Поиск

Электропоезд Пермь – Краснокамск.


До распада СССР на многих коротких железнодорожных ответвлениях существовало пассажирское сообщение. Не исключением была и 10-ти километровая ветка Оверята – Краснокамск в Пермском крае, по которой до 1992 года курсировали электропоезда сообщением Пермь-II – Краснокамск.
Пермь-2.jpg

Краснокамск — город-спутник Перми, находится примерно в 30-ти километрах от неё. Город появился благодаря строительству Камского целлюлозно-бумажного комбината в 1930-х годах. Скорее всего тогда же, для нужд предприятия, а возможно и позже, была проложена железная дорога от станции Оверята до Краснокамска. Утверждение о том, что Краснокамск «обошла» железная дорога, как в своё время это случилось с Томском, мимо которого проложили Транссиб, будет совершенно неверным и неуместным, так как место для заложения завода изначально выбирали на берегу Камы.
В Пермском крае и вообще на территории постсоветского пространства великое множество подобных линий, бывшие когда-то пассажирскими. Большинство из них лишились пассажирского движения — на каких-то оно было востребовано, на каких-то нет или не очень. Электропоезд на Краснокамск попадал скорее под вторую категорию.

Расписание электропоездов за 1969 год из «Указателя пассажирских сообщений», время московское:
Пермь-Краснокамск_1969.jpg

Как видно — 5 ежедневных пар электропоездов, их них только 4 в наиболее адекватное время.

В 70-е годы объёмы движения уменьшились. Расписание электропоездов в 1983 году, время московское:
Пермь-Краснокамск_1983.jpg

Причём при движении из Перми время ещё более менее удобное было — один поезд утром и один вечером. Обратно в Пермь уже не очень. В таком, практически неизменном виде, расписание просуществовало до отмены в начале 90-х годов.
Расписание в 1986 году:
Пермь-Краснокамск_1986.jpg

Расписание электропоездов в 1991 году на Краснокамск было таким, время московское:
отправление из Перми в 7.37 и 12.32;
прибытие в Пермь в 10.17 и в 15.17.

С 1992 года они исчезли из расписаний и линия стала выполнять свою первоначальную функцию — грузовую.

Удивительно, но соседняя ветка Чайковская – Нытва продержалась с поездами дольше — отменили только ближе к концу 90-х годов. Расписание поездов в Нытву на 1989 год, время московское:
Нытва-Комарихинская_1989.jpg

В советское время краснокамские электропоезда были популярны среди студентов — помимо того, что проезд был намного дешевле, чем в автобусе, коих уже тогда ездило из Краснокамска в Пермь немало, так ещё и была скидка по студенческому билету. Но для многих жителей города они были неудобны. Почему? Об этом чуть позже.

Участок от станции Оверята до станции Краснокамск длиной 10 километров и электрифицирован до сих пор. Как выглядит сама линия на картах. Обозначены платформы:
Краснокамск-ветка.jpg

Движение без длительной остановки было невозможно — электропоезд из Перми приезжал в Оверята, потом локомотивная бригада через весь состав проходила в хвостовую кабину, то есть поезд менял направление (первым вагоном становился тот, который при отправлении из Перми был последним) и продолжал свой путь в Краснокамск.

Имелось две промежуточных остановки. Это остановочный пункт Никитино:
опНикитино.jpg

И остановочный пункт Рейда в одном из районов Краснокамска:
опРейда.jpg

Переезд на улице Ленина. Впереди, в 500-х метрах, была платформа Рейда:
Краснокамск_5.jpg

Обе «платформы» располагались по правую сторону при движении из Оверят.

Теперь станция Краснокамск, вид в сторону города:
Краснокамск_1.jpg
Краснокамск_2.jpg
Фактически это промышленные пути, не принадлежащие РЖД. Серое высокое здание это пост ЭЦ.

И вид в сторону Оверят. Это и есть станция Краснокамск:
Краснокамск_9.jpg

Возвращаясь к вопросу о неудобстве электропоезда для жителей. В Краснокамске даже в светлые советские времена не существовало толкового железнодорожного вокзала и выхода на посадку (как не было и комнат отдыха для бригад). Электропоезда подавались к низкой платформе, сразу меняли направление и уезжали обратно. Но к какой платформе?
Возможное расположение платформы на станции Краснокамск:
Краснокамск_6.jpg

Но так слишком далеко от жилых районов, и электропоезд был бы вовсе никому не нужен.

На самом деле было так — электропоезд загонялся в электрифицированный тупик, расположенный вдоль промзоны. Этот тупик крайний справа:
Краснокамск_2.jpg

А чтобы выйти на платформу, люди шли со стороны города мимо автовокзала через такой «вокзал» — дыра в заборе со ступеньками на улице Шоссейная:
Краснокамск_3.jpg

Не очень удобно было идти утром в какой-то забор, в какую-то промзону, чтобы уехать железной дорогой.

Google снимал панораму в 2013-ом году — вход на «вокзал» уже был закрыт:
Краснокамск_4.jpg

Платформа около тупика примерно находилась здесь (возможно она ещё и осталась, но сильно заросла), красный кружок — это дыра в заборе:
Краснокамск_7.jpg
Краснокамск_8.jpg

В 90-е годы железные дороги уже не могли позволить себе содержать, и при СССР сильно убыточные, поезда по таким линиям. Но сейчас вроде как "стало лучше" и есть возможность восстановить движение на Краснокамск (новость из осени 2016 года) — чиновники Перми предлагают запустить скорые электропоезда до Кунгура и Краснокамска.

« В проект регионального бюджета на 2017-2019 годы включены расходы на предоставление субсидий перевозчикам на возмещение недополученных доходов при перевозке пассажиров пригородным железнодорожным транспортом. Ежегодно из краевого бюджета на эти цели будет выделяться 282,1 млн руб. Как отметил министр транспорта Алмаз Закиев, в ходе прошедших сегодня публичных слушаний по проекту краевого бюджета на 2017-2019 годы, эта мера позволит сохранить действующую маршрутную сеть пригородных железнодорожных перевозок, а также запустить скорые электропоезда по маршрутам «Пермь-Кунгур» и «Пермь-Краснокамск». »

Идея абсолютно утопичная и прекрасная по «распилу» бюджетных денег. Утопична вот почему: в Краснокамске очень большая обеспеченность личным автотранспортом в Пермском крае — люди либо ездят в своих машинах, либо на огромном количестве автобусов и маршруток, которые уходят в Пермь каждые 10 минут по дороге, выводящая на федеральную трассу. Кто сейчас в здравом уме решится пойти на платформу через ту дыру в заборе, да ещё и стоять 15 минут в Оверятах?
Другая проблема в том, что тот электрифицированный тупик не принадлежит РЖД, но допустим эту бюрократическую проблему решат. В любом случае удобно «освоят» денежки: ну договорятся, сделают платформу, запустят, и потом движение в виде 2-3ёх пар отменят через месяц (или даже меньше) из-за отсутствия пассажиропотока, а деньги уже потрачены. Если уж при Советах не было такого интенсивного движения, что даже в 80-е осталось 2 поезда в каждую сторону, то что говорить про настоящее время.
Гениальное предложение чиновников говорит о скорых электропоездах, что в принципе на этой ветке невозможно (смотрите карту выше). Хороший министр транспорта, раз он не знает некоторых важных особенностей железнодорожной сети вверенного ему края.
Кстати немного спустя после этой новости этого главу Минтранса задержало ФСБ

Вывод такой: электропоезда в Краснокамск не нужны, и они не появятся там больше никогда.

ru-railway.livejournal.com

Добавить комментарий