Поиск

Типовые ошибки пешеходных улиц на примере Уфы


В Уфе городские власти решили сделать пешеходную улицу, а то как-то неудобно перед соседями — в большинстве миллионниках такие улицы есть, а в Уфе — нет. Плюс всякие слухи доходят, что у них-то там делают классно для пешеходов, а мы как деревне живём.

Начало правильное, ведь быть комфортным городом без пешеходных пространств невозможно, но дальше начинаются типичные пляски с гаишниками, коллапсами и заблуждениями. Такое случается практически всегда при копировании решений без понимания предпосылок и сути изменений. Именно так может случиться и с Уфой.

Изначально пешеходной планировалось сделать улицу Октябрьской революции, где в неизменном виде сохранилось множество домов дореволюционной постройки, представляющих разные стили деревянной и каменной архитектуры. Однако с этим вариантом не согласились в ГИБДД, пояснив, что перекрытие важной и высоконагруженной магистрали может ухудшить и без того непростую транспортную ситуацию в историческом центре.

Лезть не в своё дело — типичное состояние для городских гаишников. У них нет полномочий по организации движению и уж тем более они не специалисты в области транспорта. Их власть кончается на уровне соответствия улиц стандартам, а стандарты разрешают сделать пешеходными хоть все улицы города.

Сложившийся трафик — ещё один камень в дело создания комфортных городских пространств. Автомобиль — святая корова, которую нельзя трогать. Нужно сделать выделенную полосу, светофор или остановку для удобства тысяч людей? Извините, но у нас перегружены улицы и как это мы уберём 5 парковок??

Трафиком можно и нужно управлять, для этого есть экономические меры типа платных парковок или проезда, так и физические — создание искусственных перепробегов из-за пешеходных зон и проезда только для общественного транспорта. Тупик на сквозной улице для снижения транзитного трафика и стимулировать людей ездить на велосипедах или общественном транспорте — типичное дело для европейских городов.

Иными словами, если это не единственная улица на весь район, то ничего не мешает сделать на улице пешеходную зону с возможностью проезда общественного транспорта. Как показывает практика, лишние машины со временем исчезнут — людям станет проще добираться до нужного места иными маршрутами или видами транспорта.

В качестве недостатка Октябрьской революции также указывалась ее большая протяженность и отдаленность от сложившихся пешеходных маршрутов.

Есть вероятность, что доводы притянуты за уши — длина улицы всего два километра. Тут важно другой момент — транспортная доступность на общественном транспорте и велосипеде. Слава квартальной сетке — остановки можно организовать на перекрёстках и решить проблемы доступности. Или же можно сделать проезд по улице только для общественного транспорта. Трамвай в этом плане подходит лучше всего за счёт экологичности и понятной траектории езды, но на безрыбье и автобус сгодится.


главная улица Вена и проезд только для автобусов

Второй рассматриваемый вариант – ул. Мустая Карима, где также есть исторические объекты, в том числе медресе им. Султановой и мечеть «Галия», а автомобильный трафик не столь напряженный.

Пешеходная улица должна притягивать людей, для этого она должна обладать точками притяжения: институтами, достопримечательностями, красивой архитектурой, барами, ресторанами и так далее. Поэтому исторические центры хорошо подходят для пешеходных улиц, а микрорайоны — нет.

Проблема этого и предыдущего варианта, что там нет сложившихся точек притяжения вдоль всей улицы — они пустые. Ходить взад-вперёд по такому месту надоест после второго раза. Можно заманивать людей для привлечения бизнеса с помощью уличного искусства или мероприятий, но это займёт несколько лет. Но эта задумка не реализуется из-за подхода властей.

В Уфе планируется реализовать несколько другой вариант – пешеходной улицы выходного дня. Согласно проекту, в центре магистрали будет создана пешеходная зона со скамейками, озеленением и арт-объектами, а по краям сохранятся полосы для движения автомобилей, которые будут перекрываться в праздники и выходные дни.

Пешеходная улица не должна становиться ярмаркой выходного дня. Либо улица работает как комфортное пешеходное пространство, либо просто сделайте баланс территории комфортным для людей с сохранением движения машин. Перекрытия на выходные делаются в тех случаях, когда закрыть движение совсем не получается. Например, так делают с Крещатиком в Киеве или с целыми районами в Нью-Йорке, но при этом там организуют уличные мероприятия.

Для обеспечения удобства и безопасности пешеходов в районе пересечения ул. Мустая Карима с Коммунистической планируется построить подземный переход. Интересно решен вопрос обустройства перекрестка с ул. Чернышевского. Над проезжей частью предлагается построить специальную аппарель, которая будет играть роль как надземного перехода, так и видовой площадки с озеленением и скамейками. Вход и спуск с аппарели возможен по лестнице и с помощью лифтов.

Вишенка на торте некомпетентности властей Уфы в вопросе организации пешеходных пространств. Открою страшный секрет — подземные переходы неудобные и опасные для людей. Человек ходит по максимально короткой траектории и не любит ступеньки — это выработанный механизм сохранения энергии. Заявлять, что спускаться и подниматься удобное занятие может лишь человек, который сутками сидит в машине и лишён этого удовольствия. Про бабушек, мам с колясками и инвалидов я молчу. Кстати, на это просто не хватит денег:

Тут показателен пример Екатеринбурга, где пешеходная улица тоже сделана с подземным переходом, хотя на соседних перекрёстках есть зебры. Естественно тут есть лифты и естественно они не работают — их слишком дорого обслуживать.

Делать надземный переход — отдельный вид мазохизма. Люди просто будут перебегать или не будут пользоваться улицей. Как о людях думают уфимские чиновники (хоть и бывшие) хорошо следует из этой цитаты:

— Пешеходная улица нужна Уфе, прежде всего, в имиджевых целях – отсутствие такого объекта влияет на общее впечатление и туристическую привлекательность современного города, — считает экс-мэр Уфы Павел Качкаев. — Для реализации проекта на Мустая Карима потребуется расселение и реставрация ряда исторических домов, но, думаю, это можно сделать без участия бюджета за счет инвесторов.

Чиновникам не нужны люди на пешеходной улице и тем более их не волнует комфорт жителей. Важно закупить нужное количество брусчатки, разыграть тендер и перерезать ленточку. Их волнуют красивые картинки, процесс стройки и день открытия, а не как улица будет жить потом — в этом их проблема. В городских проектах важнее всего не стройка, а жизнь объекта после стройки, для этого нужно программировать место и работать с жителями.

PS в посте рассматриваются стратегические вещи, а не уровень отдельный дизайн-решений. В деле обустройства тоже много тонкостей и важных моментов, но они вторичны, а правильное размещение — первично.

Поделиться записью:

добавить меня в друзья
А ещё можно подписаться в…

Принципы пешеходности

Как сделать хорошую улицу?


50 причин иметь пешеходный город

gre4ark.livejournal.com

Добавить комментарий