Поиск

Аморальна ли психология


Ну как Вам заголовок, уважаемые сообщники? Интригует? Спешу предупредить — я не буду поднимать вопросы «ниже пояса». Надеюсь, однако, что тема вызовет отклик, потому что она насущна и полезна.

А-моральная — лишенная морали. Мы привыкли, что аморальными называются поступки, нарушающие общественный порядок. Говоря об аморальности психологии, я предлагаю подумать и обсудить вопрос, правильно ли отделять вопросы морали и этики, вопросы о том, что такое счастье, от психологии.

Обсуждая на прошлой неделе психозащиты, встретил утверждение (не дословно) «это относится к морали и философии, а не психологии». Действительно, говоря, например, о таком важном понятии, как счастье, мы вроде как можем подразумевать радость и экстаз, а можем иметь в виду цели, мечты и желания. Эмоции более физиологичны, чем те же мечты и планы на будущее, но верно ли отделять счастье во втором смысле от психологии и отдавать в ведение философии?

В нашем соо еженедельно появляются темы про депрессии, про потерю смысла жизни. Разве не про счастье все эти темы? Не про потребность снова стать более счастливым, нежели сейчас? Депрессии связывают с горем от утраты, однако любой человек постоянно что-то получает и что-то отдаёт. Чем же утрата будет отличаться от расставания с другим объектами? На мой взгляд, значимостью утрачиваемого, его ценностью для нас, счастьем, которое приходит в нашу жизнь через этот объект. Если посмотреть на техники тайм-менеджмента, на пирамиду Франклина в частности, то фундаментом являются наши ценности и мечты. То есть для того, чтобы обеспечить себе удовольствие от времени, которое итак на что-то потратишь, нужно увязать его с тем, что несет тебе высшую радость существования.

Когда речь заходит о том, что другой человек нас не понимает или мы его/её не понимаем, то можно говорить о том, что наши системы координат — наши ценности расходятся в каком-то моменте. Обсуждаемая несколько недель назад эмпатия — это не просто умение выслушать, это умение распознать ту ценность и важность, информацию о которой транслирует человек. Принятие — это разделение интересов и ценностей, в определенном смысле — разделение пищи, не только физической, но и психологической. Говоря о нарциссах, можно вспомнить, что основная психологическая защита нарциссического радикала — это обесценивание, лишение ценности и значимости.

При изучении какой-либо психотерапевтической методики полезно знать, на основании каких философских воззрений автор эту методику разрабатывал. Оперативно разыскивая нужный инструмент для решения проблемы, мы цепляемся за алгоритм, забывая о том, какая система ценностей этот алгоритм породила, а потом удивляемся, почему от осинки не родятся апельсинки. Так может быть дело в том, что мы концентрируем внимание на психотехнике, точно так же как в сельском хозяйстве и добывающей промышленности чаще всего концентрировались на технике и технологиях добычи полезных ископаемых (желаемого). Почва, которая эти полезные ископаемые питала и созидала, остаётся за бортом. В нашем случае эти философия и этика.

Вот такое видение, дорогие сообщники, имеется лично у меня по данному вопросу. Как вы видите ситуацию с ценностями и счастьем в психологии? Считаете ли важным, чтобы психологические и психотерапевтические методики применялись с учетом взглядов, на основании которых эти методики были созданы? Знаете ли случаи, когда применение методик без их смысловой нагрузки не приводили к результатам или даже причиняли вред? Или наоборот — когда техники, основанные совершенно на иной системе ценностей, давали результат вопреки ожиданиям? Считаете ли философию и этику умозрительными знаниями и малополезными в повседневной жизни? ru-psiholog.livejournal.com

Добавить комментарий