Поиск

Пьер Зеель, «Я, депортированный гомосексуалист»


Одна жизнь. Простой текст. Но прочитаешь, и сердце сжимается от этого небольшого повествования человека, который вспоминает себя 17-летним юношей, беззаботно поедающим эклеры в лавочке своих родителей одним майским днём 1941 года в центре французского Мюлуза… А наутро он уже будет в гестапо. Потому что гомосексуалист.
Пьер Зеель, Жан Ле Биту, «Я, депортированный гомосексуалист, Пьер Зеель»
Moi, Pierre Seel, deporte homosexuel (1994)
Изд-во Текст, 2008 г. — 192 с.

«Третий рейх провёл уличные облавы и аресты немецких и эльзасских гомосексуалов. […] Они были депортированы в концентрационные лагеря. Есть сведения о трёхстах пятидесяти тысячах депортированных гомосексуалов. Мало кому из них удалось уцелеть. Эти жертвы останутся неупомянутыми в официальной истории». (Encyclopedie Hachette, 1990).
Мемуары человека, который только спустя 40 с лишним лет после трагических событий смог открыто о них заговорить. Написаны искренно, без лишних эмоций, без пафоса и обвинений. От этого и ценны такие признания, раскрывающие тему фашистских зверств с другого ракурса, с других позиций. Очень много сказано о Холокосте и истреблении евреев, об уничтожении политических противников нацизма, о жизни в оккупации, о концлагерях. Но совсем мало говорится о том, с какой жестокостью уничтожались гомосексуалы в Европе, о Холокосте людей с розовым треугольником на одежде.
Пьер случайно попал в полицию, когда давал показания в деле о краже, в котором фигурировали гомосексуалы. Там было зафиксировано его признание в гомосексуальности. Список гомосексуалов оказался в руках немецкой оккупационной администрации Эльзаса в 1940 году. 3 мая 1941 года Зеель был арестован гестапо.
В этой книге — судьба одного человека, за которым стоят тысячи и тысячи таких же жизней.
Путь Зееля: измывательства в тюрьме; пытки и страдания в лагере для заключённых в Ширмеке, недалеко от Страсбурга; казнь его друга Жо посреди лагеря; каким-то чудо был освобождён из лагеря, насильно призван в Немецкую армию и отправлен на Восточный фронт; описаны все ужасы, свидетелем которых он стал, будучи адъютантом вначале одного, потом другого офицера (они бегут от наступающих советских войск, выживает лишь Зеель). В Польше попал в советский отряд и там тоже чуть не попал под расстрел; с военнопленными был депортирован из Украины назад во Францию. Пытался построить жизнь: жена, семья, дети, работа… Но рана навсегда осталась в нём, незаживающая кровоточащая рана, да и семья не разрешила его глубинных проблем.
Пьер Зеель не мог ни с кем поделиться своей историей. Обращаться в государственные учреждения с просьбой признать за собой статус депортированного лица означало признаться в том, из-за чего ты им стал, что влекло за собой новое преследование. Да и намного позже ситуация не улучшилась. Запомнился такой момент. Во время чествования всех жертв нацистского варварства в 1989 году (День депортации) в Безансоне на церемонии были и скандировавшие: «В печь этих пидарасов! Открыть печи снова, бросить их туда!». Венок от депортированных геев был растоптан.
В конечном счёте Пьер так и не прожил свою жизнь. Пытался быть как все, жить как все, быть хорошим мужем, отцом, католиком, подавить в себе и ужас войны, и свой персональный ад. Каково это — сорок лет носить в себе то, от чего многие сходили с ума тогда же, в 1940-х?.. В этом контексте наглядна ситуация, когда Зеель попытался заговорить на исповеди о наболевшем… и не получил в ответ даже капли понимания! Если священник отворачивается, что уж говорить об остальных?
Некой точкой поворота стало выступление архиепископа Страсбурга в 1981 году. Он запретил геям проводить свою конференцию и назвал их калеками, больными. В ответ на это Зеель решил обнародовать историю своей жизни и рассказать о событиях, связанных с гомосексуальностью. Он описал преследования гомосексуалов во время Второй мировой войны. В последующие годы Зеель призывал признать гомосексуалов группой, подвергшейся преследованиям со стороны нацистского режима. Он также снялся в документальном фильме «Параграф 175», посвященном этой теме (режиссеры: Rob Epstein, Jeffrey Friedman, 2000 г.).
Для меня ценна как сама история, раскрывающая противоречивый внутренний конфликт героя, ставшего и в своей семье изгоем, и жертвой тоталитарного режима (как и миллионы других), так и история борьбы с гомосексуалами, которую вели фашисты, история, о которой нужно знать и рассказывать. Эти мемуары одновременно являются и свидетельством эпохи, и своеобразным документом, и исследованием (30 страниц грамотных фактологических комментариев, которые дополнительно проливают свет на происходившее).
Советую ознакомиться с этим изданием, если вас коснулись отзыв, книга и тема преследований во времена Третьего рейха.
Тут не может быть оценок, по-моему.

chto-chitat.livejournal.com

Добавить комментарий