Поиск

Искусство китайской вышивки


Автор — Майя_Пешкова. Это цитата этого сообщения

Искусство китайской вышивки(1)

 

刺绣 цысю)

Вышивка – народное искусство с давними традициями – занимает важное место в истории китайских умений и ремесел. В своем развитии она не отделима от разведения тутового шелкопряда, шелкового ткачества.

Китай стал первой страной, где освоили выпуск шелковых тканей. Одомашнивание шелковичных червей произошло более 5000 лет назад. Развитие производства шелковой нити и ткани дали толчок развитию искусства вышивки. Как гласит традиционная Книга истории Шаншу, в своде правил по костюмам особо оговаривалось «наличие орнамента и вышивки на платьях и юбках», что является прямым доказательством существования искусства вышивания еще в те времена.

В 1958 г. на раскопках гробниц государства Чу (периода Воюющих государств, 475-221 гг.до н.э.) был найден кусочек шелка с вышитыми на нем изображениями дракона и феникса. Это самый ранний из найденных экземпляров с вышивкой. Особенно популярной вышивка стала в период династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.), что подтверждают многочисленные находки. Сейчас этим ремеслом занимаются на всей территории Китая. Провинции Цзянсу (особенно г. Сучжоу), Хунань, Сычуань и Гуандун признаны поставщиками лучших товаров данного спектра, мастера которой сохраняют при этом яркие отличительные знаки, характерные для конкретной местности.

Современная вышивка стала намного сложнее и изысканнее. Возьмем, например, двустороннюю вышивку «Кошка», образец работы сучжоуских мастеров. Умелец расщепляет крашенную шелковую нить толщиной в человеческий волос на волокна, вполовину, 1/12, а то и в 1/48 тоньше первоначальной толщины, тщательно скрывая концы и стыки, исчезающие как по волшебству. И вот перед вами двусторонняя вышивка, с которой на вас озорно глядит кошка. Основное затруднение состоит в придании блеска и жизни глазам животного, для этого мастер может использовать до 20-ти оттенков. Недавно на основе двусторонней вышивки был изобретен способ дублирования рисунка на обратной стороне другими цветами или же абсолютно другой картинки. Похоже, что до сих пор не изучены все возможности, предоставляемые вышивкой.

Вид вышивки, когда вместо шелковой нити используется человеческий волос, также является традиционным ремеслом в Китае. Т.к. волосы китайцев от природы иссиня-черного цвета, фасю иногда именуют «мосю» — «чернильной» вышивкой.

Современная вышивка человеческим волосом ушла далеко вперед в аспектах цвета и видов материала. В целом ранее картины «писались» в натуральных оттенках, лишь губы красавицы могли быть выполнены из седых волос, которые подкрашивали, чтобы придать им естественный розовый цвет. Теперь окрас волоса не ограничен лишь черным — все оттенки пшеничного, янтарного, золотисто-каштанового, белого и седого используются для изготовления фасю, составляя палитру в десятки тонов, собранных, большей частью, у национальных меньшинств.

Работать с волосом значительно сложнее, чем с шелковой нитью, для сравнения, волосы китайцев жесткие, гладкие, но очень хрупкие – легко ломаются при растяжении под напряжением. Конечно, требуется истинное мастерство для изготовление картин такого рода, однако это благодарный труд: конечный продукт безупречно элегантен, не подвержен эрозии и натиску насекомых, легко поддается крашению.

 (缂丝或刻丝 кэсы)

Кэсы – особый вид шелковой ткани с рельефно и художественно вытканным узором, характерен только для Китая. Он отличается от вышивки и способом изготовления больше напоминает технику выполнения гобелена.

Искусство кэсы появилось еще в периоды династий Хань и Вэй, однако расцвет рельефного рисунка на шелке приходится на время правления династии Сун – именно тогда в Китае жил известный мастер Чжу Кэжоу. Вытканное им полотно «Утята в пруду с лотосами» считается национальным достоянием и хранится в настоящее время в Шанхайском музее. В период династии Мин (1368-1644 гг.) кэсы было представлено в Японии. Поэтому пояса для кимоно, выполненные этой техникой, до сих пор принято называть «декоративными поясами китайской Мин».

 

Его делают на ручных ткацких станках, за основу берут шелк-сырец, а узор выполняют обработанными шелковыми нитями всевозможных оттенков, которые для удобства наматывают на челноки. Сначала мастер наносит на основу будущий рисунок, а затем по этой схеме с помощью челнока вплетает нить нужного цвета, редко проводя ее через всю длину основы, как правило, делая лишь несколько стежков в тех местах, где это предусмотрено наброском. Так, сантиметр за сантиметром ремесленник наносит рисунок на ткань, меняя челноки с нитями разных расцветок максимально часто. Можно полагать, что кэсы есть объединение принципов вышивания и рисования.

Картинка на готовой работе выглядит одинаково изящно и аккуратно с обеих сторон полотна.

 ( 蜡染 лажань)

Батик или набивка на ткани узоров с помощью воска – народное ремесло, популярное у некоторых народностей в Гуйчжоу и соседних провинциях.

Процесс довольно прост, хотя и требует приложения значительных усилий. Сначала воск плавят в чаше, затем с помощью специального медного ножа воском на хлопчатобумажную ткань наносят узор. После чего ткань погружают в емкость с краской цвета индиго, при этом вся не покрытая воском поверхность окрашивается в синий цвет. Крашенную ткань кипятят, для того чтобы воск сошел с ткани, оставив белый рисунок на голубом фоне.

Батик не ограничивает фантазию мастеров, предоставляя практические неограниченные возможности для самовыражения. Однако наиболее популярными остаются цветочные, геометрические и спиралеобразные узоры, народные умельцы иногда отдают предпочтение местным тенденциям и украшают ткань изображениями цветов, птиц, животных, насекомых и рыб. Зачастую такой рисунок прост, но передает местный колорит.

В процессе окраски фермент может проникнуть в трещины, появившиеся в воске, оставляя тончайшие голубые полосочки на неокрашенной поверхности узора, предавая готовой работе еще большое очарование. Т.к. это линии неповторимы, на земле не существует двух идентичных отрезков материи, даже если исходный рисунок был одинаковым.

В местах проживания национальных меньшинств батик используют для пошива самых разных предметов: от платьев, юбок, головных платков, поясов до платков, подушек, наволочек, покрывал, от скатертей, занавесок, гобеленов до дамских сумочек, рюкзаков и диванных подушек.

цветы (绢花 цзюаньхуа)

Цзюаньхуа – имитация из высококачественного шелка, полностью повторяющие цвет и форму натуральных цветов. Производство происходит в несколько ступеней: накрахмаливание и окраска ткани, скручивание в определенную форму и склеивание отдельных частей. Принято считать, что свое начало искусство цзюаньхуа получило в стенах императорского дворца, поэтому они также известны в Китае как «гунхуа» — «дворцовые цветы» (кит.).

Присутствие украшений из искусственных шелковых цветов у женщин, изображенных на знаменитой картине Гу Кайчжи (ок.345-406 гг.) «Придворные дамы» доказывает, что их история насчитывает уже более 1500 лет.

Шелковые цветы принято использовать как украшения, также их преподносят в знак личной симпатии. Не стоит и говорить о том, что они являются прекрасной заменой живым цветам в зимний период.

 

Серия сообщений «Китай«:
Часть 1 — Китайские пирамиды
Часть 2 — Чудеса Света. Великая Китайская стена

Часть 42 — Фестиваль льда и снега в Харбине 2017
Часть 43 — Живописные горы Гуйлинь
Часть 44 — Искусство китайской вышивки(1)
Часть 45 — Искусство вышивки Китая(2).Главные школы

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

kolybanov.livejournal.com

Добавить комментарий