Поиск

Железнодорожная станция Зарайск.


Зарайск — небольшой, некогда купеческий, городок на юго-востоке Московской области и один из самых древних кстати. Зарайск знаменит прежде всего своим великолепно сохранившимся Кремлём. Однако в данном случае речь пойдёт не про туристические достопримечательности, а про железную дорогу.
2.jpg

В 1870 году было закончено строительство Московско-Рязанской железной дороги. К основной магистрали сместился и Рязанский тракт, который изначально проходил через Зарайск. Поэтому после ходатайства зарайских предпринимателей была проложена железная дорога от станции Луховицы. Эта линия сыграла немалую роль в развитии промышленности Зарайска: с постройкой железной дороги, в городе стали появляться предприятия, и протяжении долгих лет по линии активно курсировали грузовые поезда с местной продукцией. Протяжённость линии 27 километров, электрификация отсутствует. Линия проходит по живописным холмистым местам через леса, и довольно прямая на всём протяжении. Между Луховицами и Зарайском раньше находилось несколько остановочных пунктов, и хотя следов от них почти не осталось, официально они до сих пор действуют. Станция Зарайск конечная на линии.

Начнём. Последние метры станции — тупики. На правом пути наката нет совсем.
20180505-IMG_1099.jpg

Вид на Луховицы. Справа на возвышении ещё недавно стояло складское здание. Вдалеке можно разглядеть красную точку — это уехал тепловоз ЧМЭ3, который привёз сюда вон тот грузовой состав. Чуть-чуть не успел, жалко. Пути постепенно зарастают. У правого есть накат, сюда и заезжает тепловоз. Затем стрелку переводять на соседний путь и тепловоз уезжает обратно в Луховицы мимо привезённого состава.
20180505-IMG_1100.jpg

Ещё кстати в прошлом году я видел из окна автобуса ЧМЭ3, следовавший без поезда из Луховиц.

Вот как было в 2009 году:

Вокзал станции Зарайск.
Л — логика. Красить здание, которое не используется по назначению уже много десятилетий, верх маразма. Впрочем уже не особо удивляет. Долбаный серый стиль важнее реальных проблем. Внутри находились кассы и небольшой зал ожидания.
20180505-IMG_1101.jpg
20180505-IMG_1107.jpg

От названия станции осталась только буква «К», лишь благодаря ей можно определить назначение сооружения.
20180505-IMG_1109.jpg

Для сравнения — вокзал в 2005 году с единственной выжившей буквой:

Вокзал Зарайска. Кадр из фильма «Три тополя на Плющихе» 1967 года. Здесь показан старый вокзал, который располагался справа от сегодняшнего, и который видимо в советсткое время снесли.

Небольшой монумент справа от вокзала напротив стрелки. Достоевский тоже пользовался поездом. Кстати на памятнике разве не фотография вокзала Данков? Не похоже на Зарайск.
20180505-IMG_1108.jpg

Никакого автоматического переключения, только хардкор ручной перевод стрелок. Шпалы деревянные. Когда их тут в последний раз меняли? Наверное Достоевского ещё помнят :))
20180505-IMG_1103.jpg

Вид в сторону тупиков. Справа — бывшая пассажирская платформа. Довольно короткая она почему-то. Может когда-то было длинней? Иначе не так уж и много пассажирских вагонов влезало.
А подальше, как уже упоминалось, справа от путей, на возвышении раньше находилось складское помещение, но его снесли.
20180505-IMG_1105.jpg

Вот примерно из этой же точки (метров на десять назад) был сделан снимок в 1951 году:

Снесённое складское помещение:

Его видно даже на Яндекс-Панорамах:
1.jpg

Путевое развитие станции. Вид на Луховицы. Короткий грузовой состав.
20180505-IMG_1106.jpg

Здание ДСП.
20180505-IMG_1102.jpg

Станционная водонапорная башня.
20180505-IMG_1104.jpg

Вид в направлении станции Зарайск с Водонапорной башни, которую недавно реконструировали и открыли для посетителей. Станция находится слева от бывшей фабрики «Красный Восток» (красное здание справа на фото). Фабрика заложена в конце 19-го века и пережила революцию, Гражданскую и Вторую Мировую войны, но благополучно уничтожена в спокойные «золотые» нулевые. Сам вокзал и станцию за деревьями не видно.
20180505-IMG_1083.jpg

Железнодорожное пассажирское сообщение на линии Луховицы – Зарайск в последние перед отменой годы было представлено грузо-пассажирским поездом. Вот расписание этого поезда №951/952 из «Указателя пассажирских сообщений» за 1969 год — 27 километров от начальной до конечной поезд преодолевал за один час, довольно долго:
Луховицы-Зарайск_1969_2.jpg
Луховицы-Зарайск_1969_1.jpg

Поезда по линии были отменены в 1969 году, на закате паровозной эпохи, в связи с постройкой автодороги в Зарайск. С тех пор железную дорогу очень незаслуженно забыли. Пассажирское движение здесь необходимо: имеющееся автобусное сообщение просто отвратительное. Расписание в Луховицы и Голутвин неудобное, а автобусов сообщением Москва – Зарайск и обратно на всех желающих попросту не хватает (неоднократно испытано лично), а если добавить вечные пробки на федеральном шоссе и трёхчасовую дорогу до столицы в отсутствие туалетов…
Соседняя линия Голутвин – Озёры, тоже малодеятельной считается, но вполне себе живёт и здравствует. А что необходимо сделать в Зарайске: отремонтировать пути на всём протяжении линии, восстановить сигнализацию и сделать автоматику, восстановить вокзал и построить перроны около тупиков, запустить 5-6 раз в день рельсовые автобусы до Луховиц согласованные с электропоездами. И всё, спрос будет: поезда прекрасно дополнят и разгрузят душные автобусы. Зарайск город небольшой и вокзал находится недалеко от центра и других жилых районов — 15 минут прогулочного шага.

Может когда-нибудь в Зарайск снова приедет пассажирский поезд?…

ru-railway.livejournal.com

Добавить комментарий