Поиск

Город страха (2001)


год: 2000
страна: Канада, Великобритания, Болгария, США
слоган: «Mercy is for the weak»
режиссер: Марк Роупер
время: 90 мин. / 01:30
В главных ролях: Гэри Дэниелс, Кэрол Кэмпбелл, Ричард Кларкин и до хрен болгар.

Сегодняшний обзор будет немножко необычным. Он будет немножко просветительским, для чего нужно отступление. Хотя такого понятия формально нет, но 90-е подарили нам особый жанр кино — «болгарский боевик». После падения железного занавеса обнищавшая Болгария неожиданно стала полигоном для съемок всевозможных второсортных и третьесортных фильмов. Главными их поставщиками были студия Б-муви братьев Лернеров Nu Image и студия UFO, которая снимала фантастические поделки для телеканала SyFy. Одним из первых фильмов такого рода стал боевик Nu Image с Лунгреном «Мост драконов», который снимали в Болгарии, хотя по первоначальному сюжету действие было в Азии — что получилось в итоге, можно узнать по ссылке. По этому фильму можно судить о качестве всей продукции болгарских боевиков. Их отличительными элементами была фантастическая дешевизна во всем, в чем только можно, типичная для дешевых боевиков феноменальная глупость происходящего, совершенно смехотворные трюки, использование Болгарии как локации для изображения абсолютно любой страны мира, от Америки до Китая — и при этом в кадре всегда были люди в одном и том же болгарском камуфляже, с калашами и на советской технике. В короткий срок с одним и тем же реквизитом была снята адовая прорва болгарских боевиков про террористов, бандитов, мутантов, инопланетян, ниндзя, гонщиков, ежиков в тумане и бог знает еще кого.

Но сегодня в качестве примера мы кратко разберем шедевр режиссера Марка Роупера под названием «Город страха» (2000) — не путать с одноименным нуаром 1959 года! Потому что этот редкий случай, когда Болгария играла — внезапно! — БОЛГАРИЮ!!! А героем фильма выступил Гэри Дэниэлс — звезда второсортных фильмов про рукопашку и махач.

В самом начале фильма Гэри Дэниэлс машется с каким-то азиатом на парковке, причем монтаж делает стоп-кадр в самых неожиданных местах.

В этом фильме наш Гэри — это журналист Стив Робертс, который так в свободное от работы время учится рукопашке. На следующее утро к нему приезжает делегация из Болгарии под руководством некоего Эмиля Боева, которая говорит, что его приглашает в Болгарию старый друг, Чарли Венко, который хочет, чтобы Стив написал репортаж о его исследованиях разработки лекарств. Стив удивлен, но соглашается. И вот он прилетает в Софию, где едет к дому Чарли на такси штатного актера всех американо-болгарских трэшаков Христо Шопова.

Под звучную озвучку болгарских заунывных песен и крупные ностальгические планы на Софию 90-х с ее храмами и театрами Стив приезжает к дому Чарли, но видит, что оттуда уезжает катафалк и партийный лимузин ГАЗ-12 «Чайка». Оказывается, Чарли успел умереть, и пораженный Стив едет вслед за процессией на кладбище.

Там тело отпевает болгарский священник (видимо, Чарли успел принять православие), и Стив видит близких друзей покойного — негритянку, бабу в шапке летом и бабу — кавалера Железного креста. Нормально, чо, у меня таких знакомых навалом.

А на партийной Чайке на похороны приехали местные силовики в синих мундирах болгарской полиции, которые еще были в болгарском боевике "Мост драконов", только без шевронов. А руководит ими тетенька в военной форме армии ГДР, но в болгарской бескозырке.

После церемонии со Стивом знакомится друг покойного Билл Филлипс — он же Иван Драго из болгарских трэшаков "Одиночная цель" и "Прямой контакт". Похоже, обзор превращается в псевдовикторину.

Он подвозит Стива в гостиницу, а заодно рассказывает, что Чарли умер чисто болгарской смертью — удил рыбу в Варне на Черном море, леска затянула его под воду и там его размолотило в клочья винтом лодки. Бывает. Однако Стив подозревает, что что-то тут не так и решает пообщаться с той мулаточкой, любовницей Чарли — обычной болгарской американкой по имени Алекса Казан; благо, кто-то тайком подбросил ему программку клуба, где она выступает. Однако тут неожиданно в номер к Стиву приходит та сама болгарская служба безопасности.

Тетенька в форме Фольксармее ГДР оказывается полковником по фамилии Козловска. Она туманно говорит о том, что Болгарии выгодно знать, что Чарли сообщал о своих исследованиях своему лучшему другу.

Стив клянется, что ничего, и болгарская гэбня демонстративно уходит, ничего не объясняя. "Меня терзают смутные сомнения", — говорит Стив, идет в ночной клуб и договаривается в гримерке с Алексой о встрече, где та заодно показывает лучший кадр фильма.

Тогда Стив решает поболтать с хозяином лодки, на которой погиб Чарли. Но, выйдя из отеля, он замечает за собой тщательно законспирированную суперслежку в автомобиле, которой позавидовали бы шпионские комедии 60-х.

Вырубив дураков, Гэри приходит к хозяину лодки — некому капитану Серчу, которого дубляж именует Сергеем. Он работает на какой-то фабрике по разливу минералки или типа того. Сергей уходит в глухой отказ, говорит, что ничего не знает, грубит, хамит, машет ножом — так что Стиву приходится показать свои суперспособности на окружающих. После этого Сергей резко добреет, но говорить все равно не хочет и только туманно дает понять, что Чарли умер не своей смертью, после чего повторяет рефрен фильм — уезжай, здесь тебе не Америка, это — София. Более подробно поговорить не удалось, потому что Стива тут же расстреляли фром калашникофф прибежавшие бандиты.

Стив делает несколько сальто-мортале с разных ракурсов, пока бандиты ожесточенно расстреливают минералку, которая от выстрелов искрит и даже взрывается как петарды. Лучшая заряженная минералка из Болгарии!

На завтраке с Алексой Стив рассказывает все, что с ним было. Вывод его ясен, что-то тут не так — возможно, здесь замешано болгарское правительство, ведь оно снабжало исследования Чарли против СПИДа. Алекса колеблется, она ничего не знает, но он все же заставляет ее проникнуть в дом Чарли и поискать там следы его работы. Дома, впрочем, они ничего не нашли, кроме разгрома, но это только укрепляет терзающие Стива смутные сомнения.

Добившись от Алексы обещаний помочь, Стив идет в больницу, где пытается поговорить с ассистентом Чарли Эмилем Боевым — Сергей успел вякнуть, что тот тоже был на лодке. Однако Эмиль мало того, что исчез неизвестно куда, так еще и его фото на доске почета работника месяца непохоже на того человека, который приезжал к Стиву. Тут приходит главврач больницы доктор Крюгер и буквально силой выпирает из здания Стива, который хотел пройти в кабинет покойного,. Но Крюгер тут же меняется в лице, услышав брехню Стива, будто Чарли писал ему про свои исследования.

Заинтриговав Крюгера, Стив уходит — но тут за ним неожиданно устраивают погоню люди в штатском, которые стреляют ему вслед. Он устраивает с ними рукопашную схватку в метро, а потом на местном рынке — и успешно громит врагов, которым не помогли ни пистолеты, ни подобранные железные пруты, ни даже трофейные кочаны капусты!

Все это дрыгоножество на рынке было только для того, чтобы в конце Нео поднялся в воздух и улетел от толпы агентов Смитов Стив пришел в больницу и там его вырубили те же люди. Оказывается, это были болгарские чекисты, а не люди Крюгера… как ни странно. Зачем тогда стреляли? Для храбрости, видимо. В себя Стив приходит на стуле с двумя гранатами с выдернутыми чеками в руках — у болгарских спецслужб суровые metods!

Полковник Козловска угрожает ему, что если он будет соваться не в свое дело, то они его арестуют. Они отнимают у Стива гранаты, которые, само собой, ненастоящие — и берут под домашний арест. Но из-под него Стив легко удирает в форме горничной официанта, потому что тупые болгарские охранники даже не посмотрели на него толком. Он прибегает к Алексе и рассказывает, что Козловска ему сказала — Чарли убила russkaя mafiя!!! Она же, видимо, устроила разгром и на квартире Алексы.

После споров Алекса не выдерживает и раскрывает секрет Чарли — оказывается, его исследования спонсировала русская мафия, потому что в Болгарии после демократии и стабильности не хватало на это денег. А убил Чарли, скорее всего, бывший с ним на лодке глава болгарской русской мафии с обычным русским болгарским именем Яро Милерво. Зачем? "Чтобы как-то компенсировать расходы", — догадывается Ниро Вульф Стив. Чтобы понять, как это могло что-либо компенсировать, герои идут к нашему бородатому Биллу-Ивану Драго на встречу в кафе. Однако там их настигает еще один штамп боевиков — Билла и его охранника жестоко расстреливают из калашникофф понаехавшие киллеры на машине! Пораженные герои удирают на подобранной тачке, улетая на ней мимо Храма Святой Софии. За ними устремляются в погоню два мотоцикла, люди на которых вооружены чешскими автоматами Samopal из того же "Моста драконов".

В следующей же сцене герои оказываются уже за городом! Машин с автоматчиками нет, а мотоциклы лениво следуют за ними и лишь подойдя почти вплотную, стреляют. Чудо-автомат Samopal, который в фильме "Мост драконов" чудесным образом всегда попадал в цель, имел почти бесконечный боезапас и сбивал целые вертолеты, теперь упорно лажает и мажет. Еще бы, ведь там он был в чудотворных руках самого Дольфа Лунгрена! А все, на что хватило их здесь — пробить заднее стекло. Но герои все равно что-то трусят. И тут неожиданно Алексе везет! В первой попавшейся болгарской машине она находит случайно там завалявшийся рояль дробовик, из которого можно обороняться.

Вы нашли дробовик. Перенесите его в инвентарь. Текущий боезапас — 1 выстрел.

Причем гораздо веселее то, что в разных кадрах заднее стекло то разбито, то цело.

Итак, дробовик найден. Теперь вопрос, как не умеющая стрелять женщина одним выстрелом может прекратить целую погоню, если у авторов нет денег на взрыв бензовоза? А вот как — Алекса с визгом стреляет из абсолютно целой машины в белый свет через окно и попадает по белым Жигулям, которые пердят дымом и резко летят вдаль. Жигули подрезают здоровенную фуру, которая останавливается поперек дороги. В итоге другие белые Жигули мчат в сторону, наезжают на остановившегося коллегу и взлетают как по трамплину, а подбитый жигуль смачно взрывается!

Преследователи, как вы понимаете, в шоке от таких крутых спецэффектов. Одним выстрелом — три фрага!

Подождите, это что, блеать, веревочка РЕЖИССЕР ФИЛЬМА СО СЪЕМОЧНОЙ ГРУППОЙ?!!!

Так вот ты какой, северный олень! А я думал, запалить в кадре микрофон или там оператора как в "Красном змее" это зашквар.

Оторвавшись от погони, пара возвращается в больницу, чтобы таки тайно проверить кабинет Чарли. Там, взломав нехитро придуманным паролем его компьютер, пара обнаруживает, что Чарли разрабатывал для мафии наркотик с суровым названием Сиреневый Голубой туман, который настолько суров, что всасывается прямо в кровь, меняя ДНК! Да, я не шучу — ДНК же в крови находится, вы же знаете.

Но тут вбегает спаливший их доктор Крюгер и палит куда попало из пистолета. Стив делает еще несколько сальто, все загорается, но Алекса вырубает доктора тяжелым тупым предметом — сценарием этого фильма а Стив вырубает прибежавшую охрану тяжелыми тупыми кулаками.

После побега Алекса показывает ему последствия генетического наркотика в виде сборища наркоманов на какой-то помойке, где обитает ее бывшая коллега Лора Татьяна.

Там ее ранит психованный наркоман ножом по ножке, и приходится Стиву утащить ее домой и немного поухаживать. Понятно, что заканчивается все ночью любви, но утром Стив обнаруживает, что Алексы нет — она подмешала ему клофелин, сперла бумажник и вернулась в Житомир была похищена болгарской гэбней! Тогда Стив идет к ней, как я понимаю, в местное МВД.

Он говорит, что готов сотрудничать и что надо выкопать гроб с Чарли. Потому что… потому что… потому что интуиция! Там, разумеется, лежит не Чарли, а его убитый ассистент Эмиль Боев, потому что Билл, Сергей и еще кто-то третий обманули тупую полицию при опознании. Но где же сам Чарли? А к нему Стива абсолютно безо всяких объяснений и предисловий привозит таксист Христо Шопов, в софийский зоопарк, где монтажер упорно сует нам под нос заснятых в вольерах медведей, чтобы компенсировать отсутствие клюквы. И вот Стив в шоке видит, что Чарли — ЖИВ!!!

Улыбающийся и очень плохо играющий Чарли объясняет, что Америка за его эксперименты и коммерческое финансирование обвинила его в шпионаже, а у Болгарии кончились деньги после демократии и гласности. "Десять лет десятки тысяч людей погибают в Этой Стране!" — говорит он, — у нее нет денег на финансирования, а виновата та же Америка! Так что Чарли взял деньги у русской мафии, а потом кинул ее, сфальсифицировав свою смерть. Теперь Чарли предлагает Стиву уехать с ним и Алексой в прекрасное далеко, где у них будет богатство и покой, или остаться в Болгарии на растерзание гэбне и мафии — благо, и та, и другая демонстративно следят за героем посреди зоопарка, старательно не замечая живого Чарли прямо перед ним.

Так, стоп, минуточку. То есть, Чарли подделал смерть, убил своего ассистента… Но почему тогда доктор Крюгер, который сам покрывал смерть Боева, не мог добыть исследования Чарли из кабинета? И кто убил Сергея и Билла? Люди Чарли? А зачем они тогда за Алексой и Стивом гнались?

Пока вы пытаетесь найти логику и причинность в тупом боевике 90-х, нашего Стива оглушают ранее оглушенные им гении конспирации и устраивают ему аудиенцию с Яро в партийной Чайке в автомойке. Ин постсовьет Болгария на Чайках ездят только спецслужбы и русские мафиози!

Яро, оказывается, ничего не знает о мнимом убийстве Чарли и говорит Стиву валить домой и не мешаться под ногами. Пораздумав над всем этим бредом, Стив соглашается работать с Козловска и звонит Чарли, изображая согласие. Наступает час Хы. Герои ходят по улице, ожидая появления Чарли, пока в подворотнях его ждет болгарская гэбня. Однако хитрый Чарли вытаскивает друзей по методу "Неуловимых мстителей" — подсылает к ним поющих цыган, которы оттесняют героев к обочине, там их принимает парочка в форме и переправляет в фургон через какой-то подземный ход, который изображает обычная дверь в подвал.

Так герои приезжают к непременному герою боевиков 90-х — заброшенному заводу. Это успешно угробленный приватизацией Кремиковский металлургический комбинат около Софии, который, кстати, популярный актер Болгарии — в боевике "Морские котики" он играл ракетную базу, "Убить заново" — американскую глубинку, а в "Универсальном солдате-3" — аж Чернобыльскую АЭС, хотя все эти кинороли его не спасли от полного банкротства в 2009 г.

На заводе Чарли раскрывает, что собирается бежать в Турцию на вертолете. Его роль играет другой хорошо знакомый клюквоведам болгарский актер — белоснежный Ми-8 из "Моста драконов" (1997). Там было аж джва таких белых вертолета с номером 666, которые потом засветились в адовой прорве болгарских трэшаков студии Nu Image — "Морские котики", "Отряд Дельта-4", "Щупальца", "Во имя мести", "Человек-акула" или тот же "Прямой контакт". Правда, в "Человеке-акуле" кадры с ним содраны из "Моста драконов" и "Отряд Дельта", так что номер 666 на боку то пропадает, то исчезает. Но зато он недавно засветился в свеженьком "Смертельная гонка-4" — ветеран кинобитв все еще на ходу!

Более того, он там летает над тем же заводом, пока его не снесли и не построили очередной сраный Ашан.

Однако на сей раз, видимо, специально для Чарли, вертолету неожиданно нарисовали болгарские флаги на хвосте и днище, и даже дописали по-английски, что это Ми-8 республики Болгария.

Что, конечно, не может не поражать. Ведь что до, что после эти вертолеты в фильмах студии были исключительно белыми. Так, например, в фильме того же Марка Роупера "Вулкан", где в прологе Болгария изображала Южную Америку, тот же белый Ми-8 на пару с белым зеленым южноамериканским камазом рассекал на фоне балканских прерий.

Также чисто белым он был в другом фильме-катастрофе Роупера "Белый шквал" (в оригинале — "Лавина"), который рассказывал о лавине на горнолыжном курорте в городе Дубров, который явно был в Болгарии. Благодаря своему цвету вертолет очень красиво выглядел на фоне постоянных снегов в кадре, буквально изображая собой белого ангела во время спасения заваленных.

Но мы отвлеклись. Итак, из вертолета выбегают подкупленные Чарли военные в болгарском камуфляже и с калашами — ну, я так предполагаю, что это военные, сам фильм про это умалчивает. Но план Чарли провалился, потому что Стив с помощью жучка в заднице бумажнике навел на завод болгарскую гэбню. Она приезжает на всем своем местном автопарке — уазике-буханке, Чайке и двух полицейских тойотах. Из Тойот вылетает болгарский спецназ и начинает показательно расстреливать из калашей оборотней в камуфляжке.

Начинается схватка двух сил на территории завода. Разумеется, в процессе происходят смешные взрывы, пальба, клоунские сальто-мортале и прочий цирк.

Какой же боевик без трамплинов и прыжков на батуте, уи-и-и-ииии!!!

Пораженный Чарли наставляет на Стива пистолет, хватает Алекс, но потом бросает и убегает. Пристрелить Стива ему не дает тупой сценарий память о дружбе. Так что милосердный Чарли убегает, пока Стива ***дят его подручные, которым вовсе не лень во время нападения полиции этим заниматься — достойные наемники, всем бы таких! Стиву приходится еще немного помахаться с этими безымянными статистами, один из которых хорошо известный клюквоведам лжеукраинец из очередного болгарского трэша "Холодной смеси".

После этого Стив бежит за Чарли, уворачивается от его дружеских выстрелов и наконец настигает его на самой верхушке какой-то башни, где предлагает сдаться и поехать домой. Я не для того растил свой цветок! — орет он, но тут за него выбирает жизнь, и Чарли подранивает из снайперского калаша полицейский спецназвец. Чарли зависает на этой тусе лестнице, пока Стив пытается ему помочь.

Стив хватает его за руку, пытается вытащить, тот кричит, но снайпер в итоге милосердно добивает преступника, и тот гибнет. Хэппи-энд. Пораженный Чарли мрачно сидит после ареста оставшихся и понимает, что его все на***ли. Чарли мертв, доктор Боев оказывается подосланным болгарской полицией, которая так ловила Чарли на живца (и, видимо, домашний арест тоже входил в эту схему, ага), а Алекса опознала тело Чарли и подсунула Стиву программку со своим клубом, а значит, с самого начала была с гэбней заодно. Это же СПАААРТАААА София! — оправдывается негритоска, но герой не убежден. Мрачный Стив уезжает домой, чтобы больше не вспоминать об этой некрасивой истории в которой болгары его развели как лоха. Конец.

Итого мы имеем типичный дешевый боевик 90-х про русскую мафию, секретные наркотики и хитрые спецслужбы, только вместо Александра Невского тут Гэри Дэниелс дикой России тут Болгария. А так один в один. Смотреть не стоит, потому что кроме более-менее вменяемого сценария и сносных дрыгоножеств Гэри Дэниэлса тут смотреть нечего — а сам фильм, несмотря на не худшее качество, слишком уж затянутый и скучноватый, хотя до фильмов Невского все-таки не опускается.

Собственно, к чему был весь этот рассказ. Данный фильм был далеко не худшим примером продукции Nu Image да и вообще болгарских боевиков. Студия UFO делала и экземпляры покруче, еще более дешевые боевики на куда более глобальные темы типа войны России и Китая, прихода гигантских монстров, инопланетян, нашествия саранчи и так далее. К середине 2000-х видеопрокат сдох и весь этот шлак пропал, так как не мог больше работать по схеме самоокупаемости за счет неведения зрителя. Но если вы думаете, что «болгарский боевик» исчез — вы очень, очень заблуждаетесь. Nu Image просто-напросто сменила тактику и вместо двадцати трэшаков по миллиону стала выпускать по одному дорогому трэшаку за 20. Причем схема — делаем говно, обложку рисуем как к эпику, осталась. На их совести такие «творения» как «Геркулес», «Падение Олимпа» и так далее. Адовая прорва их боевиков до сих пор снимается в Болгарии. Тут и полузабытый Хитман с болгарскими надписями на всех стенках, хотя действие происходит в России; и Неудержимые-2,3, где ассистентом режиссера был тот же Марк Роупер; и недавний «Телохранитель киллера», где Болгария изображала тоталитарную Беларусь с массовыми расстрелами и укатыванием трупов тракторами; и много чего еще. Студия UFO жива до сих пор и тоже снимает дешевые боевики всех мастей с вышедшими в тираж звездами — например, в фильм «Отряд героев» про похищение союзниками-коммандос планов атомной бомбы у нацистов в конце войны затащили Винни Джонса, Юргена Прохнова, Рутгера Хауэра и еще до хрена людей. Сама Болгария стала полигоном для фильмов класса Б всех мастей. В ней до сих пор снимают и Сирию, и Грузию, и Россию, и Германию, и Китай и бог знает еще что — в «Снайпере-5», например, обычные болгарские высотки выданы за сирийские, а недавно на студии Бояна отстроили декорации Нью-Йорка, так что там и Америку снимают. Регулярно в ней снимается во всевозможных дешевых боевиках Дольф Лунгрен, сняли там сериал о печальной судьбе былого актера «Жан Клод Ван Джонсон», после «Страховщика» зачастил туда и несчастный Антонио Бандерас, снимался там кусок и «Механика. Возрождение» со Стетхемом.

Так что если вы однажды захотите посмотреть какой-нибудь фильм, но увидите на постере или коробке с диском маленький бело-зелено-красный болгарский флажок — знайте, что с вероятностью в 99% Болгария тут присутствует вовсе не потому, что в ней была красивая натура. Можете смотреть, можете не смотреть, но помните — это наверняка фильм категории Б и из этого и надо исходить. movie-rippers.livejournal.com

Добавить комментарий