Поиск

«10 советов или меньше» («10 Items or Less», США, 2006 г.) — «„Юнона“ и „Авось“» по-американски


 

преамбула

Заметка писалась 11 лет назад, на премьеру фильма в России. Некоторые ссылки в тексте, возможно, уже не работают.

амбула

Фильм «10 советов или меньше» (2006 г., США — «10 Items or Less»).

Фильм простой, как сатиновые трусы. Но людей заставляет смотреть на них не то, что они сатиновые, а то, что речь идёт именно о трусах.

предисловие

«Бог мне свидетель, бог свидетель, я не дам янки меня сломить. Я пройду через всё, а когда это кончится, я никогда, никогда больше не буду голодать. Ни я, ни мои близкие. Бог мне свидетель, я скорее украду или убью, но не буду голодать», — Маргарет Митчелл (1900—1949 г., Margaret Mitchell), роман «Унесённые ветром» (1936 г., «Gone with the Wind»), перевод — Т. А. Озёрская—Тарковская.

i-словие

Для того, чтобы лучше понять, что же из себя представляет фильм, полезно вписать его в контекст.

Так, сценарист и режиссёр — Брэд Силберлинг (Brad Silberling). Силберлинг, как режиссёр, «специализируется» на сериалах: из 11 режиссёрских работ 5 — это сериалы. Тем не менее, он потихоньку отходит от них и переходит к жанру «куска кино», т. е. цельновзятого фильма, отдельной истории. Но, как говорится, талант не пропьёшь — зная, что сценарист и режиссёр «родом из сериалов», легче понимать, почему фильм именно таков, а не какой иной. В частности, одной из особенностей «односерийных фильмов» Силберлинга является подробное рассмотрение кажущегося незначительным эпизода с привлечением крепкого актёрского состава, качественных саундтреков и прочих фильменных атрибутов — например, его картина «Миля лунного света» (2002 г., США — «Moonlight Mile»). Есть такая жизненная позиция, мировоззрение, философия — как хотите это назовите — пытаться разглядеть, например, в одном конкретном листочке всю «мудрость мира», «проявления бога» и прочие «чудеса жизни». Силберлинг занимается тем же самым — через призму бытовой, заурядной ситуации, рассмотренной через увеличительное дупло, пытается натолкнуть зрителя на законсервированные у него им же самим внутренние ресурсы. Кстати, если кто обращал внимание, события, связанные с Иисусом Христом, — это такая местечковая история, которые случаются сплошь и рядом, но как только человек сконцентрировался на ней, выделил из всех событий мира, она сразу приобрела иной масштаб и значение. Такое сравнение отнюдь не попытка «обелить» сериалы или сказать пару добрых слов именно о Силберлинге, а лишь указание на способ «познания мира».

Сюжетная канва: два разных человека, встретившись случайно и на непродолжительное время, делают что-то друг для друга, и это позволяет им как-то меняться самим.

Основной посыл. А вот с этим загвоздка, пупсики.

Официальный релиз пересказывает фильм примерно так: чуть ли не неудачник, актёр, которому «под сраку лет» и который находится в зрительском забвении, всеми силами пытается вжиться в роль, причём второстепенную — типа, других ему уже не предлагают — и на этом своём поприще пересекается со случайным человеком, и их краткая встреча встряхивает каждого из его пыльного угла. Нет, жизнь их кардинально не меняется, но знакомство друг с дружкой подобно дополнительному любованию закатом: пользы ноль, но приятно, а коли приятно, то и жизнь у тебя, гандона, будет лучше.

Не понятно, откуда в релизах берётся такая чепуха, когда в фильме об этом ни слова: ни о «второстепенной роли», ни о «забвении». Him, герой Моргана Фримена (Morgan Freeman, США), четыре года не снимался в новых фильмах, тем не менее ленты с его участием до сих пор продаются во всех супермаркетах, и его моментально узнают на улицах и в магазине буквально все. В конце фильма, когда он немного раскрывает суть своего занятия, не то перевод скверный и вводящий в заблуждение, не то просто не совсем понятно в оригинале фильме, но, как бы то ни было, нет и слова о «второстепенности». К тому же, нужно учитывать калибр Фримена как актёра — он, конечно, может играть «простых парней», но нужно знать менталитет таких зубров и негласный голливудский кодекс — никто не будет предлагать (а он играть) роли, которые бы при проекции его героя на него самого могли бросить тень на Фримена. (В частности, Фримен, будучи в жизни почти на 40 лет старше главной героини, — которая, к тому же, как женщина, выглядит моложе своих лет, — говорит ей на полном серьёзе: «Просто ты хочешь переспать со мной», — и такое самоутверждение высокогонарарного американца по сюжету должно выглядеть как бы естественно и не вызывать противоречий и нареканий.). Скажем, он никогда не будет играть откровенного дебила или пассивного гомосексуалиста. С этим, кажется, разобрались. Теперь о «второстепенной роли». Речь идёт не о второстепенной роли, а о «второстепенном фильме» — Him после четырёхлетнего перерыва собирается сниматься у режиссёра, у которого за плечами всего один фильм. К тому же «второстепенность» опровергается тем фактом, что Him снимался явно не из-за нехватки денег — он смог безболезненно по кредитной карте потратить некую сумму (надо полагать, несколько сотен северозелёных долларов), которая для героини была неподъёмной.

Теперь по содержанию. Откидываем способ Марка Твена, который гласит, что «лучший способ подбодрить себя — это подбодрить кого-нибудь другого» («The best way to cheer yourself up is to try to cheer somebody else up»). Фильма не об этома. А вот о чём, на. Мимолётная встреча с главной героиней — Скарлет (Scarlet), которую воплощает Паз Вега (Paz Vega, Испания), — это своеобразная остановка, чтобы выпасть из привычного ритма и осмотреться, сделать какие-то существенные для каждого из них выводы. Иногда каждому человеку нужно «побыть одному», и такое выпадение из своей жизни может происходить не путём уединения, а через встречу с другим человеком, как и показано в этом фильме. И эффект «одиночества» достигается именно условием кратковременности и «разовости» такого контакта, что обоим должно быть известно с самого начала (а также достигается и тем, что встречаются слишком разные люди, продолжение знакомства которых не может состояться просто «по определению» в силу миллионов причин: пол, возраст, род деятельности и пр.). То, что лечит, будучи применённым в гомеопатических дозах, при превышении дозировки теряет всякое своё влияние. Особенно восторженные и впечатлительные критики подобные ходы могут даже сравнить, скажем, с путешествием через чистилище и ад в «Божественной комедии» (1307—1321 гг.) Данте Алигьери (1265—1321 гг.). В общем, что-то весьма необычное по духу, но незначительное по времени и изменяющее всё представление человека, его понимание себя, жизни, отношения к окружающим. Как курортный роман, как друг, которого обретаешь в больничной палате и по выходу из неё теряешь навсегда. Это контакт, требующий особого времени и особого места. Крестьяне назвали бы это «день, который год кормит».

В целом, фильм «10 советов или меньше» — из разряда, если можно так выразиться, «день длинною в жизнь». Официально киноленту ставят в такую единую тематическую обойму:
— «Доктор Голливуд» (1991 г., США — «Doc Hollywood»);
— «Жизнь за кадром» (2000 г.; США, Франция, — «State and Main»);
— «Любовь и смерть на Лонг-Айленде» (1997 г.; Великобритания, Канада — «Love and Death on Long Island»);
— «Ноттинг Хилл» (1999 г., Великобритания, США — «Notting Hill»);
— «Свидание со звездой» (2004 г., США — «Win a Date With Tad Hamilton!»);
— «Трудности перевода» (2003 г., США — «Lost in Translation»).

Негативный фактор: на старости лет многие актёры начинают «играть самих себя», есть такой феномен, знаете ли. Это своеобразный творческий кризис — как актёрский, так и кинематографический (а Фримен не только актёр, но и один из продюсеров этого фильма). Не избежал его и Фримен. К тому же, снимать фильмы о том, как снимаются фильмы (как актёры вживаются в роль) — это примерно то же самое, что на свадебном торте кремом рисовать рожицу кондитера, этот торт пёкшего.

Специфика:

• Весь фильм построен на такой псевдодокументалистике, когда зритель начинает теряться — где герой Фримена, а где сам Фримен. Такой приём тоже не нов — считается, что, если зритель таки запутался, значит, «фильм получился». Но всё портит именно тот факт, что этот приём уже заезжен до сухомятки. Для достижения эффекта «документалистики», в частности (особенно в начале ленты), используются диалоги, максимально приближённые к бытовому разговору, то есть почти не отшлифованные с точки зрения лаконичности (сочетания информативность/длительность), гладкости и литературности.

• Содержание разговоров не менее занятно: Him проявляет эмпатию в контейнерных объёмах буквально на всех окружающих («Я подбадриваю людей, я указываю направление их настроению»), а 25-летняя Скарлет тот ливень, который захлёстывает конкретно её, подобно 12-летней девочке, безропотно выслушивает, несмотря на его некую искусственность и даже менторский тон. Как-то не совсем вяжется: показать «fuck» от сгиба локтя любовнице шефа и не бояться вылететь за это с работы, а затем выслушивать поучения и дотошные расспросы первого встречного — пусть и известного актёра. Почтение к старости — это святое, но Him, к тому же, ещё и негр!…

• Как уже было сказано выше, «ноги» фильма растут из принципов производства сериалов. Есть такая расхожая шутка, как создаются телесериалы: дескать, сначала просто снимается много произвольных сцен, в которых актёры как угодно открывают рот, а затем — в зависимости от сюжета — всё это озвучивается и монтируется.:-) В каждой шутке, как известно, есть доля истины. В фильме присутствует множество эдаких «тупиковых ветвей» — вроде как мимоходом в замочную скважину заглянули, а вот дальше пошли. Действия многих героев кажутся нелогичными, так как зритель не может наблюдать их ожидаемую реакцию (ну, это как, примерно, на курок нажали, а выстрел слушать не стали — сразу пошли на горшок и спать). Диалоги такие же неровные и рваные. Обрубленность закономерных ситуаций создаёт впечатление, что герои врут, что в сюжете есть подвох. А его нет. Герои вообще не играют, а выигрывают время. Шутка.:-)

• Особо следует указать на ещё один приём — в середине фильма идёт аж 6-минутный саундтрек. Собственно говоря, после такого саундтрека фильм можно было смело закончить. За музыкальное оформление отвечал композитор (он ещё и актёр) Антонио Пинто (Antonio Pinto, Бразилия). И он ответил. Такая вот компания: американец, испанка и бразилец. Латинские нотки в саундтреке, главная героиня же споёт испанскую песенку, а Фримен, естественно, американскую. (А в конце название фильма повторяется — сначала на испанском и только затем на английском.) В общем, главный саундтрек фильма ждёт большое будущее. И на нём, кстати, завязана и концовка — не уходите после начала титров (а идут они без малого минут 10), посмотрите, как Фримен протирает машины. Тут и самый закоренелый циник может пустить слезу. Желающие могут похлопывать в такт.

хвостословие

Теперь тезисно.

1. Фримен открывает секрет своего обаяния: цветовое сочетание синих джинсовых штанов и чёрной кожаной куртки.

2. Главная героиня в исполнении Паз Вега своими взглядами исподлобья похожа на Джульетт Льюис (Juliette Lewis, США), которая многими стала узнаваться лишь после фильма Квентина Тарантино «От заката до рассвета» (1996 г.).

3. «Страдающий аутизмом и глухой, как тетеря» менеджер супермаркета Ли (Lee), внешне смахивающий на какого-то «латиноса», оказался индийским актёром — это Кумар Паллана (1919 г. р., Kumar Pallana). В этом образе Паллана сильно, как кажется, похож Олега Басилашвили (1934 г. р.):


На фото: Кумар Паллана в образе аутичного Ли
(похож на российского актёра грузинского розлива Олега Басилашвили).
Нужно готовиться к «„10 советов или меньше“-2»,
в котором Кумар Паллана вживается в роль аутичного Ли?!…:–)

4. Как закос под великие фильмы, «из/для скромности» все титры сделаны строчны́ми буквами, например — «morgan freeman». Аналогичный закос и здесь в названиях частей.

концефразие

Венец фильма: «Мы живём. Мы работаем. Мы только всё начинаем. И мы никогда больше не увидимся».

p. s.

Одноимённый сериал «10 Items or Less» (США), запущенный в 2006 году, никакого отношения к фильму «10 советов или меньше» не имеет. Бывает и так.

домашнее задание

Впечатление, что название фильма «10 Items or Less» как «10 советов или меньше» переводил тот, кто фильма не видел. Слово «item» в контексте фильма нужно понимать как в вопросе: «Назови десять items („вещей“?), которые тебя нравятся/не нравятся». Перевод «items» как «вещей» для тех, кто фильм ещё не смотрел, будет не совсем понятным, название, что называется, «не играет». Тем не менее, перевод «items» как «советов» нельзя признать удачным. Возможны такие названия: «10 пунктиков или меньше», «10 зарубок на носу или меньше», «10 принципов или меньше», «10 слагаемых жизни или меньше», «10 способов или меньше» и т. д.

резюме (для тех, кто не понял)

Фильм снимался всего 15 дней.

Это большое кино, стилизованное под авторское.

Картина вполне могла бы называться «Follow me».

Сюжет: жизнь случается рядом каждую минуту. Если остановиться и уделить кому-то больше внимания, чем планировалось, любая часть жизни окажется достойной быть запечатлённой на киноплёнку. Как говаривал Гёте, под каждым надгробным камнем — история целого мира.

Лозунг фильма: «Есть такая профессия — Фримена играть». Ведь, как известно, на конкурсе мистеров Бинов (Bean) победил именно сэр Аткинсон.

Сакральный смысл ленты: заработать Фримену на кофе и сигареты, а также промоушен Пази Вега.

Премьера в России — 26 июля 2007 года.

ещё

О фильме «10 советов или меньше» 11.05.2007 г. на сайте информационного агентства «Дотсмедия» («Dotsmedia», «dots» означает «многоточие») рассказывает компания-прокатчик (и владелец сети одноимённых кинотеатров) «Люксор»:
• http://www.dotsmedia.ru/news/2007/luxorfilm/05/11may_10_items_or_less_12jul.shtml [копия: (ссылка)]

послесловие

8 лет спустя я как-то вскользь упоминал этот фильм в контексте саундтрека:

«
Фильмы нужно снимать так, чтобы зритель сам захотел снять такой фильм и передать то, что нельзя передать словами!.. Для этого искусство и предназначено, собственно… «Мы благодарны искусству за то, что оно непрерывно рассказывает что-то о мире и о человеке, чего логически сформулировать невозможно» (композитор А. Г. Шнитке, 1934—1998 гг.)

…Почему-то вспомнилась одна из музыкальных тем к фильму «10 советов или меньше» (’10 Items or Less’, 2006 г., США) с Морганом Фрименом (Morgan Freeman, это man) и Паз Вега (Paz Vega, это дама), в особенности те впечатления, когда саундтрек был в конце, а герой Фримена под забойный мьюзикон мыл машины. Ностальгия, что ли, только не совсем понятно по_чему?..

http://www.youtube.com/watch?v=kBTq9wz1bSw
и
http://zaycev.net/pages/31235/3123590.shtml — собственно, та самая композиция ‘La Receta’ из «10 советов или меньше» в исполнении солиста Kemo the Blaxican, который, «является одним из ярчайших представителей музыкального стиля Chicano Rap. Музыка группы [где раньше играл Kemo the Blaxican] окрашена латинскими и особенно мексиканскими ритмами и мотивами, мелодичными и жёсткими одновременно» (цитируется по статье Википедии об американской хип-хоп-группе ‘Delinquent Habits’).
»

movie-rippers.livejournal.com

Добавить комментарий