Поиск

День энергетика и пензенские аварийки


Сегодня у нас случился День энергетика, так что с праздником всех повелителей фаз и контактов! В СССР выпуском специальных автомобилей для работников энергетического хозяйства занималось несколько предприятий, но ведущее место среди них занимала организация под скромным названием "Пензенские городские электрические сети". Такие предприятия существовали в каждом городе, но именно на базе мастерских пензенских электросетей во второй половине 1950-х было организовано производство автомобильных электроизмерительных лабораторий. Первые лаборатории базировались на шасси ГАЗ-51, следующее поколение — на ГАЗ-52. В 1976 году пензенцы разработали качественно новую передвижную электротехническую измерительно-испытательную станцию СПЭИИ, а также новый унифицированный кузов типа КАТ-1 для всех своих спецмашин, схожий с кузовом автобуса КаВЗ-685. Кроме лабораторий, в таком кузове выпускались и оперативные машины типа ОМЭ для транспортировки ремонтных бригад, вот одна из таких машин, служивших у омских энергетиков.

А вот собственно и сама измерительная станция СПЭИИ, с таким же кузовом. Отличительная примета пензенских кузовов — маленькие окошечки в задней части фургона, где находились подсвечивающиеся предупредительные таблички "Осторожно, высокое напряжение".

Аварийка за работой — проводит какие-то измерения на ТП. Кроме замера основных параметров электросетей, оборудование машины позволяет проводить измерения сопротивления изоляции силовых кабелей и, при необходимости, поиск мест их повреждения.

Впоследствии на замену кузова автобусного типа пензенцами был разработан упрощённый типовой кузов типа КФТ-2, конструкция которого позволяла изготавливать его в сборе отдельно от шасси. Вот лаборатория СПЭИИ в таком кузове на шасси ГАЗ-53.

На смену ГАЗ-53 пришёл ГАЗ-3307. Эта лаборатория СПЭИИ на базе ГАЗ-3307 на момент съёмки уже была отставлена от службы.

А эта омская аварийка вполне себе работала, может быть, работает и сейчас. В середине 1990-х произошла смена индекса машины — вместо СПЭИИ она стала называться "электротехнической мастерской ППУ". Примерно в это же время претерпел изменения и кузов — он ещё более упростился, потеряв низкую юбку.

Монтировались СПЭИИ/ППУ и на полноприводных шасси — вот омский экземпляр на шасси ГАЗ-66-22.

А этот свежий экземпляр ППУ — на шасси ГАЗ-3308. Хорошо видно окошки-табло с грозными надписями.

Пензенские лаборатории изготавливались не только на ГАЗовских шасси. Были варианты на базе ЗИЛ-130, а в 1990-х появились машины на базе "Бычка" — ЗИЛ-5301.

Производство своих лабораторий ЗАО «ПГЭС» ведёт до сих пор, благо спрос на такие машины остаётся стабильным, а качество и стоимость вполне удовлетворяют основных потребителей.

mib55.livejournal.com

Добавить комментарий