Поиск

Какие советские фильмы можно считать культовыми?


При описании многих старых фильмов, часто авторы употребляют термин (культовый фильм). Грешен, я тоже иногда его вставляю. А что такое культовое кино? И чем оно отличается просто от популярных фильмов? И какие советские фильмы действительно можно назвать культовыми?

Если обратиться к терминологии — легче не становится. Большинство определений больше запутывают, чем объясняют.

К примеру вот: Культовый фильм — фильм, ставший объектом почитания у сплочённой (иногда узкой) группы поклонников. Хотя культовым может стать как авторский, так и мейнстримный фильм, иногда к ним относят фильмы, не достигшие успеха в широком прокате и получившие популярность в некоторых социальных группах и субкультурах.

Т.е. получается, что фильм должен быть не просто популярным, а становится именно объектом почитания.

В другом словаре попалось вот такое определение: Культовый фильм должен привлекать относительно небольшую аудиторию и раздражать любителей массовой культуры

В таком случае, культовыми никак не могут быть популярные у широких слоёв населения фильмы. В нашем случае, если относить термин «культовые» к советским фильмам, то получается, что вылетают и комедия Гайдая, и комедии Рязанова, и популярные в народе истерны «Белое солнце пустыни» и «Неуловимые мстители», и такие многосерийки как «Место встречи изменить нельзя» и «17 мгновений весны». Это просто популярные в народе фильмы.

Но есть ещё вот такая формулировка: культовое кино — это кино, к которому определенная аудитория (она может быть определена с разной степенью точности) испытывает устойчивый, неослабевающий и высокий интерес. И вот под неё почти все вышеперечисленные фильмы подходят. Ибо что такое просто популярный фильм? Он может быть популярным в момент выхода, на него будут ломиться зрители в кино. Но через пару лет о нём забыли. А эти фильмы люди с удовольствием смотрят уже десятилетиями

Хотя, всё таки, с формулировкой «привлекать относительно небольшую аудиторию» я не согласен. Это не главное правило, делающее фильм культовым. Не совсем согласен и с «устойчивым интересом». Это важный фактор, но не определяющий. Главное, что он «становится объектом почитания». То есть фильм становится объектом культа, своего рода почитания у определённой группы людей. И кстати, все перечисленные фильмы опять же не подходят под это определения. Они популярны, но объект культа? Сомнительно. Ну разве что «17 мгновений весны», с шагнувшим из фильма в анекдоты Штирлицом. Но разве анекдотов достаточно, чтобы стать культом?

Тогда какие фильмы попадают под определяющие факторы? Таких наберётся не так много. На вскидку я назову, наверное три: «Кин-дза-дза!», «Асса» и (только не смейтесь) «Гостья из будущего». У этих фильмов стойкие сообщества фанов. Они в чём-то выражают философию поколения. И все они прошли проверку временем.

А Такие фильмы как «Место встречи изменить нельзя», «Ирония судьбы», «17 мгновений весны», «Белое солнце пустыни», всё же, просто популярные фильмы имеющие элементы культовости, но не ставшие ими. Частью культуры — да. Культом, как таковым — нет, и большого влияния на зрителя они не оказали.

А вот какие советские фильмы назовёте культовыми? И главное — почему?

В коллаже использованы персонажи из х/ф
«Кин-дза-дза!», реж. Г. Данелия
«Асса», реж. С. Соловьёв
«Гостья из будущего», реж. П. Арсенов

dubikvit.livejournal.com

Добавить комментарий