Поиск

Сундук мертвеца, Дедушка Мороз и Историческая справедливость.


Три разных фильма об одном и том же.

Джон Карпентер был исключительно своеобразным режиссером, в нем уживались совершенно противоречивые качества: потребность снимать независимое кино (хоть бы и низкобюджетное), потрясающая проницательность и понимание зрительских запросов, отменное чувство стиля, меры и профессионализм, стремление к эксперименту и неспособность шагнуть на ступень выше. В итоге мы имеем режиссера, который не смог, имхо, раскрыть в полной мере, свой потенциал и воспользоваться потрясающим везением перепавшим ему с самого начала карьеры.
Однако речь пойдет о третьей серьезной работе Карпентера, не считая ТВ проекты.
Туман / The Fog

Год выпуска: 1980
Страна: США
Жанр: Ужасы/Мистика
Режиссер: Джон Карпентер /John Carpenter/
В ролях: Эдриэнн Барбо /Adrienne Barbeau/, Джейми Ли Кертис /Jamie Lee Curtis/, Хэл Холбрук /Hal Holbrook/, Джон Хаузмэн /John Houseman/, Джанет Ли /Janet Leigh/, Том Эткинc /Tom Atkins/


Одно совершенно точно, Карпентер в кино всегда старался сделать что-то новое, в своих сюжетах всякий раз он складывал новую «картинку» из старых «кубиков».
В «Тумане» он перемешал, как в миксере сразу несколько неоднократно эксплуатируемых ранее тем, получив на выходе достаточно оригинальный, не на что не похожий продукт.

Конечно широко известным фактом остается то что, основой вдохновения сабжа послужил британский фильм 1958 года – «The Trollenberg Terror», в котором курортный городок в Альпах подвергается ацкому беспределу, в «лице» инопланетных, правда, но не лишенных мистического обаяния, няшных одноглазых созданий неизвестной этимологии. В дальнейшем, несчастные маленькие городки и живущие в них наивные тихие провинциалы, по злой воле толп оголтелых кинодеятелей, отдавались на растерзание всем, каким только возможно мыслимым «агрессорам». Тупо инопланетного характера, доморощенного криминального, зомбанутого и зомбоподобного, чисто кровного вампирского, всевозможно зоологического, оборотняшного и т д и т п.

Все эти темы многократно между собой тусовались и перемешивались, одних только пиратских и связанных с морской тематикой приключенческих триллеров и хорроров наснимали несчетное количество. Карпентер же попытался скрестить в своем триллере мистическим образом восставших покойников, очень к тому же разобиженных, нашествие прямо из пучины, как у Пушкина, и все это на фоне прекрасных курортных пейзажей.

«Туман» не стал настолько прорывным, каким стал «Хэллоуин», хоть и имел приличный кассовый успех, критики встретили фильм довольно прохладно. Картина предельно сдержанна в плане «кровавости», акцент делается на нагнетании опасности непонятного свойства, приходящей из «тумана» и совершенно, к тому же неизбежной.

Сценарий содержит конечно, n-ое количество ляпов и штампов, но в целом фильм смотрится довольно бодро и живо, особенно на фоне современного бездушного, компьютерного шлака. Изрядную долю «обаяния», ко всему, вносит оригинальный карпентеровский саундтрек.

Ко всему прочему, зло, как выясняется, не совсем как бы и абсолютное и имеет вполне себе уважительную причину – момент, в дальнейшем нещадно перелицованный на все возможные лады, в «Тумане» же представляющий собой центральную интригу, с довольно неоднозначным открытым финалом.
Корабль-призрак / Ghost Ship


Sea Evil



Год выпуска: 2002
Страна: США, Австралия
Жанр: Приключения, ужасы, мистика, триллер
Режиссер: Стив Бек / Steve Beck
В ролях: Гэбриэл Бирн, Джулианна Маргулис, Рон Элдард, Десмонд Харрингтон, Айзэйя Вашингтон, Алекс Димитриадес, Карл Урбан, Эмили Браунинг, Франческа Реттондини

Когда я увидел в числе продюсеров этого фильма старого знакомого нашего Земекиса, то я совсем не удивился, сабж явно питает слабость ко всякого рода привидениям увековеченным во вторичных фильмах, малоизвестными режиссерами. Неудивительно что его заинтересовал сценарий с мистическим налетом, к тому же еще ничейный, выставленный на продажу.

После непродолжительных, но нервных поисков режиссера, выбор пал на Стивена Бека – специалиста по спецэффектам, в том числе и в фильмах по морской тематике, например в «Бездне» Кэмерона.

В производство вложили сравнительно приличные деньги – 20млн, поставив при этом главным образом на антураж. Что касается переработанного сценария, то создается впечатление, что он делался точно по фильму Карпентера «Туман», методом «от противного».

В «The Fog» сундук золота на берегу, а в  «Ghost Ship», догадайтесь… правильно в море, в «The Fog» граждан режуть на берегу, а в «Ghost Ship» в море, в «The Fog» невинно убиенные никак не утихомирятся и периодически возникают что бы хулиганить, а в «Ghost Ship» периодически хулиганят вовсе не невинно убиенные, а напротив сосем даже инфернальные типы, впрочем, с абсолютно аналогичным результатом.

Другими словами в «The Fog» сначала виновные мочат невиновных, а потом эти невиновные потомков виновных, по сути тоже невиновных, хоть и относительно, ибо все не без греха, а в «Ghost Ship» виновные мочат и виновных и невиновных, а потом мочат и потомков невиновных, по сути не таких уж и невиновных, ибо последние совсем уж не ангелы… надеюсь все всё поняли.

Вот так же и анемичный американский кинозритель, ему как в «Титанике» все надо три часа разжевывать, короче фильм пролетел как фанера, в прокате по Америке едва отбив затраты и слегка окупившись в других странах, таким образом поставив жирную точку на карьере несчастного Бека (породив кстати известную поговорку), который, видит Бог старался как мог.

Так или иначе, при всей своей абсурдности фильм получился ярким, запоминающимся и отчасти оригинальным. Третья же часть нашей «трилогии» один в один повторила первую, что однако вовсе не говорит о ее неудаче.
Кровавый Санта / Дед Отмороз / Sint / Saint

Страна: Нидерланды
Жанр: ужасы
Год выпуска
: 2010
Режиссер
: Дик Маас / Dick Maas
В ролях: Эгберт Ян Вебер, Берт Луппес, Каро Ленссен, Хуб Стапель, Эша Танихату, Джим Деддес, Джои ван дер Вельден, Йап Спийкерс, Бен Рамакерс, Кес Бот
Главное отличие этого голландского, слегка мутного «эпоса» от фильма Карпентера в том что «витязи» из вод морских, пришедшие уже наконец-таки отомстить хоть кому-нибудь в тихий городок Амстердам, пострадали то вполне заслуженно, по крайней мере, об этом говорит голландская историческая память, правда в последнее время слегка затуманенная.

Так вот, как у каждого уважающего себя, и не совсем еще упоротого народа, у голландцев есть свой собственный, оригинальный зимний праздник, а так же свой собственный праздничный персонаж, слегка отличный от прочих. Праздник проходит в начале декабря, а персонаж… он как бы Санта, но не совсем, голландцы ассоциируют своего Синтерклааса не с тем самым Святым Николаем, а с неким испанским епископом, который в прекрасные, просветительские времена инквизиции, приплывал из Испании (никаких оленей) и от всей души одаривал несчастных, нищих голландцев, чем Бог пошлет, естественно больше всех перепадало старикам, женщинам и детям. С тех пор голландские детишки прямо ждут всяких разных подарков от доброго дедушки. Такова официальная версия, вбитая в головы голландских обывателей, вероятно еще позднесредневековыми либерастами. Но не таков наш Дик Маас, в его груди, вероятно, в полный рост бьется сердце Клааса и он посчитал своим долгом донести историческую правду до оболваненных соотечественников.

Значит дело было так, каждый год, в начале декабря, к голландскому побережью, на своем корабле подплывал этот «добрый» епископ с вооруженной командой поддержки и разорял подвернувшиеся деревеньки, попутно творя всяческий беспредел (убийства, изнасилования и т. д.). Безобразия продолжались долго, но однажды горячие голландские парни все же возмутились и перебили таки залетных гостей, а самого Николааса спалили к херам, вместе с его кораблем.

С тех пор, время от времени сильно обиженный епископ с командой возвращается и уж отрывается на потомках смутьянов по полной. Фильм как раз и показывает эпизод последнего, недавнего посещения местечка Амстердам, этим вот не упокоенным дедушкой.

Надо сказать, что нашлись тут свои засланные казачки, которые попытались очернить и даже запретить правдивую картину, мотивируя… гуманизмом и заботой о детской психике. Но не таков наш проверенный многолетней работой в жанре ужастиков стойкий Дик (он кстати еще саунд сам пишет, как Карпентер), развесив по всей стране свои красивые баннеры, он как лев бросился на защиту своего трэша и национальной гордости и… ну что и… заработал немножко евробабак.

Фильм кстати, вышел довольно живописный и с юмором, хоть и всецело вторичный. movie-rippers.livejournal.com

Добавить комментарий