Поиск

Буржуй-туром в КНДР. (Часть 1)


Среди множества стран мира есть пара особенных, попадание в которые возможно только в виде пассажира оплаченного тура. Эти страны — Бутан и Северная Корея. Ни транзитных виз, ни каких-то других виз для самостоятельных путешественников туда нет, и каждый человек, который туда отправляется из-за границы, должен заранее оплатить услуги принимающей турфирмы (гид / КГБшник, транспорт, гостиница, еда — всё по не дешёвым тарифам), и передвигаться только по маршруту, который заранее согласован с принимающей стороной. Автостоп, ночлег у местных жителей и другие "научные" способы путешествия в этих странах невозможны.

Да, ещё есть две страны, Саудовская Аравия и Туркмения, которые тоже работают по подобной системе (виза — для тех, кто едет в оплаченную поездку), но там несколько проще, потому что бывают транзитные визы и той, и другой страны, хотя получить их, конечно же, непросто.

В случае с Бутаном поездки туда стоят 200-250 долларов в день, должны иметь продолжительность от трёх дней, к ним обычно приклеивают авиабилет хотя бы в одну сторону. В случае Северной Кореи поездки стоят, примерно, 100-200 долларов в день, в зависимости от маршрута, от количества людей в группе (больше людей — дешевле, мало людей или в одиночку — значительно дороже). Про Бутан мы сейчас говорить не будем далее, я там пока не был, а теперь перейдём к Северной Корее, стране, которая граничит с РФ самым восточным участком наземной границы и имеет железнодорожный переход — Хасан / Туманган. По этому переходу проезжает уникальный поезд Москва—Пхеньян, который на данный момент является самым длинным рейсовым поездом в мире: 10308 километров, более восьми с половиной суток в пути.

Беспересадочный купейный вагон Москва — Пхеньян сначала следует до станции Уссурийск в составе поезда 100ЩМосква — Владивосток, а затем он превращается в поезд 652 Уссурийск — Пхеньян, он собственно состоит из одного этого вагона и локомотива. Реально всего один синий вагон был обнаружен, ходит он раз в четыре дня или реже, купить билет на него на сайте РЖД нельзя.

IMG_0854

Каждый человек, интересующийся железной дорогой, хотел бы проехать на этом поезде до Пхеньяна. Но это не просто дорого и супердорого, но ещё вроде как и запрещено корейской стороной: иностранцы могут доехать только до северокорейской станции Туманган, а дальше по ж.д. им ехать нельзя. Если кто-то хочет проехать поездом именно до Пхеньяна, нужно делать это поездом Пекин—Пхеньян, проезд в котором иностранцам разрешён.
IMG_0856-Герб
Итак. Собираясь во Владивосток, я заранее узнавал о возможности съездить в Северную Корею, хоть бы и с организованным туром. Хотя я вообще не езжу в буржуй-туры, и понимаю, что это будет вид показухи — КНДРовские гиды покажут нам самое лучшее, а самое обычное не покажут. Но раз это единственный способ посетить страну чучхе.

Чучхе — государственная идеология Северной Кореи, коммунизм в самом уникальном его исполнении. Руководители КНДР, великий товарищ Ким Ир Сен и великий товарищ Ким Чен Ир, как их принято называть, превратили страну в единственный в мире закрытый ото всех заповедник, где главной и единственной религией является культ вождя ("Поклоняться вождю — как небу"), поток информации извне крайне ограничен (нет в стране Интернета, мобильная связь работает только внутренняя, выезд корейцев за границу крайне лимитирован и осуществляется только организованными группами во главе с КГБшником, въезд иностранцев также лимитирован и тоже группами с КГБшником, ввоз подрывной литературы запрещён, все фотографии, фотоаппараты, сотовые телефоны и флэшки инспектируются на въезде и на выезде, вредоносные файлы и фотографии удаляются). Наследник двух первых вождей, товарищ Ким Чен Ын, унаследовал и абсолютную власть, и особый "ручной" стиль управления страной, о котором интересно и познавательно узнать из про-чучхейского ЖЖ juche-sognun, и закрытость государства не собирается менять, хотя делает какие-то шаги на внешнеполитической арене, встречаясь иногда то с южнокорейским "марионеточным" правителем, то со Си Цзиньпином (китайским вождём), то с Трампом.
IMG_0849

Исследовав все вопросы попадания КНДР, я решил списаться с фирмой "Альфа и Омега", что предлагает поездки из Владивостока в Северную Корею. Поехать в Пхеньян стоит отсюда недёшево — рассчитывайте на 55-60 тысяч рублей, ведь в Пхеньян нужно лететь самолётом и оплачивать все услуги гидов и проч. Поехать на поезде в Пхеньян через Китай стоит примерно столько же или дороже — зависит от количества людей в потенциальной группе, но желающих ехать в страну чучхейского социализма традиционно немного. Наконец, есть пляжно-экскурсионный тур, который делается с помощью поезда: на поезде Уссурийск—Туманган, далее автобусом в Расон, ночлеги на специальной интуристовской турбазе "Золотой берег", днём — экскурсии от северокорейских товарищей. Интересно, что и забронировав тур, до последней недели ничего толком не известно — ни стоимость тура (она зависит от количества людей, которые по ходу дела могут отвалиться); ни маршрут и вид экскурсий, ни возможность самой поездки (она зависит от того, отправится ли из Москвы поезд-вагон Москва—Пхеньян, который может и не пойти в нужную дату, и тогда весь тур не происходит: иного сообщения через границу нет).

Я активно писал заранее в ЖЖ, что еду в КНДР и интересующиеся могут составить компанию, но в итоге только 1 человек заинтересовался, это оказался известный многим Антон Веснин; другие люди уже набирались самой турфирмой. Мы выбрали самый дешёвый и короткий вариант, трое суток, который обошёлся примерно в 24,000 рублей: 12,400 было уплачено российской турфирме в рублях здесь, а $206 уплачено северокорейской фирме в долларах уже на той стороне (автоматически деньги туда не пересылаются — карточки там не работают, к мировой банковской системе Северная Корея не подключена).

Далеко не рассусоливая словами, перейду к делу. Вечером 1 августа мы прибыли в Уссурийск. Немного поспя в гостях у местного человека Алексея, что работал таксистом и поэтому ложился очень поздно, — к пяти утра мы пошли на вокзал, где уже тусили другие члены тургруппы (шестеро людей разного возраста), и стоял поезд на Пхеньян из одного вагона.

IMG_0855

Этот вагон был уникален и внешним, и внутренним видом. Я такого вида не видел уже лет двадцать — вагон внутри напомнил мне поезд Ташкент—Красноярск середины 1990-х! В поезде ехали сотни коробок и ящиков с неизвестным содержимым, бесконечные посылки и передачки всем корейцам КНДР от других корейцев здесь, а также ящики с майонезом, подсолнечным маслом, уксусом и т.д.. Все купе были заняты полностью, кроме нескольких коек: было до потолка заставлено всё, и в тамбурах, и в проходах. Я стал это фотографировать, но появившийся проводник голосом мерзкого узбекского мента строго запретил мне снимать содержимое вагона и заставил стереть изображения, осталось два самых невинных.

За время долгой стоянки вагона корейцы перепихали все тысячу коробок как-то, что они заняли весь проход и всё что можно, но открылось несколько нор-мест, а именно восемь, куда положили нас (русских пассажиров), а вытесненные корейцы стали стоять в проходе. Бельё и постели выглядели так, что их не меняли 16 дней с выезда с Пхеньяна, да верно так оно и было.

Поезд тронулся и мы заснули. Постепенно корейцы тасовали коробки, но им уже места не осталось, они так и стояли в проходе.

Всего в вагоне было пятеро проводников! я точно это узнал и наблюдением, и когда случайно мне достались их паспорта, в каждый служебный паспорт северокорейского проводника был вложен документ железнодорожника с надписями по-корейски  и по-русски. Видно было, что рейс в Россию занимает недели две. Почему пять проводников? ну я подумал, что два проводника настоящие проводники, ещё по одному КГБшнику следят за проводниками, и один комиссар следит за двумя КГБшниками, чтобы они не уронили честь КНДРца, ну и не сбежали бы куда не следует.

Поезд остановился на станции Гвоздево. Все северокорейцы вышли и выстроились вокруг монумента красноармейцу, что стоял у платформы. Потом расслабились и сели закурить. Всего их было на вид человек двадцать. Так что основной поток северокорейских рабочих поступает к нам как-то иначе; поезд этот купейный не перевезёт всех.

IMG_0370

На Дальнем Востоке России много есть северокорейских мужиков-работяг, лет 30-40 на вид, которые выполняют сложные малооплачиваемые труды. Лесоповал на далёких делянках. Ремонт жилищ и строительство зданий, типа как у нас в Центральной России узбеки и таджики. К каждой бригаде из Кореи приставлен комиссар, который знает русский язык. Живут они и питаются все вместе, не разбегаются (говорят, их семьи остаются там в КНДР), часто носят на груди значок с портретом Вождя (Ким Ир Сена) или двух Вождей, на контакт обычно не идут, работают по 14 часов в сутки, и как говорят, 90% зарплаты перечисляют (привозят) в государственную казну. Таким образом, два источника валюты у государства: экспортировать людей на труд, и завозить туристов с валютой, всё организованно и под присмотром.

Наконец граница России, Хасан. Большой вокзал, мало используемый. Редко кто бывает тут (погранзона), ещё реже пересекают границу тут люди. Пограничники очень неохотно просочились в вагон (проход корейцы как-то подразгребли), проверили в купе из ста коробок одну, выборочно. Поставили выездной штамп. Да, в Хасане село ещё несколько русских, которые работают в совместном предприятии в Расоне. Они уж мест не нашли себе, стали стоя в проходе. Автоперехода тут нет. Только этот вагон через границу раз в несколько дней.

IMG_0860

Ещё одна станция Хасан-Сортировочный (Хасан-Экспорт), мост через речку Туманная… И вот она, Северная Корея! Станция Туманган.
IMG_0403-Паспорта
Паспорта КНДР
IMG_0405
А.Кротов

Вещи на пассажирских полках в нашем купе

Оно же
IMG_0412
Билеты других русских Хасан—Туманган
IMG_0419
Пагода "Три границы" на китайской стороне близ Хасана (стык трёх стран)
IMG_0424-КНДР Россия

IMG_0426

На Тумангане поезд-вагон стоит очень долго. И всё делается очень неспешно. Людей с вагона не выпускают, пока всех не проверят. Час примерно сидели, пока все военные прошли по поезду и проверили нас начерно. Потом выпустили — здание таможни, где уже поставят штампы, проверят все вещи. Это было длительным процессом. Любые книги, газеты, флэшки, всё нужно предъявить к осмотру, даже книги и газеты листают и декларируют. Фотоаппараты и телефоны забирают и уносят в соседнюю комнату, где долго изучают, нет ли чего вражеского. Потом декларируют — чтобы их же и вывез. Запрещена к ввозу религиозная атрибутика. Один турист рассказал, что хотел ввезти как подарок фигурку собора Василия Блаженного, но её забрали на границе — нельзя, религиозная пропаганда. Кто-то из туристов сказал, что нательные крестики тоже нельзя. У меня из атрибутики был только намазный коврик и чётки, но это никто не распознал, что это, и было пропущено в страну.


Профессия "Писатель", "Журналист" тут не в моде. Я написал нейтральное "Служащий".

Ставят штампики (виз не ставят тут, это Свободная Зона, кто едет дале — тот визы должен получать, а тут только одобрение от принимающей стороны). Всё это проверяние и штампование ещё часа два длится, ведь все вещи тщательно проверяют, сперва на ленте, потом вручную (ну не как израильтяне, но похоже). В старом здании таможни ждали нас уже гиды со списками тех, кто должен въехать сегодня. И автобус. К нашей группе был постоянно привязан автобус с водителем, гид — русскоговорящий кореец, учившийся в Пхеньяне в Университете иностранных языков, посетивший в своей жизни Китай, человек с примерно реалистическим мышлением,  и плюс тётка лет 48-50-ти, КГБшница, с вредными свойствами, постоянно мешавшая фотографировать ("это фотографировать запрещается") и потом вероятно на меня стуканувшая, о чём далее.

Итак, мы поехали в этом автобусе, который был специально для нашей группы. Остальных русских тоже забрали встречающие, тут каждого должны встречать. Дорога от границы до Расона грунтовая, идёт среди полей, которые сразу бросаются в глаза: все поля ровно засеяны, везде растёт рис, кукуруза, на каждые несколько соток по красному флагу, на каждые сто метров — по паре лозунгов. Лозунги окружали нас везде. Попадались школы, с большими спортплощадками и турниками и тоже лозунгами. Машин встречных почти не было, в десять минут одна машина. Труженики полей куда-то скрылись, людей встречалось мало. Иногда виднелись посёлки,  с какими-то своими монументами, опять лозунгами, я их снимал на ходу. И хотя тётка запретила фотографировать всё, кроме того, что она специально скажет фотогравировать, я уселся на первое сиденье и нагло щёлкал всё, что видел. Ничего особо "криминального" пока не было. Поднялись на некий холм с памятником, там все вышли, там фоткать было можно. Потом приехали в город Расон (на картах Maps.me — Насон), центр Свободной Экономической зоны.

IMG_0435

IMG_0441-флаг

IMG_0443

IMG_0465

IMG_0472

IMG_0475

IMG_0478

IMG_0480-1

IMG_0481

IMG_0489-Плакат

IMG_0493

IMG_0516

IMG_0517
Город Расон (увеличено)
IMG_0518-1
Город Расон (Насон)
IMG_0787

IMG_0795
Вдали : монумент; флаги. Рядом : поле
IMG_0796-Поле

IMG_0800

Свободная Экономическая Зона находится на севере КНДР, сделана для привлечения денег с Китая и России, граничит с этими странами, здесь относительно цивилизованно, дорого и большинство рассчётов происходит в китайских юанях, а деньги КНДР — воны — встречаются не везде (туристам их вообще воспрещается иметь. Я всё ж немного завладел вонами, отчего чуть не получил неприятности; об этом позже).

Расон оказался вполне развитым городом, по типу китайского райцентра, отличается только тем, что очень мало машин и очень мало магазинов (фоткать было запрещено, все фоты сделаны против желантия КГБ-тётки и скрытно). Нас сразу повели питаться в VIP-офис интурист-бюро, где накрыли такой стол, который не каждый северокореец видел в жизни. Тут уже можно было фоткать — и стол, и портреты вождей.

IMG_0468
(на фото: КНДР. трасса на Расон)

…Очень важная вещь в Северокорейском учении — это учение о вожде. Нам сразу гид изъяснил и много раз повторял, что это очень важно. Ведь нам часто встретятся портреты вождей. Что с ними связано? Оказывается,

(1) На портрет вождя (или вождей) ЗАПРЕЩЕНО показывать пальцем. Только всей рукой!
(2) Фотографировать портрет вождя можно только так, чтобы вождь был по центру и весь был в кадре. Весь портрет вождя должен быть в кадре с рамками. Нельзя фоткать часть вождя.
(3) Если фотографировать себя на фоне портрета вождя, то вождь по центру, а мы с краю (а не наоборот).
(4) Если подходить к статуе вождей, то только без вещей (не с сумками, рюкзаками — это непочтение к вождям). Потом выстроиться в линию, гид произносит славословие вождю. Потом уже фотографировать.
(5) Нельзя фоткать статуи вождя на телефон. Только на фотоаппарат. На телефон — нельзя, это непочтение к вождям.
(6) Если стоишь наверху рядом с статуей вождей, нельзя с этой площадки, повернувшись попой, фотографировать город или пейзаж. Только если спуститься, тогда можно фотографировать другие объекты.
(7) Нельзя отзываться непочтительно о Великих Руководителях корейского народа.

Мы всё это внимательно слушали и старались выполнять, тем более что гид и КГБшница следили, чтобы мы фоткали всё правильно. Также оказалось, что нельзя приобрести портрет вождя или значок с ним, хотя все корейцы ходят в этих значках, но эти "святые" значки не продаются. Таким образом, идея "Поклоняться вождю, как небу" внушается северокорейцам и туристам и составляет важный смысл жизни пролетария в этой стране.

IMG_0778

Продолжение следует. a-krotov.livejournal.com

Добавить комментарий