Поиск

«Медея», МАМТ им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко


"Ах, куда завело меня мое разгневанное сердце?"

Опера "Медея" в МАМТ им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко — событие знаковое. На мировых подмостках опера идет уже давно, и в 1950-х гг. роль Медеи исполняла сама Мария Каллас.
Московская премьера состоялась 14 мая 2015 г. Ранее опера ставилась в России только один раз — в Самаре (1982 г.).
Режиссер-постановщик А.Титель полностью сохранил оригинальные либретто и музыку "Медеи" (в Москве опера идет в оригинале, на итальянском языке, с субтитрами) такими, какими они были в далеком 1797 г. Однако, действие перенесено примерно в 1920-30е гг. Так, служанки Главки одеты в старомодные купальники, Ясон и Креонт — в военную форму, Медея — в черное траурное платье, а орудие убийства — не кинжал, а пистолет. В качестве декораций выступают тетраподы — фигурные берегозащитные бетонные блоки, которые служат одновременно символом и защиты, и нападения.


Фото — Олег Черноус

Как следует из названия — образ Медеи (Наталья Мурадымова) является центральным. Но появляется на сцене она не сразу. Сначала мы наблюдаем Главку (Дарья Терехова) в окружении своих подруг-служанок. Главка — юная простодушная девушка, она искренне любит Ясона (Николай Ерохин) и ненавидит Медею, в которой видит угрозу своему браку и счастью. Зато детей Ясона и Медеи Главка любит как родных и переживает за их судьбу.
Образ Ясона вряд ли вызовет симпатию у зрителя. Он очень слаб и действительно выглядит предателем: Медея помогает ему усмирить дракона и получить Золотое руно, бросает ради него семью, убивает брата и покидает родину. Ясон же, прожив с Медеей много лет, бросает ее ради того, чтобы жениться на Главке и, самое страшное, отнимает у Медеи ее детей.
Медея приходит в Коринф со своей верной служанкой Неридой (Нерис), чтобы отомстить Ясону и не допустить его женитьбы на Главке.
Образ Медеи и притягивает, и отталкивает: это демонстрация того, какой может стать любящая женщина, доведенная до крайнего отчаянья. Как она изменчива, когда ведет диалог с Ясоном: то упрекает его, виня в измене, угрожает страшной карой, то молит вернуться и клянется в вечной любви. И Ясон не может устоять: несколько раз он сам целует Медею, хотя ненавидит себя за это.
Отчаявшаяся Медея принимает решение остаться в Коринфе еще на один день и осуществить свою месть. Главке уготованы отравленные смертельным ядом пеплос и диадема, которые Нерида преподносит ей на свадьбу. Для Ясона же наказание будет более жестоким. Медея принимает решение убить их общих детей, что и становится "ядром" трагедии.
Страшен последний монолог Медеи, когда в женщине борются два начала:
"Но это же мои сыновья!….
Даже если они мои, отец их — Язон!".

Наконец, она решается, и никакие уговоры Нериды уже не действуют на нее: Медея не была бы Медеей, если бы оставила сыновей в руках предателя и лжеца. Последней каплей для нее становится голос Ясона, который оплакивает умершую Главку:
"Бессердечный, ты оплакиваешь только Главку, а сыновья твои?
О них ты не вспоминаешь?"

И Медея уходит за сцену с пистолетом.
Важным штрихом становится "предательство" Неридой своей госпожи — она обо всем рассказывает Ясону и говорит, где Медея, поскольку не в силах вынести страданий невинных детей. Но остановить женщину Ясон не успевает — уже слишком поздно. Медея наставляет пистолет и на Ясона, но он не заслуживает такой легкой смерти. Она кидает пистолет на землю рядом с ним, назначает ему встречу на берегах Стикса и удаляется.

Вывод: постановка достаточна специфична и может не очень понравиться любителям именно "классических" версий из-за переноса времени действия в XX век. Но лично я, например, очень люблю подобные приемы и считаю, что они служат доказательством "вечности" и актуальности классики. Великолепные голоса ведущих оперных артистов и исполнение оперы на итальянском языке также являются весомым поводом к просмотру. Кроме того, спектакль стал лауреатом премии "Золотая маска" в 2016 г. в двух номинациях: "лучшая работа режиссера" (Александр Титель) и "лучшая женская роль" (Хибла Герзмава).

Спасибо огромное МАМТ им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко за великолепный спектакль, сообществу moskva_lublu и лично turandot5 за приглашение!

Сайт МАМТ им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко:
https://stanmus.ru/
Группы театра в социальных сетях:
https://www.facebook.com/stanislavskymusic
https://www.instagram.com/stanmus/
https://vk.com/musictheatre

ilovemoscow.livejournal.com

Добавить комментарий