Поиск

История транспорта: Железные дороги в Великобритании


Оригинал здесь

В связи с плохим пониманием (или незнанием) истории современными урбанистами, редакция решила открыть рубрику «История транспорта», дабы предупредить современников, что худшее, что вы можете делать с транспортом — концентрировать в руках государства. Раз за разом после принудительной национализации транспортных систем (порой даже не выплачивали деньги, просто отбирали) происходили ужасные процессы: ухудшение качества, увеличение ЧП, аварий и прочих неприятных вещей. Из-за этого многие системы ОТ были закрыты. Вот же ирония: отбирали чтобы сделать лучше для людей, а в итоге просто уничтожали — в духе этатизма.

Начнем с общей истории ЖД в Великобритании, а в следующих постах будет более узкий разбор и другие виды транспорта. Англичане (интеллигенция) очень любили Адама Смита, что вылилось в политику Laissez-faire (невмешательство государства в экономику). Империя не говорила как проектировать, как строить, как управлять И.Т.Д. (показательно, что именно в этой стране появлялось большинство технических новинок). Единственное, что было нужно капиталисту от государства — получить разрешение парламента (с этим проблем не было) или выиграть концессию. Были трудности с отчуждением земель, но для этой темы нужен отдельный пост. 

Так как государство имело минимальные рычаги давления, единственным «регулятором» отрасли была «невидимая рука» рынка. Транспорт появлялся и позже существовал, где на него был спрос (что логично (жаль немногим)). Денег империи в отрасли не было, всем заправлял частный капитал. Никаких субсидий, поддержек и прочей чуши, которая только продлевает «жизнь» ненужной потребителям системы. 

Каналы и обычные повозки между Ливерпулем и Манчестером (крупные промышленные города) не справлялись с ростом производства, поэтому цена за перевозку грузов пошла вверх. Капиталистам и торговцам был нужен конкурент и новые провозные мощности. Первая железная дорога, на которой использовались только паровозы, была открыта в 1830 году между этими городами. 

Построенная исключительно на частные деньги фирмой Liverpool and Manchester Railway дорога имела неслыханный успех, и в стране начался бум строительства. Появлялись новые частные компании, пути опутывали всю страну. 

К сожалению, начался рост левых движений в Европе. Рабочие (в связи с необразованностью) думали, что капиталисты их дурят. В сфере транспорта это выливалось в ОГРОМНЫЕ ГРАБИТЕЛЬСКИЕ ТАРИФЫ, ЗА СЧЕТ КОТОРЫХ БУРЖУА НАЖИВАЕТСЯ НА БЕДНОМ НАСЕЛЕНИИ. Пролетарий не слышал ни про ценообразование, ни про конкуренцию, ни про спрос и предложение. Парламент начал идти на поводу у рабочих. Вводились регулятивные документы, устанавливались государственные тарифы (в связи с чем началось сокращение перевозки товаров с регулируемыми тарифами и уменьшение количества вагонов третьего класса, вот же помощь от государства). 

В 1914 году началась Первая мировая война. Государство установило полный контроль над транспортом в стране. Этатисты высосали все соки из транспорта во время войны, а после окончания вернули владельцам. Инфраструктура была в катастрофическом состоянии, многие фирмы объявляли о банкротстве. В 1921 году был принят закон (Grouping Act), который объединял больше сотни компаний в четыре. Одной из причин насильного объединения называлась ВНУТРЕННЯЯ КОНКУРЕНЦИЯ. Так зачем тогда были регулирования и государственное тарифообразование? Началась стагнация отрасли, подогреваемая новой забавой этатистов: строительство дорог для личных авто за счет бюджета (скрытое субсидирование производителей автомобилей и автобусов). Этатисты видели как ОТ погибает, и в 1933 решили провести эксперимент: создать орган, который будет регулировать весь транспорт. Так в Лондоне появилась London Passenger Transport Board. Без разрешения этого органа нельзя было строить что-то похожее на транспорт и перевозить пассажиров. С началом Второй мировой войны история снова повторилась. После войны к власти пришли лейбористы во главе с Эттли, и был принят The Transport Act 1947 (c. 49). Весь транспорт национализировали. ЖД «четверку» в 1948 году объединили и создали British Rail. Пошли субсидии, закрытия неэффективных веток, рост тарифов и аварий. Великобритания начала сдавать позиции, некогда великая империя из-за социализма оказалась на грани экономического краха. В 90-ые годы проводилась приватизация, которая спасла железные дороги. К сожалению, транспорт был передан в частные руки недостаточно, государство не перестало играть огромную роль в транспорте и создает очень много проблем, о которых будет говориться в отдельных постах.

Годовой пассажиропоток в Великобритании
В Великобритании заметный рост пассажиров на ЖД, в отличие от стран с монопольным оператором
Жертвы на миллиард пассажирокилометров. Англия лидер по безопасности, по сравнению со странами с монопольным оператором

Спасибо за внимание.

ru-railway.livejournal.com

Добавить комментарий