Поиск

И еще о жизни под солнцем


Скучаю ли я?..

Вопросы вроде "а не скучаете ли вы, Денис Сергеич?" я получаю с определенным постоянством. Не буду лукавить (самого себя обманывать нехорошо!) — да, периодически я ловлю в себе ностальгические настроения…

Негативное забывается быстро, в памяти остается в основном хорошее. И даже российская зима — она мне вспоминается не как слякотная жижа Подмосковья, а как морозный снежный день в родном Барнауле. Наверное, так же я буду вспоминать не иссушающий майский аравийский воздух, а волшебную декабрьскую погоду в Омане, цветы и птичий щебет.

Пару лет назад, будучи в Дубае, я задал вопрос одной учительнице — мол, как вы тут в такую жару выживаете? Она очень серьезно посмотрела на меня и спросила: "Вы же из России?" "Да", — ответил я. "У вас, наверное, каждый год три месяца очень холодно?" "Да", — согласился я. "Вот а здесь  — три месяца очень жарко".

Я подумал… и задумался… что лучше — три месяца в году очень холодно или три месяца — очень жарко? Тем более, что кроме как "очень холодно" есть и "сыро и промозгло". Я не очень тогда разбирался в климате Аравийского полуострова, в моем воображении он рисовался одной такой большой пустыней (ну прям как окрестности Дубая с воздуха). И уж точно тогда я не знал разницы между Амманом и Оманом.

Уверен, значительная часть моих читателей тоже этого не знает 🙂

Итак, здесь я прожил уже без малого 10 месяцев.

Иссушающая жара мая-июня на удивление перенеслась легко (как выражается мой более опытный коллега — "как будто феном обдувает"), самолеты, как выяснилось, и при +50 летают хорошо. Никакой особенной разницы я не увидел. И вообще, дай Бог здоровья потомкам того человека, который изобрел кондиционер.

Где-то с середины июля я начал удивляться изменениям в температуре — сначало средняя температура воздуха стала падать к +40… потом, в августе опустилась чуть ниже… К концу октября днем редко когда поднималось выше +35, а сейчас, в декабре, днем 26-28.

И каждый месяц мне по-своему нравился.

Местные говорят, что этот год удачный — не было особой влажности. Мол, иногда бывает так, что и жарко и очень влажно. Как в турецкой бане. Надеюсь, что и следующее лето будет таким необычно холодным.

Помню, летая летом по "жарким" (в кавычках потому, что я пересмотрел свои понятия о температуре) российским направлениям, выпьешь стакан воды в самолете — и тут же он из тебя выходит в виде пота. Особенно "хорошо" это проявлялось на Ту-154, на котором ВСУ не очень-то справлялось с охлаждением салона. На "классических" 737 с такой проблемой сталкивался уже пореже, на NG — почти никогда.

Так вот, сейчас декабрь. Вода в море стала прохладнее, по сравнению с июльской так она вообще "ледяная" — градуса 24, наверное, не больше. Однако, купаться — настоящее удовольствие. Привычнее, скажем. Да, в июне-июле тоже по вечерам неплохо было — народ выползал на пляж к 18 вечера, когда воздух свежел… но в безветренную погоду было как-то не по себе — заходишь в воду, а она горячая.

Стоп.

Ушел в сторону.

Так все же, скучаю ли я?…

Мне повезло приехать в Оман в правильное время — я увидел город, каким он бывает зимой. А именно — утопающим в цветах. Контраст с февральской Москвой был настолько разительным, что я до самого мая ходил и цокал — "живут ж люди". Да еще и птички мелодично так переливались, замолкая лишь на ночь. К маю, правда, цветы отцвели, и птички стали петь потише — все же, фен-феном, но +48 не благоволят пению на открытом воздухе.

Я и семье все уши прожужжал о том, как здесь красиво. Правда, когда они приехали в августе, цветов по обочинам дорог не увидели. Надо было дождаться зимы, и вот, наконец, она наступила. Результат виден на фото, и надо сказать, что еще не все посадки расцвели — много клумб вдоль дорог еще ждет своего часа.

Когда я приехал, 26-го февраля, мне повезло вечером попасть под ливень. Очень хороший ливень. Более того, мне повезло ехать на такси и я воочию видел, как нервничают местные водители — для них поездка в дождь является аварийной ситуацией. Мой таксист, араб (в Омане, представьте себе, арабы таксуют! И на кассах стоят!), закрыл все окна, и, как результат — лобовое стекло очень быстро запотело. Он стал дергаться, пытаться протирать стекло впереди себя… Мне стало любопытно — догадается ли он включить кондиционер или хотя бы направить горячий воздух на лобовое… нет, не догадался. Пришлось подсказать.

И все… Больше я под дождь в Маскате не попадал.

Я уже забыл, что это такое — планировать поездки, угадывая погоду. Если я куда-то собираюсь, я твердо знаю — днем будет светить солнце в синем небе. Я настолько привык к этому, что боюсь представить, как можно жить несколько месяцев, вместо солнца наблюдая лишь хмурые тучи и морось, постепенно переходящую в слякоть (это я про позапрошлогоднюю осень в Москве).

Скучаю ли я?..

Моя семья присоединилась ко мне лишь в августе — и эти полгода действительно были непростыми. Мне повезло получить отпуск в самый разгар Рамадана (это такой период, когда мусульмане в светлое время суток не могут позволить себе даже стакана воды, не говоря уж о еде), его я провел в Алтайском крае. Если бы не отпуск, наверное, было бы совсем тяжко — поверьте, жить в двухэтажном большом доме одному весьма одиноко. Молчать несколько дней подряд (в выходные между рейсами) — это, хочешь не хочешь, на нервы давит.

С августа, как только семья присоединилась, тишины в моем доме как не бывало 🙂 Соскучиться сложно.

В конце октября приезжали погостить мои родители, а в ближайшие часы ждем прибытия родителей и сестры моей супруги. Вот детишки-то обрадуются (мы пока держим в секрете)!

Погода…

Учительница из британской школы в Дубае была чертовски права — ради такой погоды можно потерпеть три месяца, при том, что и терпеть-то особо не пришлось. Май-июль, врать не буду, не запомнились мне какими-либо ужасами. А вот прошлую московскую зиму, например, я помню хорошо — благодаря нескольким полетам.

Такая благодатная погода очень положительно влияет на настроение. Не хочется никуда спешить и нервничать по пустякам. Начинаешь понимать местный образ жизни — неторопливость, гостеприимность и радушие являются отличительным признаком арабов-оманцев.

Нет, иногда, конечно же, подкатыват чувство… а что было бы, если?

"…а в тюрьме сейчас макароны на ужин"…

Чаще всего ностальгические нотки приходят ко мне во время полетов. Серьезно — когда с тобой семья, и ты в очередной раз идешь на пляж, сложно поддаться ностальгии во время осени/зимы, особенно после того, как утром почитал вести с Родины — "на Москву надвигается небывалый снегопад".

В воздухе же, сидя за штурвалом кабины, ставшей за много лет родной, слыша привычный шелест воздуха и двигателей, нет-нет, да вспомнишь полеты в Глобусе. Улыбнешься — тогда мне хотелось говорить на английском, а сейчас душа царапается — хочется в полете поговорить на русском, настолько я уже по родной речи соскучился:))

Недавно меня вызвали из резерва и я слетал с парнем из Таджикистана, отвел душу.

И что совсем, я думаю, неудивительно — когда в однообразных местных полетах я начинаю скучать по нескучной работе в России, я с ностальгией вспоминаю свой любимый рейс… Да вы уже догадалилсь, какой — в Улан-Удэ.

Э-эх! Это было действительно здорово — запланироваться туда с Наилем или Серегой, посмотреть, как работают мои ученики, погулять по городу, который хорош в любое время года (хотя не все местные так считают), устроить праздник живота — поесть вкуснейшие бурятские буузы…

Или, например, слетать с еще одним "строгим проверяющим", со Станиславом — себя показать и на него посмотреть, обсудить "мировые проблемы", покостерить милых сердцу старичков-динозавров и решить, как и дальше делать так, чтобы стало еще лучше)))

Прийти в учебный центр, в котором очередная группа вчерашних выпускников проходит переучивание на В737, пообщаться с ними, рассказать о работе, о правильном отношении к ней. О способах изучения документов и, собственно, учить вместе с ними процедуры и правила полетов…

Скучаю ли я?

Вот по таким полетам, с друзьями, по работе с молодежью — да, скучаю. Да и не стало это для меня неожиданностью — когда я принимал непростое решение об уходе из Глобуса, я знал, что именно этого мне и будет не хватать. Не высокого должностного кресла, не совещаний с властьдержащими, не заграничных деловых поездок и не выступлений на конференциях ИКАО… Нет, простой, душевной работы с друзьями, с молодежью. Российской молодежью.

Кхм… Значит ли это то, что здесь работа "недушевная"?

Хум хау, Утверждать не буду, но сегодня я ощущаю себя работягой — пришел на вылет, слетал, поехал домой. Сами полеты проще по многим причинам (описывал в прошлых записях), это с одной стороны не может не нравиться, с другой — расслабляет и, признаться честно, размывает пресловутую "романтику". Делает работу обыденной (хотя это очень спорный вопрос, что лучше — постоянные "приключения" или постоянные спокойные полеты).

Более того, если я задумываюсь о том, как бы себя ощущал, став здесь инструктором, то… прихожу к выводу, что буду ощущать себя примерно так же — пришел, отработал, поехал домой. Не чувствую огонька в душе, который горел пламенем последние несколько лет.

И уж точно не будет здесь такого, как в Глобусе, где я мог потратить свой отпуск… в учебном центре, занимаясь с очередной группой "молодежи". У арабской молодежи, я думаю, должны быть свои в одно место раненые беспокойные деноканы фахбалуши.

А, ну да!

Не так давно я тут закончил работу над документом, в котором свел воедино выдержки из различных компанейских доков (FCOM, QRH, РПП всех частей и т.п.) — процедуры выполнения полетов (SOP — NG и грядущего MAX), правила компании, навигационные процедуры… Разбил по главам, в каждой главе сделал внутреннее содержание (кто работал с Word — оценит), основанное на гиперссылках. Внутри документа перекрестные ссылки настроил… Показал коллегам — россиянам и украинцам, парни включились в работу, помогли критикой и добрыми советами. Согласовал возможность выпуска методички в "широкие массы", выпустил… На днях слетал со вторым пилотом, он так жарко благодарил за сие творение… Мол, давно пора, спасибо и все такое.

Я ему киваю, а на душе… как-то фиолетово.

Я сделал этот 300+ страничный документ из чисто спортивного интереса — когда пришел в компанию и начал проходить наземную подготовку, я наслышал от инструкторов, что, мол, все тут здорово, да вот только много полезной информации прячется в разных документах, было бы здорово иметь один… многие, мол, говорят, что надо сделать, ходят, машут руками, да вот… Я спрашивал у инструкторов — ну а чего бы не сесть и не сделать?.. Те пожимали плечами и не давали внятного ответа. В-общем, собрав остатки вредности, еще не растерянные на почве хорошей погоды, сел и за несколько присестов сделал.

И ни-че-го по этому поводу не испытываю.

Совсем не те ощущения, какие были, например, в 2011-м году, когда вышла первая ревизия "нового SOP" Глобуса. Или после издания гармонизированного внутреннего стандарта "Правила планирования". Или после утверждения в Росавиации "Рекомендаций эксплуатантам по разработке SOP".

То ли взрослым стал, то ли действительно перегорел под жарким оманским солнцем.

Да и вы, наверное, заметили, что писать о работе я стал гораздо меньше. Причина проста — нет музы. Не чувствую мотивации — когда все спокойно, ну не хочет душа литься! Хочется просто жить, летать, ходить на море, и радоваться детям.

И иногда, нет-нет, да вспоминать о полетах с друзьями.

Хех, хоть я и противник "закрепленных" экипажей, но именно полеты с друзьями, тем более такие полеты, в которых каждый стремится отработать идеально (а не по-пацански, не по-дружбански) — именно такие, я думаю, являются самыми безопасными.

Хорошей недели!

Всего самого доброго!

Летайте безопасно!

Мой инстаграм
Мой канал на Youtube.

FLY SAFE NEW 250.jpg
denokan.livejournal.com

Добавить комментарий