Поиск

Лекарство от одиночества


Дать фильму название «О любви» — это все равно, что не назвать его никак, но не это сбивает с толку, когда посмотришь картину, а то, что не понимаешь: где тут любовь? Это фильм об одиночестве, о грусти, но никак не о любви. Но речь, наверное, идет о любви как состоянии, способе восприятия жизни и противостояния несправедливости судьбы.

При более сильной и выдержанной режиссуре этот сценария мог бы превратиться в поэтическое откровение от кино, в лирический посыл, который безошибочно находил бы цель. Но один из первых фильмов Михаила Богина оставляет нам возможность домысливать сюжет и чувства главной героини. Ведь главная проблема фильма не в одиночестве героини, не в том, что ее никто не любит – любят, она это знает. Все тоньше и сложнее – это словно какая-то несовместимость реального мира и совершенной любви.

Галина (Виктория Федорова) не только очень красивая, умная, настоящая и искренняя, но у нее еще и профессия особая – скульптор-реставратор. Она возрождает прошлое, дает новую жизнь, она должна любить искусство настолько, чтобы желать улучшить его, сохранить, но не перейти в творчество. На ее фоне расчетливый Митя (Сергей Дрейден) смотрится, конечно, большим прагматиком, и дело не в приспособляемости к условиям жизни, а в степени той честности перед собой, который каждый из этих двоих определяет для себя. Сцена в доме ученых лучше всего объясняет эту разность. Означает ли эта разность, что главные герои не смогут быть счастливы? Или режиссер оставляет им право и время то, чтобы научиться понимать друг друга. Возможно, именно этот внешне скучный и немного нарциссический человек сможет стать тем идеальным спутником, которого каждая из нас ищет. Сможет именно потому, что умеет ценить лучшее.

Совсем непонятно, сошлись бы Галина с Андреем (Олег Янковский), но последняя сцена дает на этот вопрос самый исчерпывающий ответ. Это не диалог глухонемых, как можно подумать сначала, это взаимопонимание без слов. В этой безмолвной истории их нескольких встреч как раз разворачивается мысль о том, что мир несовершенен для совершенных людей… Или это все девичьи домыслы: ты думаешь, что мужчина так смотрит и так улыбается, потому что чувствует в тебе родственную душу, а он просто смотрит улыбается. Не как-то по-особенному, а так, как смотрит улыбается всегда, всем. И может так статься, что его обаяние не спасло бы от скуки, что он оказался бы невнимательным или самовлюбленным, что он умный, но не добрый. Но тебе кажется, что ты знаешь о нем все, потому что помнишь тот первый взгляд.

Удивительно, как Олег Иванович Янковский одним поворотом головы умеет восполнить все сценарные или режиссерские пробелы: он просто смотрит в книгу, а ты понимаешь, какой эта сцена должна была бы быть в идеале – если бы все в ней было проработано до конца. Может, именно за это мы и любим этого великого артиста, что помимо прочего он позволяет нам вступить в сотворчество с собой и с фильмом, что ставит себя ни выше зрителя, ни ниже его, а остается с ним на равных: он и халтурить в работе не может потому, что уважает того, кто будет смотреть его работу.

Сколько всего сказано уже о любви, а у писателей, поэтому, композиторов и режиссеров все еще есть потребность высказаться на эту тему. Является ли любовь лекарством от одиночества или это необходимая часть нашей внутренней жизни? Синоним ли он счастью или с ней можно перенести и любые несчастья? Каждый человек всю жизнь сам отвечает себе на эти вопросы, а искусство позволяет увидеть наши проблемы и сомнения, как в зеркале и под различными углами зрения.

P.S. «О любви» стоит посмотреть каждому, кто при виде незамужней девушки торопится спросить, какие у нее новости и не собирается ли она замуж, а потом напомнить, что годы идут и молодость проходит. Промолчите в следующий раз, когда все эти слова будут готовы сорваться с языка: поверьте, она ни на секунду не забывает ни о своем возрасте, ни о статусе, ни об одиночестве. А если даже забывает, то оставьте ей на это право… marie_bitok.livejournal.com

Добавить комментарий