Поиск

День радио и связи и старый радиоавтобус из Ленобласти


Поздравляю всех коллег с профессиональным праздником — Днём радио и связи! На этот раз для тематического поста нашёлся очень интересный экспонат моей фотоколлекции — передвижная телерадиостудия на базе автобуса Jelch 043 — польской версии классического чешского автобуса 1960-х — Škoda 706 RTO. Эти автобусы выпускались в Чехословакии с 1958 года по 1971 год на двух предприятиях: LIAZ (шасси и двигатель) и Karosa (кузов и сборка), сам кузов также был разработан на "Каросе". С того же 1958-го автобус начали по лицензии производить в Польше, на заводе "Ельч", и производили до 1977 года, конкретно этот Jelcz 043 был выпущен в 1976 году. Как в Чехословакии, так и в Польше, на базе автобуса выпускались разные специальные модификации: передвижные мастерские, рентген-кабинеты, а также мобильные телерадиостудии. Вот на одну из них я и наткнулся совершенно случайно несколько лет назад на просторах Ленинградской области. Основные внешние отличия этой модели от обычных пассажирских автобусов — усиленная крыша с помостом для операторов и увеличенный аншлаг над лобовыми стеклами.

Кроме этого, вместо одного из окон установлена панель с вентиляционными прорезями для охлаждения работающего оборудования, а в задней части машины оборудовано грузовое отделение, оснащённое распашными дверями.

Увы, состояние машины оставляло желать лучшего — она использовалась в качестве бытовки в строящемся дачном посёлке и, стоя без присмотра, уже вызвала внимание местных вандалов, побивших все стёкла. Но в целом комплектность автобуса была достаточно неплохой.

Оборудование, конечно, было демонтировано, хотя оригинальная планировка салона осталась почти целой, а в багажнике и салоне сохранились даже несколько оригинальных кабельных катушек.

На месте был и двигатель — 160-сильный дизель Škoda 706 RT. Судя по фрагментам надписи на крышке капота, последние свои рабочие годы радиоавтобус трудился на радиокомпании "Гардарика".

Место водителя и приборная панель тоже подверглись раздербаниванию, но были вполне восстановимы. Хорошо виден кожух двигателя справа от водителя. Сзади от водителя и переднего пассажира располагался ещё ряд сидений, на которых размещался остальной экипаж машины.

Раритетным «Ельчем» заинтересовался было один питерский музей, но сходу договориться с хозяином не получилось, а потом и автобус куда-то пропал. Не хотелось бы в это верить, но жадный селянин вполне мог сдать его в чермет… Впрочем, чудеса в этом мире случаются, и может быть, автобус уцелел и ещё имеет шанс попасть в заботливые и умелые руки реставраторов.

mib55.livejournal.com

Добавить комментарий