Михайлович Романович — художник уникальной судьбы. Сам Михаил Ларионов, глава русских авангардистов, причислял его, 19 летнего студента МУЖВЗ, к ядру художников — творцов современного искусства. В 1922 г. он — один из главных в обществе «Маковец». А затем он уходит в подполье и — полная безвестность и нищета до конца жизни. Он творил «в стол» (половина работ на сюжеты Библии) для лучшего будущего. Увы, известность к нему еще не пришла, и даже в России его почти-что и не знают. А он — один из столпов духовности будущего. Но понимание его творчества приходит не сразу. Зато его картины при их созерцании не высвечиваются, а входят в сознание все полнее своей таинственной глубиной. Творчество Романовича открывает мир прекрасного, живо- и духо- родит в душе человека.

Сергей Михайлович Романович родился 11 сентября (29 августа по новому стилю) 1894 г. в Замоскворечье, в семье Михаила Михайловича Романовича — инспектора по надзору за домами для сирот ведомства императрицы Марии Фёдоровны. Романовичи были наследственными священниками, только Михаил Михайлович поступил на государственную службу. Мать Ненсберг Софья Александровна, шведка по отцу (лейб-медику) была первым учителем Серёжи.
В 1909 г. Серёжа поступил на живописное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, которое закончил в 1918 г. Там он учился у Н.Касаткина, А.Архипова, Константина Коровина и других мастеров.
Подружившись с Михаилом Ларионовым, был в 1912-1914 гг. членом художественного объединения «Лучисты и будущники», участвовал в их выставках («Мишень» — 1913 г., «№ 4» — 1914 г.).
В 1914 г. он записался добровольцем в армию.
В 1918-1920 гг. преподавал в изостудии московского Пролеткульта, в 1920-1938 гг. (с перерывами) в воронежском отделении Вхутемаса, в 1922-1913 гг. в московском Вхутемасе, с 1929 г. на рабфаке искусств, в Архитектурно-строительном институте, декоративном отделении Московского высшего художественного-промышленного училища (бывшее Строгановское) «с перерывами».
В 1921-1926 гг. — активный член объединения «Маковец».
В 1928 г. вступил в «Общество московских художников» (ОМХ).
В 1932 г. был командирован на Русский Север, в 1938 г. в Среднюю Азию, в 1938-1939 гг. — в Азербайджан.
В 1935-1948 гг. работал в мастерской монументальной живописи Академии архитектуры СССР. Им был выполнен ряд работ в жанре монументальной росписи:
В 1935—1948 годах работал в мастерской монументальной живописи Академии архитектуры СССР. Им был выполнен ряд работ в жанре монументальной росписи:
Роспись павильона «Азербайджан» (темпера) на ВДНХ,
Роспись промышленного техникума в Воронеже,
Панно для Политехнического музея в Москве для рыбного отдела (темпера),
Роспись плафона театра Красной Армии в Москве,
Эскизы росписи плафона Воронежского областного театра «Герои Советского Союза Гризодубова, Осипенко и Раскова» (темпера),
Панно на специальную авиационную тему для Московского авиационного института,
Роспись темперой 2-х комнат лечебно-санаторного Управления Кремля,
Портретное панно для детской больницы Кремля,
Роспись (темпера и фрески) для клуба зрительного зала и театра Болшевского машиностроительного завода,
«Строительство механического завода в городе Златоуст» масло, для постоянной Всесоюзной строительной выставки в Москве,
Панно «Скоростное строительство высотных зданий для Зала стальконструкций на постоянной Всесоюзной строительной выставке в Москве»,
Эскиз росписи для кинотеатра в городе Рязани,
Роспись фронтона кинотеатра в городе Смоленске.

Сергей Михайлович Романович умер в Москве в день архангела Михаила 21 ноября 1968 г. Похоронен на Даниловском кладбище.
Работы художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном музее искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, в музеях городов Воронежа, Смоленска, Саратова, Павловска и частных собраниях.

ЧАСТЬ I. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ В ЖИВОПИСИ СЕРГЕЯ РОМАНОВИЧА

В искусстве С.Романовича 1920–1930-х гг. преобладают антично-мифологические сюжеты (Три грации, 1927, Русский музей; Воспитание Зевса, 1930-е годы, Третьяковская галерея), а также вариации на темы старых мастеров – Тинторетто, П.П.Рубенса, А.Ватто и других. Для Романовича античная культура предстаёт необходимым и важным этапом развития человечества, предшествовавшим и подготовившим наступление христианской эпохи. В 1940-е гг. на первый план выходит евангельская тема, которой Романович посвятил огромное число полотен. Понимая христианство в духе эстетизированной теософии – как откровение-в-искусстве, – он стремился превратить в нагядную стихию этого откровения саму красочную стихию, то феерически-светлую, то трагически-мрачную (Христос перед первосвященником, 1952; Благовещение, 2 варианта 1950-х годов, все – в Русском музее; Поругание Христа, 2 варианта 1950-х годов), Третьяковская галерея; Возложение тернового венца, 1960-е годы, частное собрание, Москва). Символизм перерастает здесь в лирико-мистический экспрессионизм.

1920-1930-е Венера и Амуры. Бумага дубл. на оргалит. масло, 31х46 (640x418, 248Kb)
Венера и Амуры. 1920-1930-е. Бумага дубл. на оргалит, масло. 31х46 см.
1920-е Прометей. ЧС (640x590, 384Kb)
Прометей. 1920-е. Частное собрание.
1920-1930-е Прощание Гектора с Андромахой. Холст, масло. 57х69. ГРМ. (640x528, 298Kb)
Прощание Гектора с Андромахой. 1920-1930-е. Холст, масло. 57х69 см. Государственный Русский музей.
1927 Три грации. Ф., масло. 47,2х51,2. ГРМ. Ж-9671. (640x590, 424Kb)
Три грации. Фанера, масло. 47,2х51,2 см. Государственный Русский музей.
Античная битва. 1927 г. Фан, м. 50х57 см. ГРМ (700x609, 260Kb)
Античная битва. 1927 г. Фанера, масло. 50х57 см. Государственный Русский музей.
1930-1940-е Античная битва. Холст, масло. 60,5х75. ГТГ. (640x516, 385Kb)
Античная битва. 1930-1940-е. Холст, масло. 60,5х75 см. Государственная Третьяковская галерея.
1930-е Воспитание Зевса. Картон на оргалите. 41,5х48. 1930-е. ГТГ. (640x534, 395Kb)
Воспитание Зевса. 1930-е. Картон на оргалите. 41,5х48 см. Государственная Третьяковская галерея.
1930-е Геракл и Антей. Холст, масло. 25,5х23. Нач. 1930-х. ГРМ. (577x640, 423Kb)
Геракл и Антей. 1930-е. Холст, масло. 25,5х23 см. Государственный Русский музей.
1930-е Ио и Аргус. Холст, масло. 51х70. ГРМ. (640x466, 348Kb)
Ио и Аргус. 2930-е. Холст, масло. 51х70 см. Государственный Русский музей.
1930-е Пан и Сиринга. Холст, масло. 33х51. (640x441, 302Kb)
Пан и Сиринга.1930-е. Холст, масло. 33х51 см.
1930-е Смерть Клеопатры. Бумага масло . 44х30. ГТГ. (392x576, 93Kb)
Смерть Клеопатры. 1930-е. Бумага, масло. 44х30 см. Государственная Третьяковская галерея.
1930-е Персей и Андромеда. (407x700, 75Kb)
Персей и Андромеда. 1930-е гг.
1930-е Суд Париса. Картон, масло. 44х48. ГТГ. (640x583, 484Kb)
Суд Париса. 1930-е. Картон, масло. 44х48 см. Государственная Третьяковская галерея.
1938 Три грации. Бумага, масло. 53х40. ГТГ. (485x640, 416Kb)
Три грации. 1938 г. Бумага, масло. 53х40 см. Государственная Третьяковская галерея.
1940-1950-е Калидонская охота (на обороте Натюрморт с красными цветами на белом фоне). Х, м. (640x484, 415Kb)
Калидонская охота (на обороте Натюрморт с красными цветами на белом фоне). 1940-1950-е. Холст, масло.
1940-1950-е Прометей и орел. Холст, масло. 39х49. Частн. собр. (640x509, 321Kb)
Прометей и орел. 1940-1950-е. Холст, масло. 39х49 см. Частное собрание.
1940-е Андромеда. Холст, масло. 47,5х24,5. Частн. собр. (288x576, 52Kb)
Андромеда. 1940-е. Холст, масло. 47,5х24,5. Частное собрание.
1940-е Даная. Холст, масло. 35х47. Частн. собр. (640x476, 298Kb)
Даная. 1940-е. Холст, масло. 35х47. Частное собрание.
1940-е Дневная вакханалия. Холст, масло. 69х49. (640x454, 327Kb)
Дневная вакханалия. 1940-е. Холст, масло. 69х49 см.
1940-е Ночная вакханалия. Холст, масло. 58,5х91,5. (640x409, 306Kb)
Ночная вакханалия. 1940-е. Холст, масло. 58,5х91,5 см.
1941 Низвержение гигантов. Холст, дубл. на картон. 45,5х42,5. ГРМ. (597x640, 443Kb)
Низвержение гигантов. 1941 г. Холст, дубл. на картон. 45,5х42,5 см. Государственный Русский музей.
1942-1943 Гирлянда. Холст, масло. 31х49. ГТГ (640x385, 312Kb)
Гирлянда.1942-1943 гг. Холст, масло. 31х49 см. Государственная Третьяковская галерея.
1944 Ио, Меркурий и Аргус. Холст, масло. 52х72. (640x462, 294Kb)
Ио, Меркурий и Аргус. 1944 г. Холст, масло. 52х72 см.
1950-е Античный праздник урожая (с Дионисом на леопарде). Холст, масло. (640x461, 311Kb)
Античный праздник урожая (с Дионисом на леопарде). 1950-е. Холст, масло.
1950-е Мальчик Дионис на леопарде и вакханки. Холст, масло. 43,6х54,5. (640x519, 310Kb)
Мальчик Дионис на леопарде и вакханки. 1950-е. Холст, масло. 43,6х54,5 см.
1950-е Нептун, успокаивающий волны. Холст, масло. 34х40. Частн. собр. (640x543, 345Kb)
Нептун, успокаивающий волны. 1950-е. Холст, масло. 34х40 см. Частное собрание.
1950-е Юпитер и Каллисто. Холст, масло. 31х40,5. (640x480, 329Kb)
Юпитер и Каллисто. 1950-е. Холст, масло. 31х40,5 см.
1951 Александр и Диоген. Холст, масло. 52х64. Частн. собр. (640x519, 382Kb)
Александр и Диоген. 1951 г. Холст, масло. 52х64 см. Частное собрание.
1951 Бой Александра и Дария. На обор. фрагмент пейзажа (640x491, 361Kb)
Бой Александра и Дария. 1951 г.
1960-е Даная. Картон, масло. 31,5х43,7. 1960-е. Частн. собр (640x461, 294Kb)
Даная. 1960-е. Картон, масло. 31,5х43,7 см. Частное собрание.
1960-е Меркурий убивает Аргуса. Бумага масло. 49х70. (640x381, 265Kb)
Меркурий убивает Аргуса. 1960-е. Бумага, масло. 49х70 см.
1960-е Праздник урожая со статуей Цереры. Картон, масло. 69х48. (445x640, 343Kb)
Праздник урожая со статуей Цереры. 1960-е. Картон, масло. 69х48 см.
1960-е Филемон, Бавкида, Юпитер и Меркурий. Картон, масло. 36х48,5. (640x483, 325Kb)
Филемон, Бавкида, Юпитер и Меркурий. 1960-е. Картон, масло. 36х48,5 см.
Христос и блудница. 1950-е. (Воронеж ХМ) (700x524, 190Kb)
Христос и блудница. 1950-е. Воронежский художественный музей им. Крамского.
Снятие с креста. 1950-е. Х, м. 59х67,5 см. (Воронеж) (700x547, 147Kb)
Снятие с креста. 1950-е. Холст, масло. 59х67,5 см. Воронежский художественный музей им. Крамского.
Античный сюжет. Воронежский Худ. музей (700x595, 199Kb)
Античный сюжет. Воронежский художественный музей им. Крамского.
ФОТО С.М. Романович от авангарда к мифотворчеству Москва, Издательство Галарт, 2006 г.инаучной конференции, посвященной жизни и творчеству С.М. Рома (486x690, 185Kb)
С.М. Романович. От авангарда к мифотворчеству. Москва, Издательство «Галарт», 2006 г. Книга содержит материалы научной конференции, посвященной жизни и творчеству С.М. Романовича и проходившей в Государственной Третьяковской галерее в 2003 г.
ФОТО С.М. Романович. О прекраснейшем из искусств, 2011 год (400x526, 58Kb)
С.М. Романович. «О прекраснейшем из искусств». Литературное наследие. Выдержки из переписки. Воспоминания современников о художнике. Москва, Издательство «Галарт», 2011 г.
ФОТО Энциклопедия русского авангарда. Том I и II. Москва, Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. (700x510, 252Kb)
Энциклопедия русского авангарда. Том I и II. Москва, Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г.
ИСТОЧНИКИ:
1. http://maakovets.narod.ru/. Персональный сайт Сергея Романовича.
2. http://rusavangard.ru/online/biographies/romanovich-sergey-mikhaylovich/
3. Романович, Сергей Михайлович – Википедия.
4. http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/ROMANOVICH_SERGE_MIHALOVICH.html
5. С.М. Романович. «О прекраснейшем из искусств». Литературное наследие. Выдержки из переписки. Воспоминания современников о художнике. Москва, Издательство «Галарт», 2011 г.
6. http://nasledie-rus.ru/podshivka/5812.php
ИСТОЧНИКИ:
1. http://maakovets.narod.ru/. Персональный сайт Сергея Романовича.
2. http://rusavangard.ru/online/biographies/romanovich-sergey-mikhaylovich/
3. Романович, Сергей Михайлович – Википедия.
4. http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/ROMANOVICH_SERGE_MIHALOVICH.html
5. С.М. Романович. «О прекраснейшем из искусств». Литературное наследие.
Выдержки из переписки. Воспоминания современников о художнике.
Москва, Издательство «Галарт», 2011 г.

(Продолжение следует)

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

kolybanov.livejournal.com

Добавить комментарий