Поиск

На поезде Великий Новгород — Луга


Северо-Запад России, включая Новгородскую область, богат на разного рода лесисто-болотистые дебри, в которых порой прячутся атмосферные малодеятельные железные дороги. Одна колея среди лесов и деревень, и редкий ходящий по ней поезд. Одна из таких веток уходит на запад от Великого Новгорода, связывая его с городом Луга на юге Ленинградской области, и пересекаясь на станции Батецкая с магистралью Петербург — Витебск. Единственный пригородный поезд по этой линии ходит теперь только в летний период (с апреля по октябрь, если точнее), и только по выходным. Я совершил поездку по этому маршруту в начале золотой осени 2017 года, в конце путешествия в Карелию и Новгород.

Таким нестандартным маршрутом — через Лугу, я возвращался из Новгорода домой в Питер. От Новгорода до Луги совсем недалеко — 96 километров, но поезд преодолевает это расстояние аж целых три часа. Отправляясь из Новгорода в девять утра, в полдень он прибывает в Лугу.

2. Начнём с новгородского вокзала, откуда начинается путь. Вокзал построен в 1953 году, и его архитектурное решение очень оригинально. Навевает древнерусские мотивы, сразу же настраивая на нужный лад приехавшего в этот город путешественника.

Пришёл я на вокзал почти впритык перед отправлением. Собирался купить билет, но терминал по их продаже на новгородском вокзале в упор не знал о существовании станции Луга. Оказалась здесь не редкая для нынешнего времени ситуация, когда пригородные билеты на станции продаются не во всех направлениях. То есть в Новгороде можно купить на вокзале билет на электричку до Чудово или Питера, но до Луги надо покупать в вагоне.

3. У перрона меня ждал дизель-поезд РА2. В Новгороде я его не запечатлел, поэтому приведу фото, сделанное на станции Батецкая.

В девять часов трогаемся. Народу не много, и в основном это дачники, большинство из которых сойдёт на первых же остановках по пути. От начала до конца еду только я, и это неудивительно — пассажиропотоку из областного центра в периферийный город соседней области (центр которой значительно больше) взяться, в общем-то, неоткуда. Да и ближних пассажиров не много: всё-таки эта железная дорога на всём протяжении дублируется идущей рядом автомобильной. В поезде у разъездного кассира в тот день была какая-то неисправность с аппаратом для продажи билетов, и она мне сказала "До конечной билет пробить не получается, давайте я вам до Луги-2 пробью". Так что последние 4 километра пути я с санкции контролёра ехал зайцем. Такие дела.

4. А поезд наш, тем временем, уходит с новгородского вокзала, ныряет под путепровод на проспекте Корсунова. Пока что сверху ещё тянется контактная сеть, но она заканчивается сразу же, как мы сворачиваем на запад — на лужскую ветку.

5. Въезжаем на станцию Новгород-Лужский. На соседнем пути грузовой поезд с химического комбината "Акрон" — крупнейшего промышленного предприятия Новгорода. Судя по столбам, эту станцию планировали электрифицировать, но руки не дошли.

6. Дымящие трубы "Акрона" мелькали между деревьями где-то вдалеке справа от поезда, вскоре скрывшись из вида. Город остался позади, и я чувствую погружение в железнодорожную глушь. За окном осенний лес, поезд гудит и дымит как паровоз. Правда, минут через пятнадцать сильно дымить он перестал.

7. Остановка 88-й километр (километраж идёт от Луги) в маленьком дачном посёлке. Выглянув в тамбур, можно через открытые двери почувствовать запах сосен. "Октябрь уж наступил" — на календаре как раз первый день второго осеннего месяца.

8. Колодец-"журавль" у одного из домов:

9. Солнце выглянуло на несколько минут, но дальше погода была исключительно пасмурной. За окном лес, и начало золотой осени.

10. Некоторые остановки поезд делает просто на переезде. Грунтовая дорога, переезд без шлагбаума, и никакой платформы. Где-то поблизости за лесом прячется какая-нибудь деревня.

Эта железнодорожная ветка, связавшая Новгород с Петербургско-Витебской и Петербургско-Варшавской магистралями, строилась во время Первой мировой войны, и движение по ней было открыто в 1917 году, между революциями (так что поездку по ней я совершил в год её столетия). До войны, кстати, Новгородский узел был больше, чем сейчас, поскольку с 1878 года действовала железная дорога Новгород — Старая Русса, с открытым в 1916 году ответвлением Шимск — Сольцы, которое служило ещё одной перемычкой Новгорода с Витебской дорогой. Но старорусская ветка, вместе с солецкой, была разрушена в войну, и затем не восстанавливалась. А эта по-прежнему действует, хоть и значение её весьма невелико.

11. Станция с мелодичным названием Люболяды — одна из трёх станций на без малого сто километров пути. Расположена в одноимённой деревне среди леса. В деревне буквально несколько домов. Из печных труб вьётся дым.

12. Остановка 60-й километр (от Новгорода это уже 36 километров). Еле заметный перрон, отсыпанный песком, заколоченный деревянный сарай, где-то рядом находится деревня Марино. А вот футуристичные фонари с солнечными батареями смотрятся в такой обстановке даже как-то комично.

13. Ещё через 12 километров — бывшая станция, а ныне остановочный пункт Мойка, перед которым поезд пересёк по мосту маленькую лесную речку Лугу — ту самую, которая ниже по течению станет широкой и довольно крупной рекой, и в итоге впадёт в Балтийское море. В Мойке сохранился вокзал времён постройки железной дороги. Ныне заброшен, и, наверное, стоять ему осталось недолго. А жаль.

14. Интерьер поезда. После Мойки он почти опустел, и, кажется, лишь ещё два пассажира ехали до Батецкой.

Что интересно, на участке Новгород — Батецкая пассажирское сообщение этим поездом не исчерпывается. Есть и дальнее сообщение: раз в два дня здесь ходит белорусский поезд Минск — Мурманск. Но в обе стороны он проходит этот участок ночью.

15. Кроме леса, за окном много и болот. Тёмные воды с безжизненными стволами берёз, речки с торфяной водой. Настоящий Северо-Запад.

Видео:

16.

17. Вскоре поезд замедляет ход и описывает полукруглый разворот. Справа появляется уходящая на север просека.

18. А потом на ней показываются рельсы. Это тепловозная магистраль Петербург — Витебск, прекрасно знакомая мне с детства. Примыкая к ней, поезд втягивается на станцию Батецкая — локальный железнодорожный узел.

Петербургско-Витебская дорога появилась раньше — движение по ней открылось в 1904 году. Поэтому и узел устроен так, что она проходит станцию по прямой. С новгородской веткой всё сложнее: выходы на Лугу и Новгород расположены на станции оба с северной стороны, из-за чего наш поезд меняет направление движения. Хотя примерно до 2000 года существовал путь в сторону Новгорода с южной стороны, но теперь он разобран.

Вот так Батецкий узел выглядит на карте. Красным прочерчен разобранный ныне путь, который позволял не менять этому поезду направление.

19. Станция Батецкая. Поезд здесь стоит около десяти минут для смены направления. Сейчас мы находимся на Витебской дороге, и это вид на юг — в сторону Дно и Витебска.

20. И вид на север — в сторону Питера. Там же находится и развилка на Новгород и Лугу, то есть узел. Виден наливной грузовой поезд с тепловозом 2ТЭ116 компании "БалтТрансСервис".

21. За деревьями виден типовой послевоенный вокзал. Его я огромное множество раз видел из окна поезда ещё в детстве — по дороге между Питером и Минском.

22. Вид со стороны посёлка. Какую-то деревянную сцену у вокзала сделали.

23. И мемориальная табличка на фасаде. Да, по этим местам вообще война прошлась лихо. При виде этих лесов и болот из окна поезда вспоминается и окружённая под Новгородом вторая ударная, и партизаны.

24. Станция Батецкая находится в посёлке Батецком, который у вокзала выглядит примерно так. Это районный центр, и население его больше 2 тысяч жителей. Как-нибудь я надеюсь и отдельно его посетить.

25. Но пришло время ехать дальше. Поезд трогается в обратном направлении, Витебская магистраль остаётся в стороне. После Батецкой я ненадолго остался единственным пассажиром. До Луги осталось 36 километров, и чуть больше часа пути — то есть скорость тут весьма низкая.

26. За окном снова проплывает осенний лес. Железная дорога закладывает петлю, поворачивая на запад.

27. Проезжаем западную окраину посёлка Батецкий:

28. А это остановка (бывшая станция) Русыня. Ещё один деревянный дом времён постройки дороги. Перед ней дорога второй раз пересекает речку Удрайку, причём дальше она встретится с ней и в третий раз, но ни разу я эту речку не заснял. Как, кстати, и Лугу.

29. И типичный железнодорожный сарай:

30. Ещё одна остановка формата "песчаный перрон, на который надо спрыгивать":

31. Вскоре Новгородская область сменяется Ленинградской. Первая остановка на её территории — бывшая станция Смычково. Она открылась чуть позже всей дороги — в 1922 году. Домик, вероятно, того же времени.

32. Начало Ленинградской области заметно глазу. Более ухоженные поля, более хорошие дороги — словом, разница с Новгородчиной заметна. За этим переездом — бывший разъезд 9-й километр.

33. На нём сохранился ещё один дом ровесник дороги.

34. Остались считанные километры до Луги. Глушь за окном кончилась, и местность стала более обжитой. И пассажиры ближе к Луге в поезде снова в небольшом количестве появились. Сверху по путепроводу проходит автомобильная трасса Петербург — Псков — Киев.

35. Ближние окрестности Луги богаты сосновыми борами:

36. Пересекаем, теперь уже сверху, ещё одну автодорогу. Это старый участок Киевской трассы, который был основным до постройки лужской объездной.

37. Начинается город, и первым делом поезд делает остановку на станции Луга-2 (это до которой мне билет пробили).

38. А после неё новгородская ветка соединяется с линией Петербург — Псков — исторической Варшавской магистралью, открытой в 1861 году, и заходит на станцию Луга-1 с южной стороны. За окном лужские многоэтажки.

39. Наконец, в полдень прибываем на конечную станцию. Сталинский вокзал, электрификация (которая идёт сюда из Питера, и здесь же и заканчивается). В центре кадра стоит мой поезд, а слева — дизель-электропоезд ДТ1, который через час пойдёт во Псков (я этим маршрутом ездил в январе 2014 года). Пересадка в Луге, кстати, интересный способ доехать по железной дороге от Новгорода до Пскова (но это, конечно, для особых любителей вроде меня).

Но мне сейчас дорога в Питер. Через час с небольшим туда пойдёт пригородная "Ласточка". В Луге я был в феврале 2015 года, и тогда о ней писал, но раз сейчас время есть, то я решил прогуляться, перед этим перекусив в вокзальном буфете.

40. На площади у вокзала стоял вот такой раритет:

41. Напомню, что Луга — районный центр в Ленинградской области с населением 36 тысяч человек, а название городу дано по одноимённой реке. И город с историей: известна с 16 века как село, а при Екатерине II стала уездным городом. Но старая застройка сохранилась лишь фрагментарно, так как город сильно пострадал в войну.

42. Вывеска на рынке. Это привет из Нижегородской области, как я понимаю?

43. Выразительная достопримечательность города — костёл святого Николая, построенный в 1902-04 годах.

44. В целом, город достаточно приятный. И тогда — зимой, и в этот раз, в осеннюю пору.

45. А вот этот дом наполовину сгорел. Не помню, был ли он в таком состоянии в 2015 году.

46. Центр города:

47. Красивое дореволюционное здание. Дом купчихи Ильиной конца XIX века.

48. Сделав небольшой круг по городу, и купив воды в "Магните" на обратном пути, я вернулся на вокзал, купил билет и пошёл на перрон, где уже шла посадка на "Ласточку" до Питера. И обратите внимание на строй солдат, идущий по платформе. Это деталь, без которой Луга не была бы Лугой: в окрестностях города большое количество воинских частей, и люди в военной форме порой в качестве обычных прохожих в Луге встречаются на каждом шагу.

130 километров до Питера "Ласточка" преодолевает меньше, чем за два часа, после которых я вышел на перрон Балтийского вокзала и поехал домой. Так завершилось моё осеннее путешествие в Карелию и Новгород. ru-railway.livejournal.com

Добавить комментарий