Поиск

Рецензия на: «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» Филип К. Дик.


В очередной раз выискивая слово-определение для прочитанной книги, в данном случае как нельзя лучше подошло: «Сомнение». Именно так. Во время чтения, и после, это чувство только крепло, стоило мыслям зацепиться за какую-либо деталь этого мира.
На поверхности небольшого по объему романа лежит примитивная сюжетная линия: о поиске охотником беглых андроидов и последующее их устранение. История предстает перед читателем нуар-детективом, неторопливым, как Пуаро, когда даже эпизоды открытого противостояния человека и андроида обстоятельны, полны рассуждений о правоте сторон и завершаются одним точным выстрелом.
Антураж упрощенного (устаревшего) будущего, с медленно и неумолимо отмирающими частями беден, но достаточен в качестве подходящего фона. Тем более, на первый план выходят переживания главных героев. Будь это охотник Декард, теряющий интерес к работе и тем более, к устранению андроидов, видя в них жизнь; или Изидор, шофер-мутант, проживающий на заброшенной окраине города рядом с беглыми андроидами и, несмотря на свое добродушие и желание быть кому-то необходимым, понимающий, почему их, «анди», следует убивать.

Читателю демонстрируются их нерешительность в действиях, сомнения во всем, что их окружает. В соседях, в андроидах, в людях, в правительстве и корпорациях, в религии. Стоит только уверовать во что-то – да хотя бы в самое простое – естественное происхождение домашнего животного, как реальность сразу же демонстрирует истину, электронную начинку.
Кроме того, автор добавляет остроты, буквально в каждом эпизоде парой предложений меняя отношение читателей к действующим лицам, вызывая в один момент сочувствие, в другой – омерзение. Тем самым, такой подход еще больше запутывает, заставляет недоумевать и убеждает ничего не принимать на веру, ожидая финала в слабой надежде на ответы.
А до этого, пока главные герои стремятся найти верное решение, читателей одолевают иные сомнения – о границах правдоподобности этого мира (насколько такое возможно для фантастики).
Всплывает череда следующих вопросов:
Зачем создавать идентичных человеку андроидов, чтобы впоследствии испытывать неудобства от необходимости определения рамок живого/неживого, человека/вещи? Ведь практичнее и дешевле можно было обойтись простыми железными «тостерами», неразумными, но четко исполняющими заданные программой действия.
Зачем цепляться за умирающую планету, окружая себя электронными животными, заменяющими ежедневно вымирающие виды? Есть же широкие возможности космической колонизации, как нельзя лучше могущие способствовать выживанию человеческого вида.
Зачем нужен тест Войта-Кампфа, заведомо временный, стремительно устаревающий метод отличия андроидов от людей, когда пресловутую эмпатию, учитывая развивающиеся технологии андроидостроения, легко внедрить искусственно. (Тем самым, давая новый виток сомнениям и подозрению ко всем окружающим).
И так далее.
По итогу, получается, что мир после Окончательной Мировой войны кажется лишь основой для чего-то более масштабного, но нереализованного. Угасание человечества, новая мирная религия, проникающая все глубже в остатки общества, в деградирующие умы людей в безуспешной попытке их улучшить. Или, в противовес ей, псевдо-СМИ, по сути представленное одним каналом с одним ведущим, транслирующимся без перерывов в прямом эфире.
Однако не кажется ли вам, что общими чертами тот мир похож на наш?
А из действующих лиц  более-менее прописаны только трое главных героев, они многогранны и раскрываются все больше в каждой новой главе, в то время как прочие персонажи наделены не более чем несколькими чертами.
Только, если вдуматься, именно такими воспринимаются окружающие нас люди, набором качеств и разных последовательностей в поведении (В том случае, если и воспринимать их как окружение, а не как людей).
И тому подобное.
Произведение примечательно еще и тем, что вроде бы простое, но действительно заставляет рассуждать. Столько собственных ответов можно надумать, столько новых вопросов.  Мягкость повествования, простота изложения, идут на руку роману, поднимающему актуальные и поныне вопросы, делая его заслуженно культовым.
Так что, так ли правы те читатели, кому «Рецези на :Мечтают ли андроиды…» не понравился? Текст обманчив, скрывает за собой пропасть мыслей – это одна сторона. Вторая – справедлив ли восторг тех, кто считает «Рецези на :Мечтают ли андроиды…»  одним из лучших произведений в фантастике? Автор, предоставив разнообразие событий, по сути, предложил читателям самим в них разбираться, самим решать, к чему все приведет.
Сомнение. Снова.

chto-chitat.livejournal.com

Добавить комментарий