Поиск

Мост «Пегас».


Операция «Оверлорд», она же Нормандская операция была крупнейшей десантной операцией Второй мировой войны. Началась она рано утром 6 июня 1944 года. Однако еще раньше, в ночь с 5 на 6 июня союзники высадили воздушный десант, с целью блокирования и захвата важных объектов в тылу немецких войск. Одним из таких объектов был мост через реку Орн, вблизи французского городка Бенувиль.

Сами же мосты в том районе приобретали поистине стратегическое значение. Немецкое командование могло перебросить по ним механизированные части, что ставило в очень невыгодное положение правый (восточный) фланг союзного десанта. Захват и удержание мостов сулило также и перспективы захвата французского города Кан и далее развить наступление на Париж.

В предстоящей операции ставка была сделана на неожиданность. Для выполнения задачи британское командование организовало десантную группу, в составе 180 человек из роты «D» 2-го батальона Оксфордширского и Бакингемшироского полка легкой пехоты, носившей неофициальное название «Ox and Bucks». Группа также была усилена военнослужащими Корпуса королевских инженеров. Командовать группой был назначен майор Джон Ховард. Операция получила название — «Deadstick».


майор Дж. Ховард.

К выполнению своей задачи десантники основательно готовились. Ховард организовывал ежедневные марш-броски и тактические занятия. Группа для подготовки имела неограниченные ресурсы; боеприпасы, оружие, оборудование для занятий, все это Ховард получил в неограниченном количестве. Все кроме еды. Паек для солдат строго нормировался.

Операция по захвату моста началась около полуночи, в ночь на 6 июня. Группа Ховарда была доставлена в район на шести планерах. Посадка была жесткой. Сразу после высадки группа вступила в бой, при этом потеряв двух человек: утонул в пруду вблизи расколовшегося планера один капрал и от огня противника был смертельно ранен лейтенант Дэн Бразеридж. Он то и стал первой боевой потерей армии союзников во время высадки в Нормандии.


лейтенант Дэн Бразеридж.

Всего до моста добралось пять планеров, шестой отклонился от курса и приземлился в 12 км от цели высадки. Его десантники впоследствии пробились к своим, к исходу дня.
Сами же мосты охраняли слабоподготовленные группы из состава 716-й пехотной дивизии Вермахта. Они состояли как правило из бывших французских, советских и пр. военнопленных.

Изначально, часовой охранявший мост, принял приземлявшийся планер за сбитый союзный самолет. Прежде чем он успел осознать свою ошибку возле моста приземлились остальные четыре планера группы. Через десять минут все было кончено. Дот, возле моста был уничтожен при помощи гранат, а спящий гарнизон блокирован в бункере. Ну а в 0 ч 50 минут началась высадка десантников 7-го парашютного батальона.


разбитые планеры группы Ховарда возле моста.

Около 2-х часов ночи немцы предприняли контратаку. При этом в составе атакующих было 2 танка. Один из них британцам удалось подбить. Горящий танк стал ориентиром для десантников 7-го батальона. Также были уничтожены две немецкие канонерские лодки, которые пытались уйти вверх по реке Орн. Бой длился всю ночь.
Ну а в 8 часов утра, севернее моста, началась высадка союзников на пляже «Сворд». В 13.30 к мосту подошли подразделения 1-й бригады британских коммандос, которыми руководил Саймон Фрейзер. Мост в Бенувиле, в итоге достался союзникам целым и невредимым.

Ну а впоследствии мост в Бенувиле получил свое название — «Пегас». Так его назвали в честь десантников Ховарда, эмблемой которых был этот сказочный персонаж.


Мост «Пегас» 9 июня 1944 года. Справа в углу фото видны поврежденные планеры, на которых прибыла группа майора Дж. Ховарда.
Оригинал записи: https://andrey-19-73.livejournal.com/114919.html

Добавить комментарий