Поиск

Водоснабжение кемпера — Душ и дополнительная электрика


0000_Title.jpg

Продолжение эпопеи об улучшении нашего кемперочка.

1. Начну, пожалуй, с электрики. На фото оригинальный инвертер VW мощностью 150 ватт. Как видите, никаких вентиляторов в нем нет, охлаждение происходит за счет рёбер жёсткости на его корпусе, что даёт абсолютную тишину при работе. Снабжён защитой от перегрузки и разряда бортовых аккумуляторов — в этом случае при включении прибора на штатной розетке будет светиться красный диод вместо зелёного, показывающего, что все ОК.

Высоковольтная часть проводки обмотана оранжевой тканевой изолентой, к ней я подключаю свой провод с разъёмом для изменения функционала дополнительной розетки на торце шкафа.

2. Изначально инвертер прикручен к боковой стенке кухонного блока, из-за чего сам шкаф оказалось проблематично поставить на место в одиночку — банально мешается обшивка дверной стойки. Чтобы решить эту проблему, переношу блок на ребро жёсткости кузова, закрепив его хомутом через слой поролона, чтобы не дребезжал на кочках.

3. Вот как выглядит оригинальная розетка в дверной стойке позади водительского сиденья. Розетка снабжена откидной крышкой и концевым выключателем, который активирует инвертер только тогда, когда вставлена вилка — это очень удобное «заводское» решение.

4. На торце кухонного модуля имеется отдельная силовая розетка, напряжение в которой появляется только при подключении к внешнему питанию 220в с помощью сетевого адаптера на стоянках. Так как в специализированных кемперах мы вообще не останавливаемся, то данный функционал для нас полностью бесполезен. Следовательно, я отключаю от этой розетки заводскую проводку и подсоединяю к ней свой разъём.

5. Рядом с розеткой на 220 вольт и разъёмом прикуривателя на двухсторонний скотч приклеиваю самодельный пульт управления, который активирует дополнительную электрику в салоне без включения зажигания, а также управляет подогревом воды. Подробнее о нём я рассказывал в предыдущей части. Пульт расположен точно позади левого подлокотника водительского сиденья, так что нажимать выключатели при необходимости можно наощупь, не отвлекаясь от дороги.

Что касается доработок нашей Калифорнии, то здесь у меня изначально было одно важное правило: ничего не резать и не сверлить, все мои вмешательства должны быть полностью обратимы, если вдруг решу вернуть машину в первоначальное состояние. Витая пара оказалась особенно удобна в данном случае, по-другому провести 8 проводов через узкую щель не представлялось возможным.

6. Обе розетки и пульт на своём месте. Теперь у нас в машине две розетки на 220 вольт, причем та, что на фото, включается только после того, когда в штатную розетку на дверной стойке втыкаешь вилку какого-либо прибора, и начинает работать инвертер. Мощности в 150 ватт хватает на одновременную зарядку двух аккумуляторов для фотоаппаратов и аккумулятора дрона.

Если вдруг нужна бОльшая мощность, то в бардачке имеется крохотный преобразователь 12/220 мощностью в 75 ватт, который фактически выполнен в форм-факторе обычной USB-зарядки в прикуриватель, его вполне хватает на зарядное устройство Макбука, ну а больше в машине нам заряжать особо нечего. Ну и прикуриватель в торце шкафа отличается чуть более толстой проводкой, прямым подключением к аккумулятору и предохранителем на 20 ампер, тогда как обычно на подобные розетки ставят 15-амперный.

7. Слева внизу виден синий шланг для воды. Над ним «фишка», замотанная в серый поролон, которая подключается к концевому выключателю крана. Открыли кран — в баке загудел насос — полилась вода, это тоже очень удобно. Все разъёмы обмотаны поролоном, чтобы исключить посторонние звуки при тряске. Последний штрих — подключаюсь к проводке насоса для воды, чтобы иметь возможность включать его при закрытом кране.

После чего аккуратно складываю всю свою проводку, закрепляю её хомутами и точно так же оборачиваю куском поролона. Она удобно прячется в небольшой нише кухонного модуля, под ней видны белые салазки для ящика со столовыми приборами, а сверху над ней займёт своё место раковина и газовая плита. Чтобы получить доступ к проводке, раковину придётся снимать, но, к счастью, лазить туда мне ни разу не пришлось.

8. С противоположного торца шкафа, со стороны задней двери, также разместилось два гнезда на 12 вольт. Данная модель оказалась проверена временем и нашими экспедициями на Дефендере, а вот её проводку поменял на другую, с проводами большего сечения. Подключена напрямую к клеммам третьего аккумулятора, который размещается в салоне под платяным шкафом, «плюс» через отдельный предохранитель, а «минус» через заводской амперметр: при включении в неё потребителей расход энергии учитывается на панели управления кемпером.

9. Электропроводка термостата. Повторюсь, резать и сверлить ничего не хотел, так что пришлось размещать её на самоклеящемся крепеже изнутри платяного шкафа. Витая пара снова оказалась как нельзя более кстати. Из плюсов — чтобы увидеть данный «колхоз», в шкаф надо заглядывать со стороны багажника, чего в реальной жизни мы никогда не делаем.

10. А вот при открытии дверцы шкафа со стороны салона проводка совершенно не видна, и это радует. Справа разместилось хорошее зарядное устройство ORICO на 4 USB-порта. Им пользуется исключительно моя жена, заряжая айпад и айфон во время стоянки, мне же хватает USB-портов на торпедо.

11. Чуть выше приклеен корпус с платой термостата, проводку которого удалось скрытно проложить под алюминиевой окантовкой шкафа. В корпусе сделано овальное окошко, через которое видна температура воды в баке. Рядом светится красный диод — он показывает, что подогрев воды в настоящее время включён, когда вода нагреется, диод погаснет, пока она снова не остынет на 3 градуса.

Долго думал, делать ли дополнительные отверстия под кнопки программирования термостата, но потом пришёл к выводу, что не стоит. Один раз настроил его на 40 градусов, и больше не трогал, ну а если вдруг потребуется что-то изменить, то всегда можно снять крышку корпуса, поддев её тонким ножом.

12. Шкаф стоит на своём месте, все нововведения проверены и исправно работают. Для заключительного этапа пришлось снимать водительское сиденье.

13. А также доставать второй аккумулятор, расположенный под ним, и демонтировать его «тумбу». Всё это сделано для того, чтобы проложить силиконовый шланг для воды и проводку, которая будет соединять кухонный модуль с потребителями под водительским сиденьем. Провода прокладываю с запасом, но не по длине, а по количеству: если мне вдруг понадобится добавить какое-то новое устройство небольшой мощности, то для этого не нужно будет снова снимать шкаф и сиденье!

14. Шланг для подачи воды теперь подключается к крану не напрямую, а через небольшой тройник, откуда пойдёт отбор для…

15. Душа! Да, в нашей машине появился горячий душ. Помнится, в комментариях спрашивали, как же принимать водные процедуры в Мультивэне с низкой крышей? 😀

Если кому интересно, то вот каталожные номера: VAG 7E7 067 273 «Провод электрический» и VAG 7E7 067 841 «Вилка штепсельная» — именно так они отображаются в базе данных. Надо было видеть лица сотрудников «Экзиста», когда они выдавали мне эти артикулы со склада!

16. Беру подходящий кусок ламинированного мебельного щита, размечаю и вырезаю отверстие под «вилку штепсельную«.

17. Вид с другой стороны. Штуцер, выключатель, индикатор работы — в общем, законченное заводское решение всегда радует глаз, и становится понятно, за что ты отдал деньги.

18. Розетку решил разместить позади водительского сиденья, закрепив мебельный щит к «тумбе» несколькими хомутами. На нём, в свою очередь, расположился компактный автомобильный сабвуфер на 120 ватт — немного, конечно, но басов ощутимо прибавилось. Необработанный торец и боковую щель прикрыл алюминиевым уголком.

19. На обшивке заднего дивана зачем-то имеется такая вот выштамповка, с которой я вообще не знаю, что делать: с одной стороны, пропадает свободный отсек, а с другой — ума не приложу, как разместить туда какую-нибудь дверцу с замочком, чтобы при этом ничего не сверлить. На первое время просто натянул по краям обшивки сетку с крючками, предназначенную для крепления вещей в багажнике. Там разместились душевая лейка, провод для подключения к сети 220 вольт и погружной яхтенный насос для закачки воды в бак.

20. Собственно, на этом моё повествование о водоснабжении кемпера можно было бы считать законченным. Система подогрева воды радовала нас в поездках полтора года, а горячий душ позволял в полной мере ощущать себя «как дома».

Но, как говорится, совершетству нет предела. Так что будет ещё одна часть рассказа, посвящённая полученному опыту и небольшой итоговой «работе над ошибками«.

Продолжение следует!

frantsouzov.livejournal.com

Добавить комментарий