Поиск

Блогпоход в храм Василия Блаженного. Часть 2-я: на крыше )).


Начало моего рассказа о блогерском походе 4 августа в Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (храм Василия Блаженного) вот здесь. Прервала я свой рассказ на том месте, где мы добрались до церкви, в которой нас ждал потрясающий мужской вокальный ансамбль «Дорос».
Пятеро мужчин спели для нас а капелла три песни. Это было великолепно. Особенно третья песня. Голоса звучали столь мощно, что казалось, это не пять человек поет, а огромный хор. Под сводами старой церкви эти песни были абсолютно уместны и гармоничны, проникали глубоко в душу, завораживали, уносили с собой. Очень, очень понравилось, душевно.

Но на этом концерте подарки для нас не закончились. Впереди у нас было самое интригующее. Нам позволили выйти на внешнюю галерею, опоясывающую главную, центральную, церковь собора. Обычно туда никого не пускают, только во время парадов на Красной площади бывает допущена пресса, снимать с балкончика парад. Даже наш звонарь, который очень много лет работает в храме, был на этой галерее всего однажды, и вот теперь попал туда вместе с нами второй раз. Во как! Короче, нам сказочно повезло.
Вообще, мне показалось, что собор весь пронизан какими-то тайными ходами, лестницами, нишами. А лестницы там, я вам доложу, еще те. Такое впечатление, что в 16 веке, когда строился собор, все были тощими, долговязыми и с крошечным размером ноги. Ступени очень высокие и очень узкие при этом, а расположены они в столь узких норах — проходах, что я со своими бедрами с трудом в них вписывалась. И не только я, многие вообще боком пробирались. Причем та лестница, по которой часто водят туристов, еще довольно широкая, и ступени у нее покрыты деревянными панелями, удобно. А вот та, по которой лезли на галерею мы, очень красноречиво доносила мысль, что «кто-то слишком много ест» (с).
Вот, сняла на обратном пути.

Вторая, нижняя, часть чуть пошире

В общем, ныряем в заветную дверцу за внушительным амбарным замком.

И выходим на узкую крытую галерею. При строительстве собор был городской доминантой — самым высоким зданием в Москве. Потом построили колокольню Ивана Великого. Ну а теперь ((… Но все равно смотреть на город оттуда очень необычно. И меня даже не столько городские пейзажи порадовали, сколько возможность взглянуть на главки церквей собора со столь необычного ракурса и так близко. Ну и вообще, вот это само ощущение, что ты на крыше, да еще на такой крыше. Дух захватывает! Есть в нас что-то от кошек. )) Хотя там, где ограждения галереи разрывались и можно, теоретически, ступить на саму крышу, становилось даже жутковато. Раз — и ты скатился на голову зазевавшемуся туристу. Вот у него впечатлений от Москвы-то было бы.
Сама внешняя галерея изнутри выглядит вот так

Ну и то, на что я там любовалась

Красную площадь дико портят эти трибуны, оставшиеся то ли от фан-зоны чемпионата, то ли еще от чего, не знаю. Ну неужели наши пришлые градоначальники не могут выбрать более подходящего места для подобных мероприятий, в городе полно стадионов, например, ну что же уродовать главную площадь страны!

Очередной вид на Зарядье

А это главка как раз над церковью Василия Блаженного

Шатер колокольни снаружи

У этой главы, обратите внимание, каждая спираль то желтая, то зеленая, а одна пополам — желтая с зеленым. Предполагалось, что этой изнанки никто видеть не будет ))

С огромным сожалением покидаем галерею, когда солнце уже начинает клониться к закату. Оторваться не могу, щелкаю все подряд в изломах башен собора. Как жаль уходить! Как хорошо, что мы сюда попали!

Под впечатлением от галереи я, честно говоря, не очень внимательно слушала про то, что мы видели дальше, просто наслаждалась каменными переходами собора и его церквями.
Помню, что вот это, например, расчищенная роспись 17-го века, а расчистили ее… от росписи 18-го, кусочек которой, более яркий, тоже оставили. Скажите мне, много ли мест, где 18 век воспринимается как современный новодел, от которого избавляются ))).

И в церкви тоже снесли барочный иконостас 18 века, типа слишком новый, и восстановили вот такой, 16 века. Иконы подлинные 16 века, но, конечно, не из этого собора, никто уже не знает, какие именно здесь были, можно только предполагать

И стены, и купол тоже сделали под 16 век

Просто без комментариев, любуюсь

Выходим на одно из сказочных крылец собора. Тут тоже очень красивая роспись. Татьяна сказала, что нет ни одного повторяющегося цветка на потолке.

Здесь нам тоже предоставляют возможность выйти на внешнюю галерею. В отличие от верхней, на эту галерею раньше пускали туристов, но потом от этого стали страдать уникальные росписи, и галерею закрыли,.. но не для нас )). На улице уже почти совсем стемнело

Проходим в центральную церковь собора с очень красивым иконостасом

Очень мне в нем понравились детальки, и особенно вот эта корона зацепила чем-то взгляд

Царские врата с красивым диском над ними, почему-то напомнившим мне о язычестве, тоже очень хороши

Да и вообще местами отделка этой церкви очень нарядна

Местами, потому что после реставрации выглядит она довольно странно: одной части возвращен облик 16 века, другой — 17-го (или 18-го, вот не помню уже, но в любом случае более поздний период). Смотрите, прямо видно, как одна половина отличается от другой.

Окно с одной стороны от алтаря

И симметричное ему, с другой стороны

А под куполом именно этой церкви были обнаружены уникальные старинные фрески (тоже без красочного сюжета), в том числе надписи, свидетельствующие о дате окончания строительства

Там же были обнаружены голосовики, создающие в церквях замечательную акустику. Выяснилось, что строители не парились, просто покупали в ближайших торговых рядах глиняные кувшины прямо с ручками и носиками, а потом вмуровывали их в стены. ))

Наша экскурсия подходит к концу, увы, идем на нижнее крыльцо, продолжая слушать нашего замечательного экскурсовода

Восьмиконечная звезда — символ Богородицы

Та нижняя галерея, где мы только что были, смотрится снаружи вот так, видна чешуйчатая роспись, которую так берегут сейчас

Ну и всё, почти прощаемся с Татьяной, но вдруг понимаем, что нам надо посмотреть, как выглядел храм, когда не было церкви Святого Василия. Снова идем вокруг, чтобы увидеть старое крылечко с колоннами, а по дороге снова фотографируем

Наконец оставляем человека в покое, надо и совесть иметь, и так три с половиной часа ее терзали )). Всё, идем домой. Хотя прям вот так сразу в метро спускаться не хотелось. Под впечатлением от экскурсии хотелось еще немного пройтись по Москве. Пошла более длинной дорогой, по Варварке, вдоль Зарядья, наслаждаясь церквушками и вообще летним московским вечером.

Мне очень понравилась эта экскурсия. Интересно, атмосферно, душевно, красиво. Чаще всего мы игнорируем те возможности, которые кажутся потенциально доступными, и так и не выбираемся во многие интересные места в родном городе, не знаем его, или уже не помним. И я очень рада, что побывала в этом прекрасном соборе с таким замечательным экскурсоводом, директором музея Покровского собора Татьяной Сарачевой.
Кроме той экскурсии, на которой были мы, по следам реставраторов, в соборе проводится и много других тематических экскурсий. Выбрать для себя что-то самое интересное вы можете на сайте собора или на сайте Исторического музея.

Искренне благодарна за эту возможность сообществу Москультура, у которого есть свой сайт, и лично Михаилу Брацило — tushinetc ilovemoscow.livejournal.com

Добавить комментарий