Поиск

Игра в ковбоев


Досмотрел второй сезон сериала Westworld (Мир Дикого Запада). Так как ранее, ещё при просмотре первого сезона, ознакомился и с первоисточниками почти полувековой давности, решил сделать такой своего рода комплексный обзор. Практически без спойлеров, так что несмотревшие могут смело лезть под кат. Приятного прочтения.


Всё началось в 1973 году, когда вышел фильм Westworld, режиссёром и автором сценария в котором выступал небезызвестный ныне Майкл Крайтон. Фабула была проста: в некотором не очень отдалённом будущем корпорация Делос создала парк развлечений, в котором каждый, у кого имеется для этого достаточно денег, может окунуться в атмосферу легендарной исторической эпохи. В данном случае — американского Дикого Запада. Массовку создавали роботы, изображающие людей и животных, и, соответственно, гости парка могли отрываться на всю катушку, не стесняя себя моральными ограничениями.

Роботы исправно имитировали угрозу, но по факту причинить вред человеку были неспособны, их же убивать и калечить можно было без ограничений — после небольшого (или большого) ремонта они снова возвращались в строй.

Но потом компьютерную сеть парка поразил вирус, поломавший у роботов ограничители, и роботы устроили гостям и персоналу кровавую баню. Главному герою с большим трудом удаётся спастись. Собственно, всё. Фильм очень прост и представляет собой, по сути, эксплуатационное кино на тему технострашилок в духе "если долго сидеть перед телевизором — глазки вытекут".

Несмотря на эту простоту и где-то даже примитивность, фильм имел успех. Больше всего зрителям запомнился зловещий Стрелок — один из роботов, которого играл Юл Бриннер. Он оказался особенно живучим, и его главному герою долго пришлось утихомиривать (собственно, до самого финала). Именно из него родился впоследствии образ Терминатора, а Стивен Кинг именно с него срисовал главного героя саги Тёмная башня, стрелка Роланда из Гилеада. Правда, внешность ему Кинг придал другую, но тоже классически-вестерновую — от Клинта Иствуда (нет, не надо мне сейчас про кастинг официальной экранизации Тёмной башни, актёр там взят хороший, но несколько не в тему, на мой взгляд, да и вообще, это предмет для отдельного обсуждения). Интересно, что в романе Извлечение троих, второй книге цикла, есть сцена, в которой один из персонажей заднего плана, ставший свидетелем перестрелки с участием Роланда, много лет спустя видит в кинотеатре Терминатора и в ужасе кричит "Это он! Это он!". Выходит интересная временная причинно-следственная петля как раз в духе сюжета саги: Роланд работает пасхалкой к Терминатору, созданному на основе Стрелка, из которого вырос сам Роланд.

Фильм остался в истории кинематографа как первый, в котором была применена компьютерная обработка кадра. Зрителю несколько раз демонстрировали мир глазами робота — крайне пикселизованный, до нечитаемости (попробуйте, например, разобрать, что там, на слайде ниже). Тогда это считалось очень круто и хайтек. Эти сцены были превращены в пиксельную кашу не руками, а аутентично, компьютером — обработка двух с половиной минут видео (а именно столько этих сцен суммарно набралось за фильм) заняла восемь часов машинного времени. Это, кстати, было ещё молниеносно быстро — изначально компьютерщики называли режиссёру срок "не менее девяти месяцев", но он плюнул и нашёл тех, кто сделал быстрее (и, кстати, существенно дешевле).

Из других любопытных фактов. Майкл Крайтон применил тот же сюжет ещё раз, в своём романе Парк юрского периода (впоследствии экранизированном и превратившемся в культовую франшизу) — высокотехнологичный парк развлечений, позволяющий посетителям погрузиться в прошлое, выходит из-под контроля, невзирая на всю якобы "гарантированную безопасность". Также отмечается, что Westworld стал одним из первых (а скорее всего, вообще первым) художественным произведением, в котором упоминается концепция компьютерного вируса, на тот момент бывшая абстрактной идеей, знакомой лишь немногочисленным специалистам-айтишникам.

В 1975-м был снят, а в 1976-м вышел на экраны кинотеатров фильм Futureworld (Мир будущего), являющийся продолжением Westworld. С момента событий первого фильма прошло два года, случившуюся трагедию спихнули целиком на Стрелка, выставив его единственным заглючившим роботом и списав в утиль. Мир Дикого Запада закрыли, так как он вызывал у потенциальных клиентов неприятные ассоциации, а взамен него открыли Мир будущего, где посетителям предлагалось провести несколько дней на борту космического корабля, облетающего Солнечную систему. Фильм снимала другая студия, вся съёмочная группа была новой, единственный, кто перекочевал из первого фильма — Юл Бриннер всё в той же роли Стрелка, и то привлечён он был явно только для того, чтобы его имя работало заманухой на плакате. По факту у него было минуты три экранного времени в сцене, совершенно не имеющей отношения к сюжету — героиня видела его во сне, а главный герой лицезрел это при помощи аппарата, читающего мысли.

С этим связан первый и, наверное, самый незначительный, на фоне прочих, недостаток фильма — автор сценария заврался с технологиями. В первом фильме хоть и были волшебные роботы, неотличимые от людей, им всё же пытались придать какие-то недостатки, немного работающие на благо правдоподобности — нереалистичная моторика рук или, скажем, непереносимость воды, из-за контакта с которой их сразу коротило (пусть это всё и упоминалось просто так, в сюжете никак не сыграв). Во втором и недостатков у роботов никаких больше нет, и появились вещи немыслимого технического уровня — контроль над гравитацией (в Мире будущего гости испытывали перегрузки при старте, невесомость в полёте и различную силу тяжести при высадке на разные небесные тела, обслуживающим персоналом упоминается "устройство управления гравитацией"), синтез сложных объектов из воздуха (в некоей "белой камере" буквально нажатием пары кнопок материализуется из ничего троица роботов), даже создание искусственной жизни (роботы последней модели создаются на основе образцов генетического материала человека, представляя собой его точную копию, и не содержат ни единой механической детали) и перенос сознания (в этих самых "органических роботов" целиком переписывается память и сознание оригинала). Каким образом Делос за каких-то два года смог разработать столько чудес — не упоминалось.

Второй недостаток, гораздо более критичный — сценарий и режиссура. Как Юл Бриннер был заманухой, так и название являлось ей же — означенный Мир будущего показывали мельком раза два, да и все его чудеса вроде невесомости больше на словах описывали, чем демонстрировали зрителю наглядно. Даже Римский мир со Средневековым миром (о них ниже) на экране и то появлялись больше. Но даже все они вместе взятые (плюс несколько сцен в заброшенном Мире Дикого Запада) занимают от силы треть фильма, всё остальное же — беготня персонажей по техническим помещениям парка, снятым на каком-то заводе. Трубы, вентили, кабели и бетонные стены — офигенно интересный интерьер для тех, кто пришёл смотреть на аттракционы, изображающие приключения в космосе.

Сам фильм, в дополнение к этому, затянут, переполнен ненужными и непонятно зачем присутствующими сценами, предсказуем и, наконец, самое страшное, просто скучен. Первая часть тоже не была шедевром триллерного жанра, но имела свой шарм и, главное, в ней был отлично выдержан темп и ритм повествования.

В марте 1980-го начал выходить телесериал Beyond Westworld (За пределами Мира Дикого Запада), действие которого происходило после второго фильма. Глобальный сюжет повествовал о том, как злобный учёный Куэйд хочет при помощи роботов завоевать мир, а противостоит ему шеф службы безопасности Делоса Джон Мур. Сюжеты вращались вокруг вычисления и обезвреживания роботов, которые под видом людей внедряются в различные организации. Несмотря на то, что пилотная серия была номинирована на Эмми сразу в двух категориях (постановка и грим), успеха сериал не имел. Было снято всего пять серий, из которых эфир увидели три, остальные добрались до зрителя только в 2014 году, с выходом DVD-издания. Впрочем, даже этот DVD печатается только под заказ и, судя по отсутствию кадров из сериала в гугле, а самого сериала — на торрентах, заказов не очень много.

В 2007-м появились упоминания о том, что готовятся съёмки ремейка самого первого фильма. Говорилось, что в одной из ролей снимется Арнольд Шварценнегер. Последние упоминания этого проекта относятся к началу 2011 года — похоже, он так и не увидит свет.

Но наиболее известен, разумеется, современный сериал, называющийся так же, как и самый первый фильм — Westworld (первый сезон вышел в 2016 году, второй — в этом, 2018-м). Сюжетно он возвращался к первосточнику — парк развлечений с антуражем из ковбоев, индейцев и прерий — но был при этом куда сложнее. Авторы вспомнили, что фантастика нужна, в первую очередь, чтобы ставить философские вопросы в развлекательной форме. И, соответственно, сюжет эти самые вопросы в изрядном количестве поднимал. В оригинальном фильме роботы были именно что простыми (ну, относительно) машинами, не имеющими сознания и эмоций и не чувствующими боль. Соответственно, различные излишества, которые позволяли себе гости, были сродни боксу с грушей и сексу с надувной куклой, только в чуть более продвинутом варианте. Да и не педалировались они, излишества эти — в кадре ничего такого толком и не было. В сериале же роботы куда как более продвинуты, и проблематика общения с ними вызывает мысли на тему того, где кончается эксплуатация имущества и начинается рабовладение. Тема не сказать чтобы дофига свежая и оригинальная, но куда лучше, чем простой боевик-выживач первого фильма или шизофренический типа-триллер второго.

Тем более, что насилие и прочие сопутствующие вещи демонстрируются тут с размахом. Правда, это же является одним из слабых мест первого сезона сериала — первые где-то четыре серии из десяти сюжет практически стоит на месте, а всё экранное время занимает эксплутационное кино "издевательства мясных мешков над безответными железяками".

Правда, когда впоследствии история таки набирает обороты, она оказывается весьма интересной и закрученной. С парой очень годных вотэтоповоротов ближе к финалу, яркими персонажами и целой кучей линий повествования.

Отдельно стоит отметить, что снято всё очень красиво, и, к тому же, у сериала есть собственный узнаваемый стиль. Всё это поспособствовало его популярности.


Финал первого сезона был, что называется, "двойного употребления". С одной стороны, это было красивое многоточие, позволяющее счесть сюжет сезона завершённой историей. С другой — сюжет при желании можно было легко продолжить. Понятно, что делалось это из-за сомнений в успешности проекта. Если бы рейтинги оказались невысокими, можно было бы с чистой душой закрывать сериал — он не остался бы оборванным на полуслове огрызком. Ну а в случае успеха, историю было куда развивать, не случилось бы такого, что всё уже сказано, и остаётся пережёвывать то же самое по второму разу.

Беда в том, что авторы, кажется, не очень верили в своё детище и по умолчанию подразумевали именно первый вариант. Потому что когда первый сезон громко выстрелил, и стало ясно, что второму сезону быть, это для них, похоже, стало неожиданностью. Сценарий писан второпях, без единого смыслового стержня, и во многом непоследователен. Собственно, и первый сезон был небезупречен по части дыр и провисов сценария, но там у авторов была мысль, которую они хотели донести до зрителя — и, в итоге, донесли. Во втором же авторы не понимают, о чём дальше снимать, поэтому пытаются гальванизировать зрительский интерес взявшимися из ниоткуда и логически необусловленными вотэтоповоротами. Возникающие вследствие этого дыры в логике затыкают ходами типа "всё это был хитрый план персонажа N". Так как подобный приём порождает гораздо больше дыр, чем затыкает, новые дыры пытаются объяснить "хитрым планом персонажа M", а порождённые этим — "хитрым планом персонажа X" и так далее без конца. В итоге, и первоначальная сюжетная подоплёка (что всё это, вообще-то, парк развлечений для элиты), и поднимавшиеся доселе вопросы (что есть человек, и когда машину можно начинать считать разумной) быстро куда-то пропадают. Остаётся нагромождение интриг, где абсолютно каждый персонаж, будь то человек или робот, имеет второе, третье и далее дно и парочку хитрых планов, которые, оказывается, за кадром вёл с самого начала истории.

Добавим к этому кучу чисто логических ляпов, когда сериал противоречит как элементарному здравому смыслу, так и самом себе. И первый-то сезон был по этой части небезупречен, но во втором просто побиты все рекорды. Робота оставляют на четыре часа в помещении, чтобы залить апдейт — робот спокойно выходит, бродит по всему управляющему комплексу, проникает в хранилище. Замков на дверях, очевидно, нигде нет, камер безопасности тоже — неважно, что раньше нам всё это показывали. И сотрудников комплекса робот тоже не встретил ни одного, бродил в одиночестве по гулким пустым коридорам — наверное, все на обед ушли. Потому что сценаристу захотелось показать красивую историю, как робот нашёл в хранилище свою пропавшую жену, но поговорить с ней не смиог, так как она выключенная была.

Или, например, феерический штурм форта, где пара дюжин человек в полный рост по чистому полю идёт на врага. Бог с ним, что в кадре проговаривается "полторы-две сотни человек" — на массовку бюджета не хватило, а дорисовывать бойцов при помощи компьютера заленились, бывает. Куда смешнее то, что в этих наступающих ведёт с расстояния в пару десятков метров шквальный огонь отряд из человек тридцати — и попадает всего раза два. Остальные пули, не взбивая фонтанчиков земли и не срезая траву, просто растворяются в мировом эфире. И таких вот фейспалмовых моментов по паре штук почти в каждой серии. Неудивительно, что рейтинги второго сезона оказались куда ниже, чем у первого. Хотя третий, говорят, всё же будет. Будем надеяться, что в нём какую-никакую работу над ошибками проведут.

Немного любопытных фактов о том, как менялся лор местной вымышленной вселенной. В самом первом фильме было три парка: титульный Мир Дикого Запада, Средневековый мир (очень клюквенный условно-средневековый антураж с турнирами, пирами и зарубами рыцарей на мечах), Римский мир (упоминается, но показан буквально парой коротких сцен, не имеющих сюжетного значения).

В сиквеле число парков возросло до пяти. К трём упомянутым выше добавился Мир будущего, ставший титульным, и Мир самураев (как нетрудно догадаться, имитирующий средневековую Японию). Впрочем, как уже говорилось выше, толком ни один из них в фильме не фигурировал.

В сериале (новом) точное количество парков не упоминается. Согласно брошенной кем-то из персонажей фразе в середине второго сезона, Мир Дикого Запада — это "парк №23", то есть, их как минимум 23 штуки. В конце первого сезона намекают на открытие "грандиозного нового проекта", который оказывается Миром самураев, во втором сезоне его показывают подробнее (хотя сюжетной роли он при этом не играет, представляя собой одну из многочисленных длиннот, вставленных чтобы забить экранное время).

Также во втором сезоне показан парк, имитирующий Индию времён британского колониального владычества, который (сюрприз! сюрприз!) тоже нужен только для того, чтобы забить экранное время.

Любопытно, что в новом сериале от гостей требуют максимального "ролевого отыгрыша", запрещая проносить на территорию парка любые предметы, не относящиеся к имитируемой эпохе, а вот в фильмах требования были куда ниже — скажем, можно было взять с собой фотоаппарат и нащёлкать эффектных кадров.

Интересно посмотреть и на цены. С самого начала подобные парки позиционировались авторами как развлечение весьма дорогостоящее в создании и обслуживании, и потому ожидаемо недешёвое для конечного пользователя. В первом фильме сутки пребывания в парке обходились в тысячу долларов. Для зрителя начала семидесятых это было весомой суммой, но, видимо, недостаточно весомой, потому что во втором фильме цена взлетела до двенадцати тысяч в сутки. В новом сериале тариф составляет сорок тысяч долларов в сутки — с поправкой на инфляцию, это примерно в семь раз дороже, чем в первом фильме, но почти в полтора раза дешевле, чем во втором.

Интересно взглянуть на развитие идеи такого парка интерактивных развлечений с годами. В семидесятые фантазия в эту сторону работала слабо ввиду почти полного отсутствия подобных штук в реальности. Всё, до чего додумались авторы первого фильма — это обычная песочница с антуражем, где гости в основном занимались тем, что, подобно ролевикам-полевикам девяностых, "бухали в дурацком", баловались случайными половыми связями и иногда ввязываясь в безопасные для здоровья потасовки.

Во втором фильме попытались развить идею до уровня парка аттракционов — в Мире будущего гостям предлагались высадки на различные небесные тела и, соответственно, возможность испытать эффекты различной гравитации и атмосферного давления.

В новом сериале всё куда серьёзнее. На момент его создания у человечества, как-никак, уже был более чем тридцатилетний опыт создания вполне настоящих интерактивных развлечений. И полевые ролёвки прошли долгий путь, и, главное, видеоигры стали целой индустрией с разработанной теорией и практикой. Соответственно, хотя большинство гостей не покидает стартовой локации, застревая на этапе "выпить, потрахаться, подраться", для тех, кто хочет большего, парк предлагает настоящие сюжетные квесты. С драматической историей, внезапными поворотами, развитием персонажей и прочим. В первом сезоне была небольшая, но крайне интересная сюжетная линия, связанная именно с проблемами паркового геймдизайна. Во втором, увы, от неё ничего не осталось, был только один годный момент на эту тему — когда в ответ на претензию, что банда из Мира самураев точь в точь клонирована с банды из Мира Дикого Запада, включая характеры и историю, сценарист отвечает, что был кранч, надо было написать больше сотни квестов за три недели, поэтому он воспользовался своими прежними наработками.

Ну и последнее, что стоит упомянуть — это официальная игра по новому сериалу Westworld. Она была выпущена для мобильных устройств и во многом представляет собой клон небезызвестной Fallout Shelter — создана теми же разработчиками с использованием того же кода, и сейчас с ними по этому поводу судится правообладатель последней. Игрок выступает в роли нового сотрудника Делоса и проходит испытательный срок, управляя виртуальной симуляцией парка. Вещица ни на что особо не претендует, но убить в ней полчасика в день можно не без удовольствия.



https://sam-newberry.livejournal.com/1027348.html movie-rippers.livejournal.com

Добавить комментарий