Поиск

КАМЕРТОН ДОБРА


Когда мы говорим «французская комедия», то имеем в виду чаще всего именно «Игрушку» (1976) Франсиса Вебера. Но даже если подразумевается не конкретно этот фильм, то целая плеяда прекрасных человеколюбивых грустных комедий 70-х годов, одной из главных звезд которых был Пьер Ришар.

В череде «Невезучих», «Папаш» и «Высокого блондина в темном ботинке» картина Вебера выделяется своей простой щемящей сердце философией. Это не комедия положений, а рассуждение о добре и зле – почти сказка, в которой добро, конечно же, побеждает. Смотришь «Игрушку» и веришь ей, хотя и знаешь, что мир иной, но ведь может же он внутри одной отдельной взятой сказки быть справедливым и правильным.

Простая истина о том, что нельзя играть людьми и их судьбами, особенно если ты наделен властью, выражена предельно простой аллегорией – избалованный сын богатого папочки покупает в качестве игрушки человека. Унизительность ситуации усугубляется тем, что человек этот – журналист и подчиненный отца мальчика. Кажется, что может быть хуже для воспитания ребенка, чем потакание даже таким чудовищным капризам? Сам того не подозревая, маленький Эрик подошел к краю бездны и заглянул в нее, но избежал падения. Не каждому повезло встретить на своем пути Франсуа Перрена. Их отношения и взаимная привязанность становятся главным чудом этого фильма.

Пьер Ришар, любимый актер всего Советского Союза, с которым для нескольких поколений и ассоциировалась Франция, сыграл в этом фильме, наверное, одну из лучших своих ролей. Они комична и драматична одновременно: здесь меньше обыгрывается нестандартная внешность Ришара и больше внимания посвящено его внутренней наполненности, которая превращает Перрена в персонажа сложного, многослойного и очень проницательного. Ему удается достучаться до сердца каждого и стать твоей личной историей.

Этот сюжетный ход, когда посторонний взрослый становится самым важным человеком в жизни ребенка, на которого родители не обращают внимания, не раз использовался в кино. Один из ярких примеров – «Дневники няни» (2007) со Скарлетт Йоханссон в главной роли, но при всех очевидных достоинствах ему не удалось приблизиться к тому художественному эффекту, что был и есть до сих пор у «Игрушки». Та французская комедия при всей конкретности описываемой ситуации, выходит в сферу художественного обобщения и превращается во вневременное высказывание: то, что он несет своему зрителю, будет актуально всегда, потому что душевная теплота, искренность  и чуткость не зависят ни от чего внешнего – только от самого человека.

Фильм, который украшал наше детство, смешил и воспитывал чувства, постоянно сопровождает нас и сегодня: воспоминаниями, редкими трансляциями по телевидению, а иногда своей мелодией. До смешного простой (кажется, и я бы такую сочинить могла), но в своей простоте неповторимой – композитор Владимир Косма создал саундтрек доброты, который часто хочется напевать самому себе. Просто как напоминания, что самые важные вещи на свете – это не вещи. marie_bitok.livejournal.com

Добавить комментарий