Поиск

Пятничный кинозал: «33» (2014)


Когда-то испанец Антонио Бандерас был актером пусть и не самых-самых первых, но все же кассовых боевиков своего времени. Но его постигла та же участь, что и у своих коллег — в связи с кризисом жанра он стал сниматься в откровенном шлаке категории Б. Увы, достаточно посмотреть список его последних ролей — они почти сплошь в убогих боевиках, в которых он снимается по шесть раз за год. Очевидно, последние несколько лет Бандерас окончательно увяз в этом, и его карьера вряд ли уже восстановится. Что крайне печально.

А между тем у Бандераса был шанс, в отличие от своих коллег по жанру типа Сталлоне или Лунгрена, стать более-менее успешным драматическим актеров, ведь до этого он уже пробовал себя в некоторых вполне серьезных фильмах. И эти попытки даже были успешными, и играл он в них неплохо — но увы, эти фильмы не слишком на слуху у мирового зрителя. И тем не менее, именно благодаря просмотру фильмографии этого когда-то культового актера я узнал о действительно достойном фильме с его участием. Это фильм "33".

У фильма весьма интересная история создания. Это — экранизация катастрофы на шахте Сан-Хосе в Чили. В 2010 г. здесь произошла авария, которая обвалила выход из шахты и заперла под землей 33 шахтера, которые были обречены на гибель в случае малейшего промедления. По счастью, колоссальные усилия, приложенные правительством и всеми сочувствующими, привели к счастливому концу этой истории — все шахтеры были спасены и вытащены. Но перед этим им пришлось под землей долгих 69 дней. Именно этой истории и посвящен фильм, снятый совместно Чили и Колумбией при сильной опеке американских киношников. Благодаря этому фильм получил весьма серьезный бюджет для драмы — 27 миллионов долларов — а также Антонио Бандераса на главную роль. Хотели пригласить на второстепенную роль и Дженнифер Лопез, но она отказалась. Режиссером стала не слишком известная, но небесталантная дама, Патрисия Ригген. Я сразу заинтересовался фильмом, когда прочел аннотацию — не из-за Бандераса, а потому что мне действительно интересны такие печальные истории о трагедиях людей в сложных обстоятельствах, их страданиях из-за жадности и скупости эксплуатации — а я более-менее помнил эту историю по новостям, и новости признавали, что вина за трагедию лежит на горной компании, которая не озаботилась техникой безопасности и вообще сначала хотела сэкономить на поисках шахтеров. Мне стало интересно, насколько честно изобразят эту тему в кино.

4.jpg

И ожидания оправдались полностью и даже немного сверх того. Давно я уже не видел такого фильма, в котором не хочется искать недостатки. Прежде всего, это очень честное кино, которое действительно следует фактам. Большинство героев имеют прототип, в массовке снялись реальные участники событий, четко и ясно указаны виновники происшествия — жадные владельцы компании. Не забыты журналисты, которые сделали из драмы этих людей реалити-шоу. Даже президенту Чили досталось, он изображен как эгоистичный интриган, который спасает шахтеров ради рекламы — и реальный президент Чили был вынужден это проглотить, потому что это была чистая правда. Словом, давно я уже не видел столь честного и критического кино. Такое впечатление, что авторы руководствовались при создании сценария репортажами коммунистов, типа вот такого: http://scepsis.net/library/id_2854.html

Отхождения от реальности в целом несущественны. Например, на реальной шахте работало 300 человек, а не 33, а из шахты их доставал спасатель, а не они заходили в спасательную капсулу сами, на месте трагедии показаны только родственники шахтеров, среди которых почти сплошь только женщины — но вы же понимаете, что такие отступления от реальности являются сущей мелочью. Для фильма "на основе реальных событий", что давно уже стало маскировкой для откровенного вымысла, "33" крайне близок к реальности.

Но в целом критический мотив не главное, а производное. Просто сам фильм построен как драматическое переложение реальных фактов на сценарную основу, по сути, как реконструкция событий — но, конечно, имеет и художественную часть, которая тут на добротном уровне. В центре его сюжета тема братства и объединения. Фильм не зря называется 33 — внимание здесь уделяется большинству участников этой группы. Главная роль принадлежит их лидеру, который организует из выживание, Марио Сепульведа — именно его роль и сыграл Бандерас. Однако он только первый среди равных. Однако на самом деле в главной роли тут весь коллектив шахтеров. У них есть свои предыстории, свои типажи, очень простые, но понятные и запоминающиеся амплуа и истории. Один, например, пенсионер, для которого это последний день в шахте, другой — фанат Элвиса, третий — навсегда поссорился с сестрой, четвертый — боливиец, который впервые в шахте и над ним все посмеиваются. Понятно, что для них всех жизненно важно объединиться в смертельно опасных условиях, и этот мотив является стержнем сюжета.

5.jpg

Этому способствует и хорошая игра актеров. Все отыграли вполне достойно, даже Бандерас, которого я особо гениальным актером не считаю… Он тут в целом показал себя как обычно, довольно эмоционально. Но все же играл весьма достойно, иногда просто брал эмоциями за душу.

1.jpg

2.jpg

С обратной стороны — тоже свой конфликт и свои герои с прописанными сюжетными арками. Тут и жены и родные шахтеров, которые добиваются от властей правды и требуют действия; и настойчивый министр труда, который настоял на спасении шахтеров, и который переживает свою трагедию; и инженер, руководящий работами, который сам сначала не верил в спасение горняков. В его роли, кстати, Гэбриэл Бирн, звезда драматических фильмов 80-х, и тут он, как всегда, очень достойно выглядит.

3.jpg

С технической части фильм сделан практически безупречно. Съемки в настоящей пещере, образцовые спецэффекты падения обвала, неплохая в основном операторская работа, натуральный грим, реквизит, оборудование — все деньги на экране. Достигается полное ощущение правдоподобности и жизненности происходящего. Спасибо и режиссуре, которая весьма прилично сочетает трагедию и юмор, выдерживает динамику, ярко показывает национальный колорит, чередует массовые сцены с индивидуальными монологами.

Я мог бы предъявить некоторые претензии фильму за простоту некоторых образов и сюжетных приемов, еще какие-то минусы, отметить, почему он не подымается выше 7 из 10 — но не хочу. Потому что он мне очень понравился. Я давно уже не видел фильм, в котором можно искренне сопереживать героям, где искренний, а не фальшивый пафос объединения, где персонажи становятся друг другу братьями в борьбе не за надуманные идеалы, а простое человеческое достоинство. Фильм, где простой и понятный сюжет, который все же легко погружает в себя зрителя и заставляет его следить за судьбами героев, даже зная, чем все закончится. И где простота персонажей и их сюжетных линий идет не во вред, а во благо — вот у кого надо было учиться авторам "28 панфиловцев". Жаль только, наш дубляж, хоть и хорош, не может передать национальный колорит оригинала.

Этот фильм — дань уважения реальным людям, который сочетает документальную точность, художественное качество и нравственную честность. При просмотре его надо помнить, что мы смотрим историю про реальные события и реальных людей — которых нам даже покажут в финале. И что в каждой стране может произойти такая трагедия, в которой раскрываются все возможности человека. Я рад, что такое кино действительно существует и советую обязательно его посмотреть, если вы хотите не только узнать об этой трагедии на другом конце света, но и посмотреть честную, нравственную и хорошо сделанную драму о хороших людях. И просто хорошее, ладно скроенное кино. movie-rippers.livejournal.com

Добавить комментарий