Поиск

Музей Дороги жизни


В прошлом году наконец добрался до одного из самых интересных музеев Ленинградской области — музея Дороги жизни, который расположился на берегу Ладоги, у ЖД станции с названием "Ладожское озеро". Именно сюда приходила дорога из Ленинграда, которая и по сей день на всех картах называется "шоссе "Дорога жизни", именно здесь начинался следующий участок трассы, связывающей блокадный город с большой землёй, и шёл он через озеро: летом по воде, зимой по льду. Основная часть экспозиции посвящена водному пути и действиям Ладожской военной флотилии, а сам музей, основанный в 1968 году, является филиалом питерского Центрального военно-морского музея. Впрочем, нашлось в нём место не только флотским экспонатам, и самый заметный из них — самолёт Ли-2, лицензионная копия американского DC-3. Воздушным путём в Ленинград доставлялись преимущественно продукты питания, основными аэродромами для приёмки грузов были Комендантский и Смольное.

00 Ли-2.jpg

А теперь перейдём к флотской части экспозиции. Буксирный пароход "Ижорец 8", построенный в 1932 году, участвовал как в перевозке грузов, так и в прокладке по дну Ладоги электрокабелей и трубопроводов.

01 Ижорец.jpg

В музее можно увидеть одну из муфт, смонтированных на подводных электрических кабелях, всего кабельных линий было проложено пять, а муфт смонтировано — 228.

21 электромуфта.jpg

Рядом с "Ижорцем" стоит самоходный двухтрюмный тендер, такие использовались как для перевозки грузов, так и для десантных операций. В движение этот простейший аппарат приводил автомобильный двигатель от ЗИС-5. На корме видно рабочее место рулевого.

02 Ижорец.jpg

Целых кораблей в музее немного, но есть их отдельные элементы, как эта мачта канонерской лодки "Бира" (бывшей грунтоотвозной шаланды). По иронии судьбы, "Бира" была изготовлена по заказу Балттехфлота в Германии, в 1940 году.

03 мачта кан.jpg

От другой канонерской лодки, носившей имя "Бурея", сохранился только фрагмент борта с названием. Принадлежность лежащих рядом якорей и винтов не указана, возможно, они от того же корабля. На заднем плане — павильон, в котором выставляется ещё один полноразмерный экспонат — малый охотник за подводными лодками МО-4, под крышу корабль поместили, чтобы уберечь от погоды его деревянный корпус. К сожалению, павильон был закрыт на реконструкцию и вблизи МО-4 я не посмотрел.

04 Бурея, якорь, винт.jpg

Отдельный небольшой памятник установлен в честь заслуг моряков технического флота. У его подножья — якорь и ковши землечерпалки.

05 памятник техфлоту.jpg

Табличка на одной грани памятника рассказывает о работе буксирного парохода "Гидротехник", который использовался в том числе и в качестве ледокола.

06 памятник техфлоту т1.jpg

А табличка на другой — о действиях землесосов, землечерпалок и других вспомогательных судов, выполнявших работы по строительству каналов, углублению дна и пр. Причём среди технического флота были и боевые потери от вражеской авиации.

07 памятник техфлоту т2.jpg

Ещё один памятник техническим службам — вот этот осветительный буй, стоявший когда-то у бухты "Железница".

08 бакен.jpg

Заметная часть экспозиции — артиллерийское вооружение кораблей Ладожской флотилии. На переднем плане — башня танка Т-34-76, такие устанавливались на "речных танках" — бронекатерах.

09 арт.jpg

76-мм зенитная установка 34-К устанавливалась на канонерских лодках флотилии в качестве орудия главного калибра.

10 34-К.jpg

Аналогичным образом использовались и 85-мм установки 90-К.

11 90-К.jpg

Ещё более мощный вариант — установка Б-13 с 130-мм орудием в башне, такие устанавливались на некоторых канонерских лодках и береговых батареях. Дальность стрельбы — до 25 км, темп — 7-8 выстрелов в минуту.

14 Б-13.jpg

Другой вариант установки — Б-13-3с был более скорострельным: до 10 выстрелов в минуту. Расчёт обоих установок составлял 11 человек.

15 Б-13-3-С.jpg

Для зенитных целей на кораблях Ладожской флотилии использовались, среди прочего, 37-мм автоматические установки 70-К.

12 70-К.jpg

Были и более мощные зенитные системы этого же калибра, В-11, со спаренной артустановкой.

13 В-11.jpg

Для управления стрельбой корабельной артиллерии на канонерских лодках имелись командно-дальномерные посты КДП. Конкретно этот пост когда-то стоял на уже упомянутой канонерской лодке "Бира". Судя по двум парам характерных выступов, дальномеров там было установлено два.

16 КДП.jpg

Есть в экспозиции музея и дальномер, который мог устанавливаться и в корабельных КДП, это модель ДЯ — стереодальномер 4-метровой базы. Использовались подобные и на береговых батареях.

17 дальномер.jpg

В продолжение темы корабельного вооружения — заряжающее устройство с глубинными бомбами ББ-1, применявшимися против подводных лодок.

18 глубинные бомбы.jpg

Классическая гальваноударная якорная мина на тележке, за ней — минный защитник: устройство, защищающее установленные мины от траления.

19 мины.jpg

А вот и средство борьбы с минами, точнее, его элементы: правый и левый отводящие буи петлевого электромагнитного трала ПЭМТ-4.

20 крылья трала.jpg

Есть в музее и небольшая коллекция сухопутных артиллерийских орудий: от 76-мм полковушки обр. 1927 года до 85-мм зенитки 52-К обр. 1939 года.

22 орудия.jpg

Самым интересным для меня оказалась автомобильная часть экспозиции. Очень неплохо смотрится ГАЗ-ММ упрощённого образца, машина прошла хорошую реставрацию. Такие «полуторки» провезли по военно-автомобильной дороге № 101 (№ 102), как называлась трасса, проложенная по льду Ладоги, много нужных осаждённому городу грузов, обратными рейсами шла эвакуация жителей. Судя по информационной табличке, эта машина в одном из рейсов ушла на дно и была поднята в 1947 году.

23 ГАЗ-ММ.jpg

Второй основной грузовик РККА — «трёхтонка» ЗИС-5. Вёз больше груза, но и шансов провалиться под лёд было больше. Тоже прошёл хорошую реставрацию, на раме уцелела даже заводская табличка.

23 ЗИС-5.jpg

Уникальный экспонат — автобус на шасси ЗИС-8 с добавленной подкатной осью, известный под условным индексом «АТУЛ АЛ-2». Такие машины в небольших количествах производились на заводе Автотранспортного управления Ленсовета с 1936 года до 1940-х. Это единственный уцелевший экземпляр, недавно отреставрированный и перемещённый из запасников в основную экспозицию. Такие автобусы участвовали в эвакуации по ледовой трассе жителей Ленинграда, в основном детей.

24 АТУЛ Л-2.jpg

Завершает автомобильную экспозицию полевая кухня-прицеп КП-2-48. Это уже послевоенная модель, что видно и по её индексу, а в войну основными типами полевых кухонь были КП-41 и КП-42, жаль, что их нет в экспозиции.

25 КП-2-48.jpg

Хочу отметить, что музей в последние годы значительно похорошел: приведена в порядок территория, построены новые павильоны, отреставрированы экспонаты, обновлена экспозиция. Так что настоятельно рекомендую к посещению!

mib55.livejournal.com

Добавить комментарий