Поиск

Москва – Санкт-Петербург пригородными поездами: как это было 5 лет назад.


В уже далёком 2013 году я неоднократно перемещался между двумя столицами страны: Москвой и Санкт-Петербургом. И ездил я туда довольно интересным, для кого-то привычным, а для кого-то откровенно долбанутым способом — пригородными поездами, посредством согласованных пересадок по заранее рассчитанному расписанию со временем наименьшего возможного ожидания на перевалочных станциях, так называемой "волной". Говоря проще — перекладными грязными электричками, или как там ещё уничижительно отзываются об этом феномене общественного транспорта, оставшееся в наследство от СССР :))
Подобное явление далеко не новое — многие увлечённые железной дорогой люди, да и рядовые пассажиры, перемещались таким образом на те или иные расстояния по стране ещё с 80-х годов. Относительно массовым явление "собачьих" путешествий стало в 90-е годы, в конце 2000-х пошедшее на некоторый спад.
Путь от Николаевского (ныне Ленинградского) вокзала в Москве до Московского вокзала в Санкт-Петербурге составляет примерно 640 километров. В 2013 году (как и предыдущие 20 лет от этого года) для преодоления указанного расстояния пригородными поездами необходимо было сделать 4 пересадки (а при удачно подобранной волне и вовсе только 3) на станциях Тверь, Бологое, Окуловка и Малая Вишера; и 5 маршрутов пригородных поездов сообщением Москва-Октябрьская – Тверь, Тверь – Бологое, Бологое – Окуловка, Окуловка – Малая Вишера и Малая Вишера – Санкт-Петербург Главный. Дневные рейсы электропоездов Бологое – Окуловка и Окуловка – Малая Вишера выполнялись одним составом с 5-ти минутной стоянкой в Окуловке, хотя в расписании значились как два разных, при том, что оба вместе взятых маршрута вполне укладываются в дурацкое двухсоткилометровое ограничение дальности следования пригородным поездам (введённое абсолютно незаинтересованным в развитии транспорта России ведомством Минтранс при активном лоббировании ещё более незаинтересованного и жадного РЖД).

В данном посте собраны фотографии, за неимением более хорошей техники сделанные на "мыльницу" и телефон, с нескольких поездок.
Предлагаю заглянуть в историю, вспомнить и даже поностальгировать по замечательной уходящей эпохе — пригородных поездов становится всё меньше, проезд становится дороже, да и общие условия путешествий таким образом уже не те. Итак поехали: "волна" Москва – Санкт-Петербург 5 лет назад.

В самой начальной точке отправления ничего не фотографировал, да и нечего по сути: толпы народа, турникеты, мусор и торговые палатки, мрачная и довлеющая атмосфера мерзких (но не внешне) столичных вокзалов.
По пути из Москвы в Тверь у станции Решетниково сфоткал интересный экземпляр — дизель-поезд ДР1А. Что-то уже подзабыл историю его появления там. Может вспомнит кто нибудь, как сие чудо там появилось?
IMG_2281.jpg

Переезжаем через водохранилище, между станцией Завидово и платформой Московское море.
IMG_2288.JPG
IMG_2289.JPG
IMG_2290.JPG
IMG_2291.JPG

Тверь, первая пересадка. Небольшая прогулка по городу по улице Коминтерна. Трамвайные пути находятся в плохом состоянии, один из них заброшен вовсе. Однако это всего лишь разворотный круг. В настоящее время за тверской трамвай более менее взялись и что-то пытаются даже восстанавливать.
IMG_2297.JPG

Новый вокзал Твери, построенный в конце 80-х годов.
IMG_2299.JPG

И ТЦ рядом.
IMG_2300.JPG

Пригородные кассы.
IMG_2301.JPG

ЭД4МКУ отправляется от станции Тверь в Санкт-Петербург. Когда-то этот электропоезд курсировал из Москвы в Ярославль, а ныне его выкупила в собственность небезызвестная ЦППК.
IMG_2301_1.jpg

Чтобы выйти к Бологовским тупикам, нужно было обойти турникеты вот таким интересным способом, через депо. Тогда я был довольно идейным безбилетником. Здесь проходим в дыру в заборе, на фото она правее и в кадр не влезла.
IMG_2302.JPG

ТЭМ2 и М62 на территории депо.
IMG_2303.JPG

Затем идём мимо разворотного круга и комплекса исторических построек.
IMG_2304.JPG

Выходим через ворота и переходим по настилу к нужному поезду. Сейчас конечно такой способ уже не акутален, так как всё перекрыто. Паровоз-памятник Эм-725 неподалёку.
IMG_2305.JPG

Вокзал станции Тверь, постройки 1850 года уже как год (на момент 2013 года) находился на реконструкции.
IMG_2306.JPG

Электропоезд ЭТ2М сообщением Тверь – Бологое, составностью 8 вагонов. В общем и целом, как и подавляющее большинство российских электропоездов, этот не отличался значимой комфортностью. Однако серия ЭТ2 и ЭТ2М особенно "отличилась" — всё дело в пластиковых так называемых "антивандальных" сиденьях, жутко неудобные и скользкие.
IMG_2307.JPG

Пригородные тупики для поездов на Торжок и Бологое.
IMG_2308.JPG

При отправлении поезд был весьма прилично забит пассажирами. Безбилетных тоже было много. В то время, как я уже упоминал, я не особо любил платить за проезд, поэтому тоже бегал вместе с толпами студентов, благо 8-ми вагонная составность позволяла это сделать — раз 5 до Бологого перебегал.

Проезжаем Вышний Волочёк. На станции две высоких платформы. Здесь кажется была небольшая стоянка для пропуска более приоритетных на этом направлении поездов дальнего следования.
IMG_2309.jpg
IMG_2310.jpg

Прибываем на конечную станцию Бологое-Московское, вторая пересадка. Почти половина железнодорожного пути до Санкт-Петербурга преодолена.
ЭД4МКУ отправляется в Москву.
IMG_2310_1.jpg

Вокзал построен по типовому проекту архитектора Желязевича, как и все вокзалы на крупных станциях: Клин, Тверь, Спирово, Малая Вишера, Любань и ныне уничтоженный вокзал в Окуловке.

Ещё немного фотографий города и вокзала.
Вид на одноименное озеро Бологое с улицы Дзержинского.
IMG_2696.JPG
IMG_2705.JPG
IMG_2707.JPG

Бологовский городской автобус. Забыл уже, что это за серия. Удивительно, что такой "артефакт" ещё используется в качестве городского общественного транспорта.
IMG_2698.JPG

Местный привокзальный муниципальный рынок, который сегодня почему-то пустовая. Выглядит конечно удручающе.
IMG_2713.JPG

Памятник Высоцкому около входа в подземный туннель к платформам.
IMG_2889.JPG

Станция Бологое, вид на Окуловку. Справа виден электропоезд, который меня и повезёт.
IMG_2714.JPG

Вид на Тверь.
IMG_2715.JPG

Паровоз памятник с противоположного конца вокзала.
IMG_2716.JPG

Вокзал со стороны паровоза.
IMG_2717.JPG
IMG_2718.JPG

Приехал пригородный поезд из Валдая или Дно, не помню уже.
IMG_2719.JPG

Одна из самых ценнейших фотографий: расписание электропоездов участов Бологое – Тверь и Торжок – Тверь, а также пригородного поезда на Васильевский Мох. Многие электропоезда из/в Бологое имели довольно длительное время в пути из-за частых пропусков скоростных поездов.
IMG_2720.JPG

Электропоезд ЭТ2М, поданный под посадку до Твери.
IMG_2721.JPG

В Бологое у меня было, как помнится, около 5 минут на пересадку в другой поезд до Окуловки (в одну из поездок). Я быстро перебежал по пешеходному мосту и успел.
Пустой последний вагон, в котором я ныкался от контролёров, которые впрочем не очень горели желанием за кем либо бегать :))
IMG_2311.JPG

Отправляемся. Ответвление железнодорожной линии на Валдай и Старую Руссу.
IMG_2722.JPG

Через две остановки остановились у станции Березайка для пропуска двух Сапсанов. Причём стояли с закрытыми дверьми, отъехав от платформы, вот идиотизм конечно.

Станция Угловка.
IMG_2312.JPG

Тепловоз ДМ62, который (предположительно) возит вагон пригородного поезда в сообщении Угловка – Боровичи.
IMG_2313.JPG

А наш электропоезд Бологое – Окуловка делает остановку не у вокзала, а прям на главных путях. Платформу кажется ремонтировали.
IMG_2314.JPG

Схема обращения пригородных поездов от Московского вокзала Санкт-Петербурга. Участок Окуловка – Бологое почему-то не указан, несмотря на то, что преодолевался он электропоездами депо Металлострой Санкт-Петербурга.
IMG_2317.JPG

Прибываем на станцию Окуловка. До 2003 года на станции был красивый вокзал, построенный по проекту архитектора Желязевича для всей Николаевской магистрали. Но в угоду скоростного сообщения для спрямления путей историческое здание попросту уничтожили. Сейчас на этом месте две длинных высоких пассажирских платформы.
IMG_2318.JPG

На заднем плане ещё видны исторические здания депо.
IMG_2319.JPG

Так как Окуловка (официально) является конечной станцией, то поезд прибывает на низкую платформу, находящуюся в стороне от главных путей. Народу вышло не особо много на 6 вагонов. Справа от электропоезда стоит пригородный поезд, прибывший сообщением Неболчи – Окуловка.
IMG_2320.JPG

А вон и нынешний вокзал — ничем не примечательная оранжевая коробка…
IMG_2321.JPG

Электропоезд ЭТ2М. Почему у него здесь конечная станция лишь "официально"? Потому что в реальности он после 30-ти минутной стоянки поехал дальше в Малую Вишеру резервом. Вероятней всего для подачи под утренний рейс на Окуловку.
IMG_2322.JPG

Когда я уже расположился для ночёвки в здании вокзала, электропоезд со свистом проехал мимо. Если бы я об этом знал, то непременно внутри бы и остался, что значительно сократило бы по времени "волну".

Кто-то из местных не очень жалует Окуловку.
IMG_2323.jpg

Ночь на вокзале прошла довольно тихо и спокойно, за исключением одного очень бузящего пьяного пассажира. Даже менты не обращали внимания на спящих людей.

Утро следующего дня: вид с пешеходного моста в направлении Москвы. Ночью был дождь, поэтому на улице очень приятная летняя прохлада. А вот и зелёный ЭТ2М уже ждёт немногочисленных пассажиров.
IMG_2324.JPG

Вид на Петербург, а справа нынешний вокзал Окуловки.
IMG_2325.JPG

На мосту через реку Мста.
IMG_2325_1.jpg

Станция Мстинский мост, после этой остановки 6-ти вагонный поезд довольно прилично заполнился.
IMG_2325_2.jpg

И вот тоже где-то на подъезде к Малой Вишере. Забавно то, что приличный участок пути самой скоростной железной дороги страны проходит по довольно глухим и малонаселённым местам — примерно от Бологое в Тверской области и до Чудово в Новгородской области.
IMG_2467.jpg

Когда электропоездов было больше, существовал фактически беспересадочный дневной рейс Бологое – Окуловка – Малая Вишера, указанный в расписании как два разных (о чём я уже упоминал). По прибытии на конечную, 6-ти вагонный поезд был полностью битком. И вся толпа медленно загружалась в поезд до Петербурга.

Станция Малая Вишера.
IMG_2453_2.jpg
IMG_2454.JPG

Платформа электропоездов до Санкт-Петербурга. Малую Вишеру с северную столицу разделяют всего лишь 160 километров.
IMG_2455.JPG
IMG_2456.JPG

Пока остаются ещё нормальные красивые таблички с понятным названием остановок, но их скоро уберут.

Электровоз ЭП2К с пассажирским поездом.
IMG_2457.JPG
IMG_2458.JPG

Вид на Санкт-Петербург.
IMG_2459.JPG

Вид в направлении Окуловки.
IMG_2460.JPG

На станции есть ещё одна платформа, островная, для электропоездов в сообщении на Окуловку. Платформа длиной вагонов на 10, и оно не удивительно: ещё лет 10 назад существовали беспересадочные 10-ти вагонные электропоезда Санкт-Петербург – Окуловка, в официальных расписаниях "разбитые" по Малой Вишере и прибывали они именно к этой платформе.
IMG_2461.JPG
IMG_2464.JPG

Сапсан "летит" в Москву.
IMG_2465.JPG
IMG_2466.JPG

Сам городок не шибко прекрасный, но как-то по своему уютный. Очень спасает наличие магазина недалеко от вокзала.
IMG_2463.JPG

Ночёвка внутри Маловишерского вокзала оставляет желать приятного: бомжи, какая-то пьнь, доблестные стражи и так далее. Лучше в палатке где нибудь под кустом, серьёзно.

Отъезжаем от Вишеры.
IMG_2453_1.jpg

Так, а это кажется где-то между станциями Большая Вишера и Чудово, приближаемся к мосту через реку Волхов, и сама река на втором фото.
IMG_2325_3.jpg
IMG_2325_4.jpg

Вокзал станции Любань архитектора Желязевича.
IMG_2450.jpg
IMG_2451.jpg

Станция Обухово, приехали. Станция совмещена с одноименной станцией метро, куда половина пассажиров и направляется.
IMG_2326.JPG

К сожалению здесь была конечная станция. И чтобы не ждать другого поезда для пересадки, я решил спуститься в подземку.
IMG_2327.JPG

А здесь уже еду обратно с Обухово. На фото надземный переход с турникетами внутри.
IMG_2453.jpg

Быстро приближающийся к платформе электропоезд до Малой Вишеры.
IMG_2452.jpg

Вообще как-то маловато с час-пик народа в питерских электропоездах или это только так кажется. Да и безбилетных "бегунов" не так уж и много, даже среди студентов и молодёжи, что странно.

Дорога обратно тоже была полна всяких эмоций и неожиданностей, как впрочем и любое путешествие по нашей необъятной России :))
В настоящее время ещё сохраняется довольно удобная "волна" в обе стороны движения между столицами, другое дело что это не выйдет дешевле, чем беспересадочным поездом дальнего следования. Однако есть и обратная сторона для тех, кому не по душе "стандартная" поездная романтика, а путешествие по "хардкору" — можно увидеть то, чего не видят пассажиры дальних поездов; общение с людьми; прятки от контроля и прочие приключения на свои "булки"…

ru-railway.livejournal.com

Добавить комментарий