Поиск

Ричард Форд, «День независимости»


         В аннотации к роману сказано, что перед читателем «экзистенциальная хроника, почти поминутная, о нескольких днях из жизни обычного человека, на долю которого выпали и обыкновенное счастье, и обыкновенное горе и который пытается разобраться в себе, в устройстве своего существования, постигнуть смысл собственного бытия и страны».  В общем-то, это расплывчатое описание обрисовывает основные контуры сюжета, разве что слово экзистенциальная кажется мне не совсем уместным. Так и «Колобок» можно зачислить по этому разряду, ведь там главный герой тоже поставлен перед экзистенциальным выбором – быть или не быть?  Формально экзистенциальные вопросы поднимаются практически в любом более-менее ладно сшитом романе, и если мы будем на все из них, чтобы не было обидно остальным, приклеивать эту бирку, то что же мы оставим авторам, которые специально углубляются в философские дебри? Это я к тому, что не надо бы стрелять из пушки в разные стороны. Роман и без таких рекламных бантиков хорош.

          Если говорить общими словами, то на вопрос, о чём этот роман, отвечу так: о человеке, накрепко зажатым между прошлым и будущим и делающим не очень активные попытки расширить территорию настоящего. Причем, если прошлое он тащит, как тяжеленный рюкзак за плечами, в который то и дело залезает, чтобы перебрать, потрогать старые вещи, частенько задумываясь, не использовать ли кое-что из своих запасов ещё раз, то будущее для него – как тёмное, неосвещённое, полное опасностей пространство, которое пугает его и он до поры до времени  предпочитает плыть по течению времени. Понятно, коль написан роман, то такое положение вещей должно было нарушиться.

                  Если же сказать немного конкретнее, то нам показаны события трёх дней из жизни риелтора  Фрэнка Баскомба, происходящие накануне Дня Независимости. Его бывшая жена с двумя детьми живёт с новым мужем, и Фрэнк, попутно занимаясь делами по продаже домов, собирается заехать к ним, забрать сына и совершить вдвоём судьбоносное двухдневное путешествие, которое должно направить сына на путь истинный и, заодно, упрочить их взаимные связи, до сих пор желающие оставлять лучшего. Обыденная жизнь складывается из мелочей, из незначительных моментов, в каждом из которых, однако, требуется сделать выбор. Оставшись без семьи, Фрэнк, для собственного психологического равновесия, выработал собственную философию, своего рода защитную скорлупу, которую назвал Период бытования. В нескольких простых постулатах, выражающих отношение к жизни, он ищет временное убежище – делать только конечное и выполнимое, изображать для окружающих желания, даже если их у тебя нет, и так далее в том же духе. И, в то же время, понимая неустойчивость и непрочность своей скорлупы, он ищет более прочной основы, символом которой для него стал дом. Дом не тот, в котором живёшь, не его стены, штукатурка, перекрытия, а дом как место, где надёжно и тепло. И тепло не только от батарей внутреннего отопления. Волею автора Фрэнк сам продаёт дома посторонним людям, и у его покупателей есть схожие проблемы, они ищут такое место, такое новое жилище, которое придёт им на помощь и решит все навалившиеся на них проблемы. Но, пока не выстроишь дом внутри себя, не надо поддаваться иллюзиям, что решение проблемы находится во внешнем мире.

          Что касается исполнения, то по манере построения романа Форд напомнил мне Фолкнера с  его тягучим, неторопливым, основательным действием, заканчивающимся громким, как выстрел, финалом. Правда, у Форда этот выстрел тихий, как из мелкашки. Показаны три обычных дня из жизни обычного американца, наполненных, в основном,  воспоминаниями, размышлениями, разговорами на самые обычные темы, то есть те, которые естественны для одинокого мужчины, перешагнувшего сорокалетний рубеж, и у которого не очень складывается жизнь. Своеобразный запоздалый кризис среднего возраста.

          Интересно ли читать такую «тягомотину»? Надо сказать, что это второй прочитанный мною роман Форда и, как и после «Канады», чувство, что это не совсем мой ритм, мелькало. И, всё же, то, что в «Дне Независимости» в центре романа взрослый мужчина, делает мне эту книгу ближе хотя бы по кругу проблем и переживаний. В любом случае, любителю современной литературы знать этого писателя необходимо.

          «День независимости» написан в 1995 году, а описывает события и вовсе 1988 года, но, видимо, настолько универсальны оказались мысли и чувства героев романа, что разрыв во времени не ощущается, разве что иногда замечаешь отсутствие мобильных телефонов. Этот роман входит в тетралогию о Фрэнке Баскомбе, но является законченным произведением, которое можно читать без дополнительных знаний о главном герое.
=== chto-chitat.livejournal.com

Добавить комментарий