Поиск

Стили общения в соционике


В одном из предыдущих постов уже рассматривались малые группы социона, объединяющие соционические типы по ценностям (квадры) и практическим установкам (клубы).

Сегодня мы рассмотрим храктеристики, связанные с коммуникацией и описывающие то, как разные типы проявляют себя в общении.

В. Гуленко выделил четыре группы коммуникабельности, основанные на пересечении по дихотомиям логика/этика и экстраверсия/интроверсия:

Вторая схема поясняет суть взаимодействия каждой группы и вносит дополнительные оттенки благодаря дихотомии уступчивость/упрямство:

Можно заметить, что по диагонали расположены группы, схожие по степени ригидности, но контрастные по содержанию коммуникативного обмена.

Если вы уже немного разобрались с характеристиками типов, то вам будет нетрудно понять, какие из них попадут в ту или иную группу.
(Приведённые ниже описания взяты с соционических сайтов.)

Страстные

К ним относятся экстравертные этики Гюго, Гамлет, Наполеон и Гексли, которые активно проявляют свои симпатии и антипатии и сами выбирают партнеров по общению, при этом предпочитая неформальные контакты. Их позиция – активный поиск чувств, они несут эмоции окружающим. Как правило, они рано вступают в брак, но и разводятся чаще, так как по сравнению с другими типами менее постоянны в любви. Общение для страстных – это обмен эмоциями. В блоке Эго у этих социотипов либо этика эмоций на первой функции, либо этика отношений на второй.

Деловые

Это тоже экстраверты, но уже логикиДон, Жуков, Джек и Штирлиц, наиболее контактные в деловом общении, касающемся работы или конкретных дел. Их энергия, как у всех логиков, направлена больше на результаты работы, чем на личную жизнь. В традиционной модели деловые – это мужской стереотип общения (стандартному образу настоящего мужчины приписывают активную жизненную позицию, но только не в области чувств). Как экстраверты они активны, поэтому их позицию можно назвать активным ожиданием чувств. Очень часто они надеются встретить своего избранника или избранницу на работе или в связи с каким-либо делом. Общение эти социотипы понимают как деловое сотрудничество. В их блоке Эго деловая логика на первой функции либо структурная логика на второй.

Душевные

Интровертные этикиДюма, Есенин, Драйзер, Достоевский – общительны в кругу родных и друзей. Они погружены в мир скрытых душевных переживаний и отличаются длительными, прочными привязанностями, хотя не демонстрируют их при посторонних. Душевные социотипы, будучи этиками, сами выбирают импонирующего им партнёра, но как интроверты выражают свою готовность к контакту, подавая какие-либо косвенные сигналы. Именно такого поведения требует от женщины в предбрачный период традиционная мораль, поэтому принято считать, что душевные – это женский стереотип общения. Их позицию можно охарактеризовать как пассивный поиск чувств. Эта группа социотипов наиболее склонна к «домостроевскому» сценарию со стереотипным распределением мужских и женских обязанностей: мужчина кормилец семьи и защитник, женщина – хранительница очага и воспитательница детей. Общение понимается как обмен знаками душевной привязанности. В блоке Эго этика отношений на первой функции либо этика эмоций на второй.

Хладнокровные

Интровертные логикиРобеспьер, Максим, Бальзак, Габен – наименее общительны, очень сдержанны в появлении своих чувств. Хладнокровные – логики, поэтому их симпатии вызывают те люди, которым нравятся они сами, они ожидают проявлений чувств со стороны окружающих. Их позиция в неформальном общении – пассивное ожидание чувств. Коммуникабельность этих типов формируется по устоявшимся схемам и нормам. Их жизненные сценарии предполагают самые поздние (и наименее удачные) женитьбы и отсутствие повторных браков: сходила замуж — больше не хочу, один раз был женат, теперь в брак калачом не заманишь.  Общение понимают как обмен недостающей информацией объяснительного характера. Они могут предпочитать коммуникацию в письменном виде. В блоке Эго структурная логика на первой функции либо деловая логика на второй.

В межгрупповом общении действует принцип дополнения. Известно, что эмоционисту лучше с логиком, экстратиму с интротимом, поэтому самые хорошие взаимоотношения – по диагонали: деловые – душевные, страстные – хладнокровные. Средняя, степень совместимости – по вертикали: страстные – душевные; деловые – хладнокровные. Хуже отношения по горизонтали: страстные – деловые, душевные – хладнокровные. Самые худшие отношения – внутригрупповые. Среди всех внутригрупповых наиболее приемлемые – среди душевных, самый худший вариант – между хладнокровными.

Если вы ещё не определились со своим социотипом, попробуйте найти свою группу коммуникабельности, возможно, это внесёт какую-то ясность.
Дополнительно можно развлечься, отыскивая среди литературных или киногероев представителей разных коммуникативных групп.

Например, ясно, что яркими преставителями Страстных являются Дон Жуан и Кармен.

Для сюжетов Деловых характерно, что герой знакомится со своей будущей возлюбленной, выручая её из беды (в сказках и мифах это всевозможные победители драконов).

Золушка попадает в группу Душевных: она "пассивно ищет" любви, являясь на бал, и оставляет принцу тонкий намёк в виде хрустальной туфельки на лестнице. Хладнокровный принц логически(!) вычисляет возлюбленную по размеру этой туфельки )

Спящая красавица тоже представительница Хладнокровных — спала сто лет в ожидании прекрасного принца, который разбудит её поцелуем (этот принц наверняка относится к Страстным — кто ещё способен так воспламениться при одном упоминании о какой-то неизвестной принцессе).

К этой группе также принадлежат Атос, который неудачно женился и потом всю жизнь избегал женщин, и Кай, полностью поглощённый выкладыванием из льдин слова Вечность.

Принадлежность самих авторов к той или иной коммуникативной группе тоже можно попытаться определить по их стилю (описания ниже взяты на сайте socionics.ru).

Страстных волнует информация, связанная с взаимоотношениями между людьми, эмоциями и переживаниями. Их стиль характеризуется, с одной стороны, высокой контрастностью (от печали до радости), с другой — чутким пониманием, где необходимо поднять настроение, где зажечь аудиторию, а где охладить накал страстей, и умением добиться этого. Это романтическая литература и мелодрамы.

Представители Душевных очень тонко во всем многообразии оттенков описывают не только отношения между персонажами, но и их отношение к той или иной ситуации, к отдельному человеку, проявляют повышенное внимание к их внутреннему миру, к себе. По прочтении их текстов у читателей не остаётся сомнений, какие именно взаимоотношения были у героя с остальными персонажами, не нужно что-либо додумывать об этом, поскольку автор описал их очень конкретно, используя яркие запоминающиеся образы. Психологический и сентиментальный роман.

Для Деловых характерно видение мира как совокупности множества объектов с различными свойствами, взаимодействующих между собой, и осознание себя как одного объекта из этого множества. Жизнь видится бурлящей, интересной, когда это множество объектов находится в движении и постоянном взаимодействии, и чтобы ощутить полноту своей жизни и свою значимость в видимом мире, нужно принять участие в этих движениях и взаимодействиях. При этом оценка самих взаимодействий идёт с точки зрения совместно совершённой работы, осуществлённых проектов и замыслов, переданных инструкций и технологий. Следовательно, возникает желание участвовать в действиях и работах, совершаемых другими объектами, организовывать собственные дела и подключать к ним других, предлагать варианты действий. Это даёт ощущение наполненности жизни. Такой стиль характерен для приключенческой литературы.

У Хладнокровных идёт перечисление объективных фактов и действий, без эмоциональных эпитетов. Как можно более полная картина происшедшего создаётся за счёт точных дат, цифр, последовательности событий и действий своих и других людей без собственных оценок. Много уточнений, технических подробностей. Это скорее стиль научно-популярной, чем художественной литературы, за исключением разве что детективов.

В комментариях можно попробовать определить преобладающий стиль у себя, друг друга и ваших любимых авторов.

Приложение: Таблица аспектов информационного метаболизма по функциям (словесное описание)
ru-psiholog.livejournal.com

Добавить комментарий