Поиск

3300 км Транссиба: мосты через реку Чик.


Поделюсь прошлогодней записью.

Оригинал взят у krechet_d в 3300 км Транссиба: мосты через реку Чик.

На 3300 км Транссиба (для тех, кто не в курсе, километраж на Транссибе идёт от Москвы), не доезжая 36 км до Новосибирска-Главного, железная дорога пересекает небольшую речку Чик. Для этой части Западно-Сибирской равнины речка очень необычная, долина её достаточно глубокая и широкая, а река местами имеет каменистое дно. Когда в конце XIX века строили Транссиб, то отсыпать высокую насыпь не было ни средств, ни возможности, поэтому железная дорога здесь достаточно круто ныряет в долину реки, а затем поднимается из неё. Грузопоток по Транссибу быстро рос, а вместе с ним рос и преображался Транссиб. Уже в начале XX-го века он из однопутки стал двухпутным, в 1951-м году на участке от Новосибирска до Чулымской паровозы сменили электровозы, а во-второй половине XX-го века на участке Коченёво — Чик — Обь добавился и третий путь. Сейчас на этом участке интенсивно по всем трём путям ходят грузовые, дальние пассажирские и пригородные поезда. Иногда тут можно увидеть, как два поезда (чаще всего электричка и грузовой) идут «наперегонки» в одном направлении по параллельным путям.

Это фотошоп, грузовой поезд вырезан из другого кадра, но вообще сама ситуация вполне реальна.

А ещё здесь бывают очень красивые туманы. В прошлом году я пару раз наблюдал из окна поезда, как туман плотно окутывал долину реки, но не поднимался вверх, поэтому высокий мост и насыпь как бы парили в воздухе. Смотрелось очень необычно, поезд, идущий по небу, поэтому, когда появилась возможность и прогноз пообещал туман, я решил посетить это место.

1. В 6:40 утра я вышел из электрички на о.п. Шагаловский (1,8 км от моста).

Туман действительно был, но, к сожалению, не такой, который хотелось бы, он был слабенький и просто равномерно окутывал всё пространство вокруг. Но что теперь, иду по краю дороги в сторону моста.

2. С запада меня нагоняет грузовой под «Синарой» 2ЭС6-090.

3. Солнце слегка проглядывает сквозь туман.

4. Контейнеры на длинных платформах. Такой поезд при движении создаёт ритмичное перестукивание, как пассажирский поезд.

5. А вот и долина реки Чик. Осмотр мостов решил начать с северного, который проходит немного в стороне.

6. Пока переходил между насыпями, вымок в высокой траве. Роса такое туманное утро, разумеется очень обильная.

7. Ещё один грузовой с запада.

8. Вид на все три пути Транссиба, долину реки Чик и одноимённый посёлок вдалеке.

Немного пояснений. Как я уже сказал, при строительстве Транссиба для пересечения долин рек из экономии не делали высокие насыпи, путь просто спускался с горки и затем подымался. Но в дальнейшей эксплуатации, разумеется, это сказалось не лучшим образом. Сейчас многие такие места грузовой поезд может пройти только на скорости, при внеплановой остановке, приходится вызывать на помощь резервный локомотив. Поэтому при строительстве третьего по хронологии (первого по нынешней нумерации) пути всё же предпочли сгладить уклон и сделали высокую насыпь, чтобы тяжёлые грузовые поезда могли отправляться со станции Чик без помощи толкача.
9. Поэтому третий мост получился гораздо выше двух предыдущих, а также он оказался несколько поодаль.

10. Вот как раз по нему со стороны Чика идёт грузовой.

Ещё немного пояснений. На Транссибе пути, ведущие на запад имеют нечётную нумерацию, а на восток — чётную. Поэтому порядок нумерации такой:
1-й путь (хронологически третий) — самый северный. Используется исключительно для грузовых поездов западного направления. Пригородные и пассажирские там могут оказаться только на время ремонта 3-го пути, либо нештатной ситуации. Как уже сказал, идёт отдельной насыпью поодаль от остальных, в районе о.п. Шагаловский между 1-м и 3-м путями располагается аж целый дачный посёлок.
11.

12. Вот тут видно, насколько далеко отходит 1-й путь от остальных.

3-й путь — средний. Автоблокировка на нём настроена на работу в обе стороны, но фактически чаще он используется только для движения на запад, по нему ходят дальние пассажирские поезда и электрички. Но если он свободен в западном направлении, а 2-й путь занят грузовыми, то там могут пустить пассажирские и грузовые поезда на восток. Очень редко его могут использовать и для пригородных поездов восточного направления, но обычно так стараются не делать, чтобы не создавать путаницу среди пассажиров и не провоцировать бег перед приближающимся составом с одной платформы на другую.

2-й путь — южный. Используется для движения на восток всеми видами поездов.

13. 2-й и 3-й пути проложены вместе по одной насыпи и даже реку Чик пересекают хоть и по разным мостам, но расположенным вплотную друг к другу.

14. Между тем с запада едет ещё одни грузовой. Движение, как видим, очень интенсивное.

15.

16. Панорама долины (большой размер по клику).

17. А и конец 3299 километра и сам мост.

18. Вид с него на реку Чик на север.

19. … и на юг.

20. Когда его построили, я не знаю, но, судя по конструкции, ориентировочно конец 50-х — 60-е годы, возможно 70-е, 80-е.

Конструктивно, он является аналогом мостов на линии Абакан — Тайшет (строилась в 1959 — 1964 годах), да и внешне он напоминает упрощенную версию знаменитого Козинского виадука (самого высокого в России).

Что ещё примечательно — в связи с падением грузопотока в 90-е путь по этому мосту был выведен из эксплуатации и временно демонтирован. Восстановлен в 2003 — 2004 году, если не ошибаюсь.

21. Спускаюсь вниз.

22. Против солнца.

23. Вид снизу (склеено из 3-х кадров, увеличение по клику).

24. Как видим, высота этого моста впечатляет. Вот тут я сделал попытку оценить её по кадру со стороны, исходя из высоты контактной подвески. Получается, что где-то 25 — 27 метров, как девятиэтажный дом.

25. А «старые» мосты в сравнении с ним кажутся совсем маленькими.

26. Несколько кадров на «старые» мосты от реки. Поезда идут почти непрерывно.

27.

28.

29. Ну и немного самого высокого моста со стороны. Очередной грузовой под «Синарой»

30.

31. Контейнеры

32. Полувагон и хоппер.

33.

34. Ещё красивый кадр из травы.

35. Ещё раз снимаю снизу. Всё же мост этот очень красивый. Хоть и сооружение чисто утилитарное.

36. Речка под мостом. Прямо небольшой перекат, крупные глыбы тут насыпные.

37. «Старые» мосты.

38. Хотя реально видно, что их заменили где-то во 2-й половине XX века. Фермы опираются на железобетонные фундаменты, в эпоху строительства Транссиба таких не делали.

39. Пути на этих мостах безщебёночные, опираются на бетонные плиты.

40.

41. Вид на «новый» мост со «старых».

42. Мимо на запад проносится пассажирский поезд.

43.

44. Я смотрю на часы и вижу, что до электрички осталось чуть менее 20 минут. А до Шагаловского 1,8 км, нужно спешить.

45. По пути встретился ещё один грузовой.

46. Электровоз — 2ЭС6-472.

47. И ещё один исторический момент. Этот участок Транссиба электрифицировали в 1951-м году. И многие старые опоры тут остались до сих пор (на фото слева), хотя в целом большую часть их заменили на новые бетонные.

Что примечательно, старые опоры оказались долговечней и сейчас бетонные приходится менять чаще, а стальные стоят до сих пор. И наверно, простоят ещё долго. На этом всё.

Внимание! Поправки и уточнения по хронологии строительства путей и мостов очень приветствуются. Было бы очень интересно узнать, в каком году открыли движение по высокому мосту.

ru-railway.livejournal.com

Добавить комментарий