Поиск

«Дракула», Театр на Юго-Западе, 09.07.2018


«Дракула» — очередной образец фантастически прекрасной постановки от В.Беляковича. Спектакль собирает аншлаги даже летом, ставят еще ряд дополнительных стульев по бокам. К слову, я в этот раз как раз сидела на таком стуле, фактически на сцене, вплотную к артистам 🙂 Чем же он так нравится зрителям? Жанр спектакля описывается как «фантазия театра на тему». Казалось бы, ничего особенно нового про графа Дракулу придумать невозможно: есть знаменитая книга Брэма Стокера, сколько уже было снято фильмов и даже поставлен мюзикл.  Однако театру на Юго-Западе удалось привнести оригинальность и в историю кровавого графа.

(Все фото с сайта Театра)

Рассказчиком выступает сам профессор Ван Хельсинг  (Олег Леушин), словно сошедший со страниц романа. По его словам, тема вампиризма интересовала людей испокон веков. В образе вампиров люди находят мрачную эстетику, мистику, загадочность, и связь со смертью. Но почему нас так привлекают вампиры, или носферату? Возможно потому, что они – наша темная сторона, наша полная противоположность. Или потому, что мы – стадо, ищущее себе сильных, могущественных хозяев. А может быть, потому, что мы сами хотим быть похожими на них – прекрасных, вечно молодых ночных хищников. Вампиры были, есть и будут вечно, они только изменили форму вампиризма.

Спектакль удивляет небанальным выбором актеров, играющих главные роли. Сначала он вводит в некоторый ступор, а потом кажется на редкость органичным. Так, юрист Джонатан Харкер (Михаил Белякович) вовсе не похож на молодого Киану Ривза из фильма 1992 г.: он предстает перед нами полноватым, комическим героем. Джонатан трусоват, не прочь прихвастнуть, а ради высоких процентов готов на многое, если не на все. И в Трансильванию он точно отправился в поисках легкой наживы. Но почему бы, собственно, Джонатану не быть таким? 🙂

Его избранница Мина Мюррей (Карина Дымонт) не похожа на молодую девушку, скорее она молодая женщина, такая спокойная и уверенная в своих привычных чувствах к Джонатану в начале, мятущаяся в середине действия и жесткая, бесстрашная в конце.

Дракула (Георгий Иобадзе) тоже совсем не похож внешне на могущественного графа. «Щуплый студентишка», по выражению Джонатана, однако, поражает своей животной пластикой: он постоянно в движении, лазает по стенам, висит на потолке – это даже не вампир, а настоящий оборотень. Постепенно перед нами раскрывается его истинная история, и начинаешь задумываться – а был ли он таким чудовищем, каким его изображают, или его поступки – всего лишь ответная реакция на окружающую реальность? Средневековье вообще мрачное время, турки были не менее жестоки по отношению к его предкам, а Влад верно стоял на страже христианской церкви, защищая Европу от полчищ мусульман. Церковь же впоследствии и отлучит его. А история любви Дракулы, которую он пронес  сквозь столетия, вряд ли оставит кого-то равнодушным.

Как говорит профессор Ван Хельсинг, пока есть вампиры, будут и столь же неисчислимые полчища их жертв. Однако жертвой вампира может стать не каждый. Такой «идеальной» жертвой становится лучшая подруга Мины, Люси Вестенра (Елена Шестовская). Казалось бы, она красива, молода и богата, в ее жизни все идеально. Но девушка испытывает глубокую неудовлетворенность: ей скучно, не хватает сильных эмоций, своего жениха Артура (Фарид Тагиев) Люси не любит, а по ночам она мучается от приступов лунатизма и кошмаров. Во сне она ищет в пустыне источник, умирая от жажды, и находит свой «источник» наяву – им становится Дракула. Девушка умоляет его подарить ей вечную жизнь и становится вампиром.

Дракуле противостоят профессор Ван Хельсинг с товарищами: это уже упомянутый Артур Холмвуд, желающий отомстить за Люси и спасти ее душу, его глуповатый, но верный друг Квинси Моррис (Денис Нагретдинов) и доктор Джон Сьюард (Евгений Бакалов). На протяжении всего спектакля эта компания старается разгадать тайну вампира. Сначала они исследуют феномен юриста Рэнфилда (Андрей Санников), который вернулся из Трансильвании сумасшедшим, затем устраивают на Люси охоту на кладбище, а в конце пытаются спасти Мину от Дракулы (только нужно ли?). Этот «квартет» привносит в спектакль такой необходимый, гротескный юмор: они тоже такие «бесстрашные убийцы вампиров», как Альфред и профессор Абронзиус в «Бале вампиров»: не всегда удачливые, но упорные. Впрочем, к Ван Хельсингу это не относится, он — профессионал своего дела.

Конец спектакля отличается и от книги, и от фильма. Он, конечно, печален, но закономерен. Другого и не стоит ожидать. Хочется верить, что все герои в итоге нашли свое счастье или добились того, чего хотели.

Хотелось бы отметить, как всегда, восхитительную работу художника по свету Вячеслава Климова, а также оформление сцены: из-за множества зеркал пространство кажется бесконечным, а мы с легкостью переносимся из замка графа в бальный зал, а оттуда на кладбище. Звуковое сопровождение, как всегда, стильное и выше всяких похвал.

Спасибо огромное Театру на Юго-Западе и всем артистам за прекрасный вечер. И, конечно, спасибо сообществу  moscultura, проекту Москультура и лично Анне atlanta_s за приглашение!

Ссылки:

http://teatr-uz.ru/
https://www.facebook.com/page.teatr.uz/
https://vk.com/teatr_na_uz
https://www.instagram.com/teatr_uz_adm/
https://www.youtube.com/user/ugozapadny

ilovemoscow.livejournal.com

Добавить комментарий