Поиск

ЖЗЛ («ЭПИДЕМИЯ ИМПРЕССИОНИЗМА» ЧАСТЬ 5 — БЕЛЬГИЕЦ ТЕО ВАН РЕЙССЕЛЬБЕРГ)


Автор — Парашутов. Это цитата этого сообщения

ЖЗЛ («ЭПИДЕМИЯ ИМПРЕССИОНИЗМА» ЧАСТЬ 5 — БЕЛЬГИЕЦ ТЕО ВАН РЕЙССЕЛЬБЕРГ)

Честно говоря, в Интернете, как и в печатных изданиях, встречается несколько вариантов транскрипции и написания фамилии этого художника – от Руссельберга до Риссельберге.
Я выбрал наиболее встречающуюся, тем более она совпадает с фамилией, указанной в Энциклопедии из Оксфордского университета, которой я доверяю. Итак, знакомьтесь!

Тео (Теофиль) ван Рейссельберг
Theo van Rysselberghe

23 ноября 1862 — 14 декабря 1926

Тео ван Рейссельберг Автопортрет 1888-89 г.г. Музей современного искусства, Нью-йорк
Тео ван Рейссельберг Автопортрет 1916 г.

Бельгийский художник — пейзажист и портретист, иллюстратор и скульптор, работавший в нескольких стилях — через импрессионизм к пунтуализму и обратно.
Родился в Генте во франкоговорящей буржуазной семье. Учился сначала в художественной Академии Гента в мастерской Тео Канниля, а в 1880 поступает в Академию живописи Брюсселя в мастерскую Жана — Франсуа Порталя. Североафриканские и восточные темы на картинах Порталя были в то время в моде в Бельгии. И они оказали большое влияние на творчество молодого художника. В период между 1882 и 1888 годами он совершил три путешествия в Марокко, оставаясь там, в общей сложности, полтора года.
В 18 лет Тео уже участвовал в Салоне Гент, показав два портрета. Вскоре после этого им был написан «Автопортрет с трубкой» (1880), выполненный в мрачных цветах бельгийской реалистичной традиции того времени. Но уже в картине «Ребенок на поляне в лесу» (1880), он отходит от этого стиля и делает первые шаги знакомства с импрессионизмом.
В 1881 году Рейссельберг впервые экспонируется на Салоне в Брюсселе.
В 1882, он осуществляет по совету Жана-Франсуа Порталя свою первую поездку в Испанию и Марокко вместе с другом Францем Шарле и астурийским художником Дарио де Регойос.
В Музее Прадо Тео восхищался «старыми мастерами», в Севилье встретился с художником Константином Менье, который копировал картину Педро Кампанья «Снятие с креста». Из этой испанской поездки Рейссельберг привез портрет испанской женщины (1881) и портрет женщины из Севильи (1882), уже совершенно разные по стилю.

Тео ван Рейссельберг Дарио де Регойос, играющий на гитаре 1882 г.

Когда в конце октября 1882 года он прибыл в марокканский Танжер, совершенно новый мир открылся для него. В Марокко Тео пробыл четыре месяца, рисуя множество живописных уличных сцен.
Вернувшись в Бельгию, он показал около 30 работ, привезенных из путешествия, в «Центре литературы и искусства» в Генте, и они имели большой успех.
В апреле 1883 он выставил эти картины на средиземноморском Салоне «L’Essor» в Брюсселе.

Тео ван Рейссельберг Марокканский рынок 1882 г.

Тео ван Рейссельберг Марокканский фруктовый рынок 1882-83 г.г.

Кроме того, примерно в это же время, что он познакомился и подружился с писателем и поэтом Эмилем Верхарном, которого позже не раз изобразит на своих полотнах.
В сентябре 1883 ван Рейссельберг отправился в Харлем, где знакомится с творчеством Франса Халса и Уистлера, которое оказывает на него большое влияние. В Харлеме он также встретился с американским художником Уильямом Меррит Чейзом.

Ван Рейссельберг был одним из основателей авангардистской «Группы двадцати» (Les XX), созданной 28 октября 1883 г. Это было общество молодых радикальных художников под патронатом юриста и любителя искусств Октава Мауса (1856-1919). Они, как и многие в Европе, восстали против устаревшего академизма и преобладающих художественных стандартов.
Среди наиболее заметных членов «Les XX» были Джеймс Енсор, Вилли Финч, Фернанд Кнопфф, а затем и Огюст Роден, и Поль Синьяк.

Тео ван Рейссельберг Сестры Шлобах 1884 г.

Тео ван Рейссельберг Дети Франсуа ван Рейссельберга 1885 г.

В ноябре 1883 Рейссельберг вместе с Францем Шарле возвращается в Марокко. Он купается в жарких лучах горячего марокканского солнца. Отныне свет будет одержимой темой для художника.
В апреле 1884 он посетил Андалусию в компании американского художника Джона Сингера Сарджента и пожилого художника Ральфа Кертиса. Кроме того, он пригласил их принять участие в выставке «Les ХХ» в Брюсселе.
Отсутствие средств заставили Тео вернуться в Бельгию в конце октября 1884.
Тео способствовал укреплению связей с Францией, распространению и пропаганде новаторского искусства. В 1884 году он организовал в «Les XX» выставку англичанина Джеймса Уистлера Абботт МакНилла. Влияние этого художника на Рейссельберга видно на портрете Октава Мауса (1885).
Кстати, Ван Рейссельберг между 1883 и 1890 написал несколько портретов Мауса и его жены.

Тео ван Рейссельберг Портрет Октавия Мауса 1885 г.

Тео ван Рейссельберг Портрет Маргариты ван Монс. 1886 г.

Помимо многочисленных портретов, Тео Рейссельберг любит рисовать те края и страны, которые он посещает, чему свидетельство — многочисленные пейзажи и марины.
На второй выставке «Les XX» в 1885 году Тео показал свои «фантазии Аравии» и другие картины из второй марокканской поездки.
Французские импрессионисты Моне и Огюст Ренуар были приглашены на выставку «XX» в 1886 году. Картины Моне и Ренуара показывают художнику новый подход в выполнении картин, свободные мазки и ясные цвета, такие далекие от фламандской традиции. Он был глубоко впечатлен картинами Моне и Ренуара.
Он начал экспериментировать в этой технике, что можно увидеть в «Женщине с японским альбомом» (1886). Влияние импрессионизма стало видно и в его картинах «Мадам Пикар в своей ложе» (1886) и в портрете «Мадам Оскар Гусбрехт» (1886), окрашенных в палитре ярких цветов.

Тео ван Рейссельберг Портрет дамы в черном 1886-88 г.г.

Тео ван Рейссельберг Портрет девушки в красном 1886-88 г.

В этом же 1886 г., Октав Маус направляет Рейссельберга в Париж для поиска новых талантов для следующей выставки Les XX .
Будучи вместе с бельгийским поэтом Э. Верхарном в Париже, Тео посетил Восьмую выставку импрессионистов, где был так возмущён картиной Жоржа Сёра «Воскресная прогулка на острове Гран-Жатт», что от возмущения сломал свою трость.

Несмотря на это, Сёра был приглашен на салон Les XX в Брюсселе в 1887 году.
Но и там его «La Grande Jatte» была подвергнута суровой критике со стороны искусствоведов, как «непонятная тарабарщина применительно к благородному искусству живописи».

Всего год спустя его возмущение сменится восхищением, и он станет одним из самых последовательных пуантилистов в истории искусства. Вместе с Генри Ван де Вельде, Жоржем Лемменем, Ксавье Меллери, Вилли Шлобахом, Альфредом Виллемом Финчем и Анной Бош он «импортировал» этот стиль в Бельгию.
Увлечение к пунтуализмом привело к тяжелому конфликту с Джеймсом Енсором.

Тео ван Рейссельберг Family in an Orchard. 1890 г.

Тео ван Рейссельберг Анна Бош в своей студии 1893 г.

Во время пребывания летом 1887 в течение несколько недель с Эженом Бошем (братом Анны Бош) в Батиноле, недалеко от Парижа, Тео встретился с несколькими художниками парижской сцены, такими, как Сислей, Синьяк, Дега и Анри де Тулуз-Лотрек.
Особенно высоко Тео оценил талант Тулуз-Лотрека. Его портрет Пьера-Мари Олин (1887) напоминает стиль Тулуз-Лотрека того времени.
Рейссельбергу удалось предложить Синьяку, Форейну и Тулуз-Лотреку выставить свои работы на следующей выставке Les XX .

Тео ван Рейссельберг Портрет дамы с веером.

Тео ван Рейссельберг Портрет Аугуста Декампа, дяди художника 1894 г.

В 1887 Тео Рейссельберг испытывает технику, свет и цвета импрессионистов на морских картинах, выполненных на бельгийском побережье в Хайсте и так же на марокканских жанровых сценах, осуществленных в течение третьей поездки в Марокко. Он стремится к пуантилизму.

Тео ван Рейссельберг Мужчина в шторм (Предполагаемый автопортрет) 1892 г.

Тео ван Рейссельберг Поль Синьяк на своей яхте «Олимпия» 1896 г.

Тео ван Рейссельберг пытался сочетать на одном полотне точки разных размеров, обрабатывая задний план и другие большие поверхности точками более крупными, чем те, которые он применял для деталей, в частности для лиц моделей; в последнем случае он пользовался крохотными точками, дающими возможность более тонкой моделировки. При таком методе мелкие точки на определенном расстоянии совершенно исчезали, в то время как более крупные были отчетливо видны.
В 1887 г. он выставил свои первые картины в пунтуалистской манере на выставке «Группы двадцати». Художник заимствует, конечно, технику и темы у Поля Синьяка и Жоржа Сёра, но представление увиденного очень отличается. Персонажи остаются пластичными, а пейзажи очень реалистичны.

Тео ван Рейссельберг Портрет Матильды Верикен, мадам Октавия ван Рейссельберг 1891 г.

Тео ван Рейссельберг Портрет Жанны Писарро 1895 г.

В декабре 1887 Рейссельберг был приглашен вместе с Эдмондом Пикаром сопровождать бельгийскую делегацию в Мекнесе, Марокко. В течение трех месяцев он сделал множество эскизов карандашом.
Он даже нарисовал портрет султана Хасана Первого. Возвратившись в Брюссель, он продолжил рисовать марокканские сцены, основываясь на свои впечатления, опираясь на фотографии, заметки и очерки. Закончив эти картины, полностью закончился марокканский период в его жизни.

Тео ван Рейссельберг Лагерь около марокканской деревни 1888 г.

Теперь Тео увлекся портретом, в результате чего появился ряд замечательных нео-импрессионистских работ.
Среди них знаменитый портрет Алисы Сете (1888), которая позже станет женой скульптора Поля Дюбуа, или портрет ее сестры, Марии Сете, тоже бывшей моделью Рейссельберга, но потом вышедшей замуж за известного архитектора Югендстиля Генри Ван де Вельде.

Тео ван Рейссельберг Портрет Алисы Сете 1888 г.
Тео ван Рейссельберг Маленькая Дениза 1889 г.

Тео ван Рейссельберг Мария Сете за клавесином 1891 г.

Тео ван Рейссельберг Скрипачка Ирма Сете 1894 г.

В этот период он много сделал импрессионистских портретов жены Марии и их дочери Элизабет.

Тео ван Рейссельберг Мадам Тео ван Рейссельберг с дочерью 1899 г.

Тео женился на Марии Монном в 1889 году.
Свой медовый месяц они провели на юге Англии, а затем в Бретани.
Но даже во время медового месяца Тео не забывал о творчестве, он много рисовал. В Париже он провел встречу с Тео Ван Гогом и договорился пригласить Винсента Ван Гога на следующую выставку «ХХ» в Брюсселе.

Тео ван Рейссельберг Портрет мадам ван Рейссельберг 1891 г.

Тео ван Рейссельберг Портрет Элизабет. 1896 г.

Тео ван Рейссельберг Элизабет в соломенной шляпе. 1901 г.

Тео ван Рейссельберг Мадам Тео ван Рейссельберг с крещенными руками. 1913 г.

Тео ван Рейссельберг Мадам Тео ван Рейссельберг 1907 г.

Тео ван Рейссельберг Мария ван Рейссельберг 1907 г.

В 1895 Рейссельберг совершил длинное путешествие, побывав в Афинах и Константинополе, Венгрии, Румынии и даже в Москве и Санкт-Петербурге, с тем, чтобы сделать плакаты для «Compagnie des Wagons-lits».

К концу 1890 г, на рубеже веков, искусство Рейссельберга достигает апогея.
В 1897 году он переезжает в Париж, продолжает рисовать портреты и пейзажи, осуществляя также семейные и групповые портреты. Наиболее известные: «Чай в саду» и «На прогулке».

Тео ван Рейссельберг Летний вечер. Чай в саду 1901 г.

Тео ван Рейссельберг Прогулка Женщины на пляже 1901 г.

Тео ван Рейссельберг Дама в белом. Портрет мадам Хелены Келлер 1907 г.

Тео ван Рейссельберг Дама у зеркала 1907 г.

В 1902 Солвей заказывает ему декоративное панно, предназначенное для украшения величественной лестницы его отеля на проспекте Луизы в Брюсселе.
После многих лет своего таланта находить новые имена для Октава Мауса и выставок «ХХ», ван Рейссельберг сделал первую ошибку в своей жизни: он не признал талант молодого Пабло Пикассо (который был в это время в «Голубом периоде» своего творчества). Он нашел его произведения «уродливыми и неинтересными».
После 1903, его пунтуалистская техника стала более спокойной, и после 1910 г. Рейссельберг полностью от нее отказался, возвратившись к более реалистичному стилю.

Тео ван Рейссельберг The Garden of Felicien Rops at Essone 1910 г.

Тео ван Рейссельберг Портрет мадам Моннон, крестной матери художника 1908 г.
Тео ван Рейссельберг Портрет мадам Моннон 1919 г.

Тео ван Рейссельберг Аквариум 1909 г.

Тео ван Рейссельберг Мадам фон Боденхаузен с дочерью Лули 1910 г.

Тео ван Рейссельберг Рене Дрю со скрипкой 1910 г.

После некоторых поисков, путешествия на велосипедах вместе со своим другом Анри-Эдмоном Кроссом по средиземноморскому побережью между Хейресом и Монако, Рейссельберг нашел интересные места в Сент-Клер.
Его брат, архитектор Октав ван Рейссельберг (1855-1929), построил там дом еще в 1911 году.

Тео решил уйти на пенсию и поселиться на Лазурном берегу, где он стал все больше и больше отдаляться от художественной жизни Брюсселя. Но, как и прежде, Тео рисует многочисленные портреты, главным образом своей жены и дочери Элизабет, пейзажи и картины в стиле «ню».

Тео ван Рейссельберг Белые пионы 1913 г.

Тео ван Рейссельберг Элизабет в кресле 1916 г.

Тео ван Рейссельберг Женский портрет 1918 г.

Тео ван Рейссельберг Купальщицы 1920 г.

Тео ван Рейссельберг Сад с виллой и фонтаном 1924 г.

В конце своей жизни, он также обратился к портретной скульптуре, сделав голову поэта Андре Жида. Последствием случайной связи Андре Жида и Элизабет ван Рейссельберг, дочери художника, явилось рождение девочки Катрин в апреле 1923 года в г. Аннеси. Так Андре, будучи женатым человеком, стал отцом своего единственного ребенка и одновременно внучки Рейссельберга.

Тео ван Рейссельберг Портрет Элизабет 1926 г.

Художник был знаком со всеми импрессионистами, тесная дружба связывала его с Писсарро, Синьяком, Кроссом, Дени, Вюйаром, Боннаром.
Он обладал широким кругом связей в литературной среде, дружил с поэтом Эмилем Верхарном, который посвятил своему другу Тео сборник стихов Les Douze mois — Двенадцать месяцев.
Рейссельберг знал Метерлинка и Мартен дю Гара. Некоторые из вышеперечисленных персон изображены на картине «Чтение Эмиля Верхарна».

Тео Ван Рейссельберг Чтение Эмиля Верхарн 1901-03 г. Музей изобразительных искусств, Гент

В биографиях художника указано, что одной из последних работ Рейссельберга была картина «Девушка в ванной» (1925). Хотя в галереях я нашел картины художника, датируемые 1926 годом, в том числе и представленный выше портрет дочери.

Тео ван Рейссельберг Автопортрет 1924 г.
Тео ван Рейссельберг Роджер Мартин ду Гард 1926 г.

Тео ван Рейссельберг Купальщицы под сосной у озера 1926 г.

Умер художник в Сент-Клере 14 декабря 1926 года и был похоронен на кладбище Лаванду, рядом со своим другом и соседом — живописцем Анри-Эдмоном Кроссом.

Большая часть его произведений все еще находится в частных коллекциях. Зрители могут их видеть только на ретроспективных выставках художника. Одной из последних была выставка Тео ван Рейссельберга в Брюсселе, а затем в Гааге в период с февраля по сентябрь 2006 года.

Тео ван Рейссельберг В тени сосен.

Тео ван Рейссельберг Купальщицы под соснами. 1905 г.

Биография собрана и переведена с нескольких иностранных сайтов.
Картины взяты со страницы художника на сайте The Athenaeum

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

kolybanov.livejournal.com

Добавить комментарий