Поиск

Не парни из стали


В 1979 году советский зритель впервые увидел отечественный блокбастер, и даже сегодня не получается иронизировать и свысока оценивать его. «Экипаж» — фильм-катастрофа, ставший для нас откровение и сохраняющий свой эмоциональный заряд и спустя почти 40 лет после выхода на экраны.

Секрет подхода Александра Митты, на мой взгляд, в сочетании несочетаемого высокой для своего времени технологичностью и вневременной человечностью показанного. За историей про лайнер, землетрясение и отвалившийся на посадке хвост нам открывается целый мир человеческих судеб, переживаний, бытовых проблем и жизненных трагедий. Этот венок переплетающихся линий судьбы умещается в простое слово «экипаж» — рассказ о каждом из них, связанных общей работой и замкнутым пространством самолета.

Разделенное на 2 части повествование вводит нас в историю каждого из героев: командира экипажа Тимченко (Георгий Жженов), второго пилота Ненарокова (Анатолий Васильев), бортинженера Скворцова (Леонид Филатов), стюардессы Тамары (Александра Яковлева). Все они связаны не только по службе, но и невидимыми прочными личными связями, поэтому из одного действия неизбежно вытекает другое, а причины и следствия следуют друг за другом. Естественно, что это отражается на взаимоотношениях, которые становятся вторым фронтом фильма: наряду с проблемами техническими героям необходимо решать не менее напряженные межличностные, а значит, и геройство проявлять приходится не только в драматических декорациях, но и в повседневной суете.

Во второй части фильма, где страсти накалены до предела и даже бушующая лава не затмевает их, меньше разговоров и быта, но больше действий: спонтанных, молниеносных, порой противоречивых, но ни в коем случае не нерешительных. Каждый из героев оказывается действительным героем на своем месте, и экстремальная ситуация в данном случае проявляет все лучшее, что есть в каждом: хладнокровие командира, надежность второго пилота, решительность бортинженера и бесконечное милосердие стюардессы. Но именно то предыдущее погружение в мир каждого из них дает нам возможность остро прочувствовать драматизм ситуации. И заключительная сцена, в которой каждый из этого экипажа, обрел некий покой после тяжелого испытания, настолько теплая и понятная, что нам кажется, мы сами присутствуем в ней и чувствуем свою сопричастность.

Разбирая «Экипаж», пытаясь понять, что нас к нему притягивает, понимаешь, что мастерство режиссера именно в том идеальном балансе катастрофы и драмы, технического и чувственного в картине. Он гармонично существует в двух жанрах, ни разу не преувеличивая ни один из них, из-за чего и остается такое послевкусие, будто все это произошло если и не с тобой, то с твоими знакомыми.
Той же гармоничности Александр Митта добился и в создании актерского состава, в котором помимо перечисленных выше артистов блестяще исполнили свои роли Ирина Акулова (Аля), Екатерина Васильева (Анюта), Мария Скворцова (теща Ненарокова). Каждый образ настолько достоверен, что артисты долго еще не могли избавиться от шлейфа ассоциаций.

«Экипаж», получивший не то сиквел, не то ремейк в 2016 году, навсегда останется историей о том, что мужество – это привилегия простых людей, а вовсе не героев из стали. Человеческие слабости естественны и понятны, все дело в том, позволишь ли ты им управлять собой в судьбоносный момент. Ведь, как говорит Михаил Жванецкий, смелость – это порождение страха. marie_bitok.livejournal.com

Добавить комментарий