Поиск

«Я близко! Я рядом!! Я здесь!! Театр Северного флота, фестиваль «Звездная маска»


В конце ноября я побывала на фестивале "Звездная маска", объединившем драматические театры Министерства обороны Российской Федерации и проходившем в стенах московского Театра российской армии. Из театральных работ, участвовавших в фестивале, меня больше всего  заинтересовал спектакль Драматического театра Северного флота из города Мурманска "Я близко! Я рядом! Я здесь!" о героях-подводниках Северного флота. Причин у такого интереса было несколько, о них я писала в посте-анонсе. А сегодня же я хочу поделиться своими впечатлениями.
IMG_20171201_193653 (1).jpg
Спектакль "Я близко! Я рядом!! Я здесь!!!" рассказывает нам историю о капитане Магомете Гаджиеве и его товарищах-подводниках, которые сражались с нацистами в водах Баренцева моря. Действие на сцене происходит как бы в двух параллельных мирах, с одной стороны, это подводная лодка на задании, чей экипаж от души бомбит фашистов, а с другой, это мирная жизнь: детство Магомета, его первая встреча с женой Катюшей или счастливое возвращение подлодки из похода уже в годы войны. Исполнитель главной мужской роли (капитана Гаджиева), Алексей Гудин, на первый взгляд, мало похож на  дагестанца, однако, если быть честным, то и сам Гаджиев больше похож на донского казака, чем на горца(надеюсь, в моей мысли нет ничего крамольного). Но в двух сценах актер отлично раскрывает национальность своего своего персонажа, в нем бурлит восточная кровь. Первая сцена  — приезд домой, в аул, вместе с молодой женой (встреча с пастухом, звук трубы, природа (все это показано словом и игрой, без декораций). Вторая сцена — разговор в подлодке, где с ненавистью капитан предлагал убивать фашиста подобно тому, как на его родине барана режут ножом. Этот жестокий диалог, как ни пародоксально, не вывзывает новую жестокость, жажду крови у зрителей, наоборот, начинаешь испытывать отвращение к войне как таковой.

Несколько сцен из спектакля



Мне очень понравилась задумка использовать в качестве декорации каркас подводной лодки, которая то становилась центром, где разворачиваются события, то уходила на задний план в "мирных" сценах. В последних мы и видим реализацию спектакля как музыкальной поэмы — в песнях и танцах. Хотя "заглавная музыкальная тема" , использованная при переходе от мирной жизни к военной (технически — для возврата актеров "в подводную лодку") мне тоже была по душе. Помимо основной декорации — лодки —  были использованы еще две "мини"-декорации — море и небо, наблюдаемые в перископ и тревожные лампы. Мое внимание они привлекали весь спектакль,так,  хотя и стало понятно, что картина в перископе — это одна и таже запись, я почему-то каждый раз упорно ждала появления кораблей, которые "видели" подводники. А тревожные лампы в момент попадания торпед или бомб в цель, загорались красным цветом, и когда цель — вражеский корабль, то волей неволей испытываешь маленькую эйфорию, будто играешь в морской бой. А вот когда цель — это ты (подлодка на сцене), тут уже не до радости.


Из игравших актеров сложно выбрать самых-самых, потому что все играют хорошо, каждый на своем месте, но я все же выделю двоих, не самых-самых, а неординарных, запомнившихся. Первый — это Дмитрий Пастер, исполнивший роль минера, его веселый, иногда безбашенный персонаж вносил саму жизнь в спектакль, помогал не унывать, верить в лучшее и…просто наслаждаться моментом.

О чем мечтает подводник в походе? О бане! О ней, родимой, был поставлен танец, заводилой был Дмитрий Пастер

Второй, точнее, вторая — это Ольга Цыплякова, исполнившая роль Хурбече, матери Магомета Гаджиева. С первой секунды ее появления на сцене в образе дагестанской матери она меня пленила. Я верила каждому слову и жесту героине  Ольги Цыпляковой, это была настоящая восточная женщина, а как органично она смотрелась в национальном костюме!


Из запомнившегося могу назвать танец с грампластинками. Предыстория такова. Еще до войны за хорошую службу капитана Гаджиева наградили патефоном с набором грампластинок. Вот с ними и был поставлен танцевальный номер. Вручение и последующий праздник с танцами состоялись 21 июня 1941 года, а дальше, как мы знаем началась война. Ее объявлением танец прерывается, и мужчины, в чьих руках оказались пластинки, подносят пластики к лицу и в конечном итоге закрываются ими. Сильный момент.

Я рада, что попала на этот спектакль по многим причинам. Одна из них -знание и память. Я размышляла о Великой Отечетственной войне и о наших знаниях о ней. В школе мы изучаем сухопутную войну (Сталинградская битва, танковое сражение под Прохоровкой, битва под Московой, чью годовщина уже завтра), о воздухе знаем меньше, но кое-какое представление имеем, потому что многие любят фильмы "Небесный тихоход" или "В бой идут одни старики". А что с водной стихией? Она ведь тоже была полем битвы. Большое белое пятно. Через пять минут в голову приходит имя Александра Маринеску. Этот спектакль открыл для меня героя войны Магомета Гаджиева. Большое спасибо ему за мирную жизнь.

Благодарю Наталью pamsik за приглашение и Театру российской армии за проведение фестиваля. С новостями, афишей и репертуаром Театра российской армии можно ознакомиться как на его сайте, так и в социальных сетях:Фейсбук, Вкотнтакте, Инстаграм и Ютуб.  ilovemoscow.livejournal.com

Добавить комментарий