Поиск

Рецензия на «Мона Лиза Овердрайв» Уильям Гибсон


Итак, заключительная книга в цикле «Муравейник», культовом в определенных кругах киберпанке. И что сказать по прочтению данного текста — … не знаю. Вот честно, это тот момент, когда сказать-то есть что, но берут сомнения – стоит ли? Верно ли был понят текст, чтобы мнение было правдивым?

С одной стороны, история, рассказанная в «Моне» не «шибко» сложная. Есть ряд персонажей, очень разных по характерам, мировоззрению и окружению, пути которых постепенно сплетаются воедино. Часть из них новые, вроде малолетней проститутки-наркоманки и ее сутенера/парня; отставного, скажем так, покорителя киберпространства и его помощников и дочери большого японского начальника. Часть – из прошлых книг, вроде Энджи, медийной звезды и обладательницы «беспроводного» доступа в матрицу, и Графа, намертво подключенного к ней же – проводами. Наемница с зеркальными глазницами Молли, занимавшейся своими делами, и вовлеченной во все эти события не по своей воле. И некоторых других, знакомых и не очень.
Живут ли персонажи в грязи и нищете, подпитывая свое существование высокотехнологичными подачками корпораций, а чаще  просто воруя необходимое, или обитают в небоскребах и орбитальных городах, не зная ни в чем нужды – они сами и их окружение олицетворяет жанр порою лучше, чем «Нейромант», ярко, живо и контрастно.
Но с другой стороны – для чего это все? В первой книге цикла, если и оставалась недосказанность, то была она только на пользу восприятию. Было ясно, что герои просто пытаются найти свое место в мире, стремительно меняющемся и обретающем новые грани – необязательно доброкачественные. Вторая книга уже казалась необязательной, хотя и раскрывала мир будущего более подробно. В «Моне Лизе» представленные локации также позволяют лицезреть не самый приятный для обитания мир, и действия персонажей, их трепыхания, особенно поначалу, позволяют полнее это прочувствовать. А вот сюжет кажется незаконченным. Смазанно-ускользающим, нагроможденным ненужными деталями, эпизодами и отступлениями.
И когда книга прочитана, формулируются, наконец, вопросы: пока люди продолжают копошиться в своем технологически-загаженном мирке, ИскИны познают (довольно-таки успешно, надо отметить) Вселенную? Значит ли это, что уже совсем скоро именно эти обитатели соседней реальности, становящейся все более материальной, станут новыми богами для нашего мира? Подтверждает ли это тот факт, что один из людей, имея в голове готовую возможность для эволюционного рывка, ставит ее самым последним пунктом в списке своих приземленных и насущных дел? Или идея была в чем-то другом? В этом как раз проблема книги, да и всей второй половины цикла, на самом деле. Нет четких ответов, или хотя бы намеков на верное направление к ним. Понятно, что весь цикл – часть грандиозного плана автора, пытающегося донести до читателя нечто совершенно поразительное, некое откровение, предсказание или, по крайней мере, важное умозаключение – но есть серьезные опасения, что легко допустить ошибку в верном понимании этого. И в таком случае, смысл истинной задумки автора попросту теряется.
В общем, написана книга очень хорошо, спору нет, стиль даже лучше, чем в начале цикла. Но ощущения складываются совсем иные, чем от первой книги. Не разочарование, а… смятение? Отсутствие четкого понимания, к чему вел автор.
«Нейромант» был ошеломляющим, «Граф Ноль» — познавательным, а «Мона Лиза Овердрайв» позволяет читателю в полной мере почувствовать растерянность.

chto-chitat.livejournal.com

Добавить комментарий