Поиск

Что прочитать, чтобы не чувствовать себя профаном (часть 2)


Первая часть списка (https://chto-chitat.livejournal.com/13390383.html) вызвала определенный интерес "в узких кругах")).
Ту часть можно было назвать "списком для желающих узнать, что такое классическая литература", как выразился уважаемый
petrazmus.
Вторая часть более дискуссионная, поскольку касается ХХ века — репутация многих авторов спорна. Лично мое мнение: литература ХХ века в основном утратила цельность литературы века XIX, явившегося, по-моему, вершинным для этого рода деятельности (кино, радио, видеоигры и Интернет изобрели позже)).
После 1940 великих текстов и не было, если отнести к последним "Поминки по Финнегану", "Тихий Дон" и, скажем, "Мастера и Маргариту". Ну и, конечно, в список включены авторы из массовых жанров, иначе как оценивать высокие пародии без представления об оригиналах? Впрочем, вот и сам список, судите сами:

5. Литература ХХ века (включая предтеч из прошлого века)
5.1. Модернизм
5.1.1. Шарль Бодлер – Цветы зла (ну, без этого никуда, даже «Черный обелиск» с «Алисой» оказались фанатами)
5.1.2. Кнут Гамсун – Мистерии, Соки земли (Гамсун оказался довольно эксклюзивным представителем импрессионизма в литературе, а это дорогого стоит. «Голод» мне не кажется настолько удачным, чтобы его включать, но прочитать стоит, тем более он небольшой)
5.1.3. Джеймс Джойс — Улисс (эта книга — альфа и омега литературы ХХ века, особенно модернистской. Читать какого-нибудь Фолкнера в целом необязательно, если только вас не интересует жизнь буттлегеров и фермеров в США в 19-20 вв. А Джойса — обязательно. Иногда поступают идеи включить сюда «Дублинцев» и «Портрет художника в юности», что в целом логично («Портрет» сюжетно связан с «Улиссом», является «приквелом», а «Дублинцы» дают панораму жизни ирландской столицы начала 20 века. Но нельзя объять необъятное — поэтому если «Улисс» обязателен, все прочее — постольку-поскольку)
5.1.4. Генри Миллер — Тропик Рака (довольно посредственный эпигон Селина, сосредоточившийся на вопросах секса. Однако породил армию подражателей — для русской литературы, скажем, «Это я, Эдичка» Лимонова. Да и читать несложно, вон Дмитрий Дибров рекомендует… так что стоит ознакомиться)
5.1.5. Марсель Пруст — В поисках утраченного времени (хотя бы «По направлению к Свану») — все читать нет никакого смысла, пожалуй, если вы не обнаружите в Прусте родственную душу и не увлечетесь нудными рефлексиями главного героя по поводу печенья, бабушки, знакомых евреев, девушек и дворян. Но хотя бы первый роман этого столпа мирового модернизма прочесть имеет смысл
5.1.6. Франц Кафка — Замок, Процесс, Превращение, В исправительной колонии (еще один великий модернист, прочитав которого, можно не обращать внимание на потуги многих других. Из новелл выбраны две, самые значительные по общему мнению)
5.1.7. Луи-Фердинанд Селин – Путешествие на край ночи (перевод Ю. Корнеева; есть перевод Эльзы Триоле, но он неполный), Из замка в замок (поздний Селин, саркастически описывающий бегство французских коллаборационистов от воинов героического де Голля — нешаблонный взгляд на малоизвестную страницу Второй мировой войны, оригинальный стиль)
5.1.8. Томас Стернз Элиот – Пепельная среда, Бесплодная земля, Четыре квартета, Полые люди; статьи о литературе (говорят, что Элиот по влиянию не уступает Джойсу. Без прочтения указанных поэм (а они все вместе меньше 100 страниц) будут непонятны речи героя Дэнниса Хоппера в финале «Апокалипсиса сегодня»)
5.1.9. Владимир Набоков – Лолита, Дар (трудно найти человека, не слышавшего про «Лолиту». «Дар» — наиболее, наверное, изощренный роман «русского периода» Набокова, запоминающийся ироническим жизнеописанием Чернышевского. Читать же какой-нибудь «Ада или Радости страсти» и т.п. могут только совсем замороченные эстеты. Не рекомендую)
5.1.10. Хорхе Луис Борхес – Лента Мёбиуса, Сад расходящихся тропок, Вавилонская библиотека, Тема предателя и героя (по мне Борхес —  малоинтересный автор, но почему-то ставший культовым в мировом масштабе, так что несколько характерных новелл-эссе я отобрал)
5.1.11. Михаил Булгаков — Мастер и Маргарита (тоже культовая книга, при этом читается повеселее Борхеса))
5.1.12. Уильям Фолкнер – Шум и ярость (наиболее «модернистский» роман мистера Билла, к тому же не самый объемный. По мне, его и вовсе можно не читать, но столь многие о нем вспоминают к месту и не к месту, что представление получить нужно, чтобы не выглядеть профаном)
5.1.13. Альбер Камю – Посторонний (помнится, мне попадалась какая-то подборка типа «25 великих романов ХХ века», куда вошел и «Посторонний», с чем нельзя не согласиться: «Падение» плохо запоминается из-за своей манеры письма, ориентированной на «Записки из подполья» Достоевского, «Чума» вообще многословная парабола, а повесть о Мерсо наиболее гармонична и важна для мировой философской прозы ХХ века)
5.1.14. Герман Гессе – Степной волк, Игра в бисер, Демиан (влиятельность Гессе определяется двумя первыми произведениями, но лично мне наиболее понравился «Демиан», который я включил вдогонку)
5.1.15. Давид Герберт Лоуренс – Радуга, Любовник леди Чаттерлей (имя Лоуренсу сделали романы «про секс», хотя после Селина и Миллера он выглядит крайне скромно. Зато, как выразилась моя жена, «это предтеча женских романов» — тоже неплохо))
5.1.16. Александр Блок – Двенадцать, Возмездие, Роза и крест (на русскую культуру Блок имел значительное влияние, не знаю насчет мировой. Две поэмы читаются легко, невелики по объему, но содержат массу важных образов. «Розу и крест» вставил из-за темы: розенкрейцеры, тамплиеры — нынче это в моде)). Но, может, и не стоит)
5.1.17. Рюноске Акутагава – Ворота Расемон, Жизнь идиота, Паутинка, В чаще — японский модернизм, довольно своеобразный
5.1.18. Уильям Голдинг – Повелитель мух (по-моему, средняя книга, но в США ее тираж составил 20 млн экземпляров, в разных обзорах ее ставят где-то рядом с «Бесами» Достоевского, ну, Бог им судья, прочитать несложно в целом… для общего развития)
5.2. Реалисты ХХ века
5.2.1. Джозеф Конрад – Сердце тьмы (реалист ли Конрад — вопрос, однако он оказал фундаментальное влияние на всяких «трагических гуманистов» типа Хемингуэя, а «Сердце тьмы» стала почему-то культовой книгой, по мотивам которой Коппола снял «Апокалипсис сегодня». Почему бы нет? В западных списках выделяют роман «Ностромо» — вероятно, по причине его влияния на латиноамериканский роман)
5.2.2. Джон Голсуорси – Сага о Форсайтах (семейный роман на новый лад: здесь господство капитала выступает на первый план даже на фоне Бальзака, причем у Голсуорси все тоньше, потому что он учитывал достижения Тургенева и Джеймса. Впрочем, можно вообще не читать этот цикл романов, ничего не случится, но если любите классический роман, то почему бы нет?)
5.2.3. Теодор Драйзер — Сестра Керри, Американская трагедия (два прекрасных романа Драйзера, про которого Фолкнер вспоминал при получении Нобелевской премии)
5.2.4. Томас Манн — Волшебная гора (Томас Манн фигурирует в этом списке с целью представления «интеллектуального романа» ХХ века, а самый многозначительный из них — именно этот. С точки же зрения максимальной самореализации Манна как писателя я бы назвал «Доктор Фаустус». Но там меньше многозначительных интеллектуальных диалогов))
5.2.5. Френсис Скотт Фицджеральд – Великий Гэтсби (это молодые коллеги попросили включить эту лабуду)). С другой стороны, где еще почитаешь про разорившегося миллионера — истории такие сплошь и рядом, а собственно романов не так много, так что пусть будет)
5.2.6. Джон Стейнбек – Гроздья гнева (реалистический роман 20 века отличается от такого же в 19 веке темой социальной, классовой борьбы, обездоленные здесь совсем непохожи на сентиментальные построения того же Гюго. И Стейнбек, не будучи коммунистом или социалистом, впечатляюще изобразил людей в крайней жизненной ситуации)
5.2.7. Эрнест Хемингуэй — Убийцы, Какими вы не будете, Снега Килиманджаро, Недолгое счастье Френсиса Макомбера, Праздник, который всегда с тобой (новеллы я выбрал, какие выбрал, а из крупных творений — «Праздник…», потому что романы Хемингуэя, по-моему, самостоятельного значения не имеют, всегда попадая в какие-то обоймы типа «литература потерянного поколения», «антивоенные романы о Первой мировой», «трагический гуманизм и путь мужика». «Праздник…» же повествует о парижской литературной среде, причем со всеми хемовскими мужественными мотивами)
5.2.8. Ярослав Гашек — Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны (великая юмористическая книга одновременно нравоописательная, антивоенная, одно удовольствие читать)
5.2.9. Джером Д. Сэлинджер — Над пропастью во ржи (после Второй мировой повесть Сэлинджера вызвала оглушительный эффект, потому что давненько подростки не попадали в поле зрения большой литературы)
5.2.10. Андрей Платонов – Чевенгур (великая книга о попытке стрительства коммунизма на очень убогом базисе)
5.2.11. Ричард Райт – Черный, Долгий сон, Сын Америки (я не смог выбрать лучший из прекрасных текстов Райта — все они отлично читаются — не в пример тому же Фолкнеру — и весьма познавательно описывают жизнь американских негров первой половины 20 века. Я бы с удовольствием почитал того же Ральфа Эллисона, но, как уже говорилось, на русский он так и не переведен. Тони же Моррисон, по-моему, уступает Райту во всех отношениях кроме нарочитой многозначительности)
5.2.12. Иван Бунин – Деревня, Митина любовь, Господин из Сан-Франциско (это, пожалуй, тот случай, когда я ставлю русского писателя из-за происхождения. Вот что не стоит, по-моему, читать, так это «Жизнь Арсеньева»)
5.2.13. Грэм Грин – Тихий американец (своеобразный коктейль из Конрада, Джеймса и Хемингуэя давал изредка неплохие результаты с точки зрения затронутых политизированных тем (все названные авторы от политики дистанцировались, Грин же ею активно интересовался))
5.2.14. Харпер Ли – Убить пересмешника (легко написанная повесть в традициях М. Твена, повествующая о расизме и благородном юристе — в общем-то, тема не такая уж разработанная в мировой литературе, чаще изображают рвачей и сволочей))
5.2.15. Роберт Пенн Уоррен – Вся королевская рать (этот роман повествует о закулисье выборной демократии, причем делается это на уровне. Так что любой современный политический роман непременно будет учитывать книгу Уоррена)
5.3. Социалистический реализм
5.3.1. Николай Чернышевский – Что делать? (ХХ век ознаменовался социалистическими движениями, которые выработали и своеобразный метод — соцреализм. Предтечей его стал Николай Гаврилович с его очень оригинальной книгой, вскоре запрещенной и читавшейся из-под полы)
5.3.2. Максим Горький – Мать, Детство. В людях. Мои университеты, Жизнь Клима Самгина (можно ограничиться «Жизнью Клима Самгина», самым масштабным и впечатляющим творением Горького, но тогда представление о соцреализме будет неполным. Первым и классическим текстом этого направления стала «Мать». Автобиографическая трилогия Горького не относится к соцреализму, но позволяет понять внутреннюю логику эволюции автора)
5.3.3. Илья Ильф, Евгений Петров — Двенадцать стульев, Золотой теленок (как ни странно, я эти романы отнес бы к соцреализму, поскольку они написаны с коммунистической позиции, просто главным героем стал не матерый большевик, а обаятельный авантюрист Остап Бендер, ограниченность жизненных целей которого откровенно высмеяна в «Золотом теленке»)
5.3.4. Михаил Шолохов — Тихий Дон (имеется масса попыток приписать этот роман каким-то белогвардейцам, но это просто смешно: роман является беллетризованной версией марксистской социологии в приложении к донскому казачеству и его межеумочному классовому положению)
5.3.5. Бертольт Брехт – Трехгрошовый роман (все мои знакомые, критически настроенные к существующему порядку вещей, единодушно восхищались этой злой и остроумной книгой. Пьесы Брехта, на мой вкус, умозрительны и искусственны, зато роман отличный!)
5.3.6. Владимир Маяковский – Облако в штанах, Владимир Ильич Ленин, Хорошо!, Во весь голос (тот случай, когда поэзия превратилась  в прозу, пусть и невеликую, но очень характерную для соцреализма)
5.3.7. Николай Островский – Как закалялась сталь (книга, потрясшая молодежь 1930-х годов, а потом повлиявшая и на китайскую, и на вьетнамскую коммунистическую молодежь)
5.3.8. Алексей Толстой – Петр Первый (А.Н. Толстой показал, что соцреалист может описывать и далекие эпохи: все равно будет понятно, что нужно, правильно переходить к обобществлению капитала и общенародным, общегосударственным задачам, а не только радостям элит)
5.4. Военный роман ХХ века
Изображение боевых действий в ХХ веке стало предметом ряда выдающихся книг, основные перечислены ниже:
5.4.1. Анри Барбюс – Огонь
5.4.2. Эрих Мария Ремарк — На Западном фронте без перемен
5.4.3. Норман Мейлер – Нагие и мертвые
5.4.4. Юрий Бондарев – Горячий снег
5.5. Региональные литературы
Литературы, которых раньше вовсе не существовало или они играли незначительную роль, в ХХ веке дали писателей, которые приобрели всемирное значение. Некоторые такие писатели и их книги, особо понравившиеся автору списка, упомянуты ниже:
5.5.1. Чинуа Ачебе – Стрела бога
5.5.2. Михайло Лалич – Лелейская гора
5.5.3. Карел Чапек – Война с саламандрами
5.5.4. Генрик Сенкевич – Камо грядеши
5.5.5. Габриэль Гарсия Маркес – Сто лет одиночества, Полковнику никто не пишет
5.5.6. Алехо Карпентьер – Превратности метода, Век Просвещения
5.5.7. Чабуа Амирэджиби – Дата Туташхиа
5.6. Литература постмодернизма
Литература постмодернизма пока не получила однозначной оценки, в то же время уже можно выделить ключевых для нее авторов и тексты:
5.6.1. Лотреамон – Песни Мальдорора
5.6.2. Умберто Эко – Имя Розы, Маятник Фуко
5.6.3. Джон Фаулз – Волхв
5.6.4. Чарльз Буковски – Макулатура, рассказы
6. Детектив
Как ни странно, все списки литературы упорно игнорируют массовые жанры — это при том, что из персонажей ХХ века только Шерлок Холмс, наверное, стал нарицательным во всемирном масштабе. Причем авторы детективов зачастую отличались немалым литеарутрным талантом, а их известность часто превосходит известность авторов «высокой прозы».
6.1. Артур Конан-Дойль — Приключения Шерлока Холмса, Собака Баскервилей, Знак четырех
6.2. Агата Кристи – Убийство Роджера Акройда
6.3. Реймонд Чандлер – Прощай, любимая!
6.4. Стиг Ларссон – Девушка с татуировкой дракона
7. Фантастика, антиутопии и фэнтези
Комментарий аналогичен пункту 6.
7.1. Жюль Верн — Двадцать тысяч лье под водой
7.2. Герберт Уэллс — Машина времени, Человек-невидимка, Война миров, Остров доктора Моро
7.3. Евгений Замятин — Мы (прочитав Замятина, вы будете избавлены от необходимости читать «Дивный новый мир» Хаксли)
7.4. Джордж Оруэлл — 1984
7.5. Рэй Брэдбери – Марсианские хроники
7.6. Станислав Лем — Солярис
7.7. Иван Ефремов – Туманность Андромеды (не знаю, что выделить у Стругацких — их фантастика гораздо менее коммунистическая, чем у Ефремова, тем самым их можно заменить тем же Лемом, а стилистически они эпигоны американской прозы 1930-40-х. Как выразился Виктор Топоров, они постоянно что-то «коммуниздили»)))
7.8. Брэм Стокер – Дракула
7.9. Джон Рональд Руэл Толкиен — Властелин колец (если прочитаете Толкиена, необходимость чтения легиона прочих фэнтези-авторов отпадет, ничего нового они не придумали)
7.10. Стивен Кинг – Сияние (или Оно?) — Кинг, несомненно, очень даровитый писатель. Другое дело, непонятно, зачем он все это пишет. Но реально страшно))
8. Детская литература (лет с 8)
Конечно, можно и другие тексты вставить, но в подобных списках детской литературы вообще не было, так что я первопроходец)).
8.1. Майн Рид — Всадник без головы
8.2. Льюис Кэрролл — Алиса в стране чудес
8.3. Алан Александр Милн — Винни-Пух
8.4. Джанни Родари — Чиполлино
8.5. Джек Лондон — Белый Клык

chto-chitat.livejournal.com

Добавить комментарий