Поиск

Зимний вечер в АССе или Мёртвый сезон империи.


В комментариях вспомнился один фильм. Очень страшный фильм. У собеседницы возник логический вопрос: «А разве ‘Зимний вечер в Гаграх’ был снят до Перестройки?» 1985 год — год выпуска фильма, стало быть снимали, как минимум, в 1984-м. Сценарий же и вовсе писали, утверждали, переделывали до того. Итак, на дворе — чудесное предперестроечное время — летают голуби Васи Кузякина, а Раиса Захаровна вещает о филиппинской медицине; бесприданная Лариса в платье фасона princess, рыдая, поёт стихи Беллы Ахмадулиной под взглядами кронпринца Никиты, а Самая Обаятельная и Привлекательная в контрабандной шубке спешит на концерт импортного Моранди. Никто ещё ничего знает, но всем ужасно хочется шубок, Моранди и мартини… В своё время «Зимний вечер в Гаграх» прошёл не то, чтобы незаметно, но как-то не особо громко. Этот фильм, вслед за культовым телепроектом «Покровские ворота», замыкал серию ностальгического ретро в советском синематографе.

Подвох таится в самом названии — зимний вечер в южном городе, в курортном месте, где зимой, прямо скажем, особо делать нечего. Слякоть, сырость, серое небо. История вселенской ненужности — кому сдался зимний вечер в Гаграх? Мёртвый сезон в умирающей империи. Когда империя жила, в Гаграх всегда светило солнце, даже зимой. Это перекликается с другим, более поздним, но где-то очень похожим, фильмом 1980-х — со знаменитой «АССой» Сергея Соловьёва. Там тоже есть уныло-зимний южный город Ялта. Там тоже есть странное «воспоминание» о прошлом — только для танцора Беглова это его молодость 1950-х, а для цеховика-мафиози Крымова — книжное и как бы случайное погружение в павловскую эпоху. И там, и там — уход Империи. В обоих фильмах много угнетающе-серого цвета, цвета не имперского, не парадного, — как будто весь мир полинял…

В обоих фильмах — странные временные перекосы. Как будто время не то стоит на месте, не то идёт по неизвестной траектории — не линейно, а, скажем, по кругу. zina-korzina.livejournal.com

Добавить комментарий