Поиск

На орбите ЖЖ: Как сделать космос доступнее?


Заканчивается время голосования на премию NeForum Awards, и вместе с ним постепенно подходит к концу наш вечер воспоминаний. Одной из последних хочется вспомнить мою самую любимую серию — «облегчение доступа в космос». Даже спустя 60 лет после запуска первого спутника добраться до орбиты непросто. И у человечества появлялась масса разных идей, как сделать космос доступнее.

01

Началось все с обзора способов посадки первой ступени — в 2013 году мир еще только ждал первого возвращения ступени Falcon 9. Расчеты запасов топлива оказались по нижней границе — реальная ступень делает несколько включений и расходует больше топлива. Также спустя некоторое время мне попалась информация, что у Ми-26 есть ограничения на максимальную скорость снижения (у вертолетов существует опасный режим «вихревое кольцо», который не позволяет быстро спускаться), да и ступень за прошедшие годы подросла. Но воздушный подхват все равно остается самым выгодным с точки зрения экономии топлива вариантом, будет забавно, если в будущем кто-нибудь попытается ловить ступень гигантским дроном-квадрокоптером.
Следующим очевидным вопросом стала история Спейс Шаттла — пока единственного многоразового аппарата, который эксплуатировался десятилетиями и в итоге оказался экономически невыгодным. Возможно, кстати, что успеха достигнут минишаттлы — аппараты гораздо меньшего размера.
Нередко вспоминают про воздушный старт, не задумываясь, что для достижения космоса главное — это скорость, а не высота.
Еще более утопичны проекты одноступенчатых орбитальных аппаратов.
Лично мне нравится идея «большой глупой ракеты», и очень жаль Лутца Кайзера, который мог стать Илоном Маском 1970-х. Вообще, увы, хватает тех, кому не повезло. А про ракету OTRAG в итоге получилась мини-серия: вопросы надежности и сценарии отказов.
Однажды по дороге на работу мне пришла в голову идея специализированной ракеты (которая, естественно, уже приходила раньше в другие головы). Здесь же уместна история провалившихся крылатых ракет. А после гиперзвуковых военных испытаний вполне возможно, что эта система в будущем в каком-то виде реализуется.
Хорошо было бы иметь универсальную ракету для разных полезных нагрузок, но, увы, пока не получается. Пока что отдельно разрабатываются и сверхтяжелые и сверхлегкие ракеты (раз, два, три). А иногда им приходится худеть.
Исторически первым посадил и повторно использовал первую ступень Безос на New Shepard. Формально это не космический носитель, но суборбитальный туризм — полноценный сегмент космического бизнеса. Да и Безос потом собрался делать тяжелый многоразовый New Glenn.
Ну и, конечно же, много SpaceX и Маска. Один пост обращает внимание на самые очевидные проблемы, которые ему придется решить. Материал до сих пор актуален, потому что только сейчас у Маска постепенно начинает появляться статистика экономической эффективности многоразовых ступеней. Критические разборы ITS и BFR (а также про ракетную почту) — лично мне хочется не мечтаний, а конкретики. Как SpaceX набирает темп пусков. Внезапные китайцы, которые вдохновлялись, но не копировали Falcon 9.

Мало запустить полезную нагрузку в космос. Есть варианты как сделать ее эффективнее там. Например, можно заправлять спутники. В некоторых операциях могут оказаться полезными тросовые системы.

Если вам понравился материал, вы можете проголосовать за меня (Филипп Терехов) в номинации «Лучший лонгрид LiveJournal» Neforum Awards 2017.

Я в социальных сетях:
Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube

attentioneer.jpg
lozga.livejournal.com

Добавить комментарий