Поиск

ФОРМЕННОЕ ОБМУНДИРОВАНИЕ АВИАЦИОННЫХ ЧАСТЕЙ РОССИЙСКОЙ АРМИИ 1914-1917 ГОДЫ.


Развитие военной авиации в России начинается с 1910 г., когда Военное министерство, заинтересованное новыми видами вооружения, стало приобретать самолеты и готовить летные кадры. До 1914 г., когда авиация практически выделилась в самостоятельный род войск (правда, находившийся еще в подчинении у Главного инженерного управления), было сформировано около сорока авиационных частей.

По мобилизационному плану при начале военных действий в армии должно былонаходиться 234 летчика и столько же аэропланов. Однако, судя по рапортам командиров частей, к началу войны в строю находилось всего 213 пилотов и машин. По мнению же известного военного летчика В.М.Ткачева, эти данные также завышены — число пилотов едва достигало 200.

Первые военные летчики — в основном офицеры — носили обмундирование тех родов и частей войск, из которых были направлены на обучение летному делу. Преимущественно это были артиллеристы и военные инженеры, так как в специальных военных училищах они получали более обширные знания по технике и точным наукам, чем в пехотных или кавалерийских. Ближе к 1914 г. процент представителей других родов войск (в том числе и из Гвардии) среди военных летчиков заметно возрос.

≪… в то время авиация формально не представляла из себя ничего самостоятельного. Офицеры-летчики, служившие в авиации, числились в списках своих прежних войсковых частей и могли носить по желанию как авиационную форму, так и форму своих коренных родов войск…≫,— вспоминает В.М.Ткачев в своих мемуарах ≪Крылья Родины≫.

фуражка — тулья из черного сукна, околыш из черного бархата, выпушки по верхнему кругу тульи и по краям околыша — красные, подбородный ремешок и козырек из черной лакированной кожи;
мундир— из черного сукна, покроя виц-мундира гвардейской тяжелой кавалерии: однобортный, на 8 пуговиц, стоячий воротник с закругленными углами и прямые обшлага из черного бархата, красная выпушка по борту, вокруг воротника, по краям обшлагов и карманных клапанов; пуговицы инженерного образца — серебряные с изображением государственного герба и перекрещенных топоров; эполеты также инженерные — серебряные, с красным полем и подбоем; погоны серебряного галуна с красными просветами и выпушками;
шаровары— укороченные или навыпуск, из черного сукна, с красными выпушками в боковых швах;
пальто — общеармейского образца с отличиями инженерных войск — чернымибархатными петлицами с красной выпушкой и такой же выпушкой вокруг самого воротника; пуговицы, как на мундире;
обувь— черные кожаные укороченные сапоги и краги, заменяющие принятые в других родах войск длинные сапоги;
оружие— сабля и кортик флотского образца, с обоюдоострым ,вместочетырехгранного, клинком;
снаряжение— поясная портупея, покрытая черным муаром; шарф и револьверный шнур общеармейского образца; темляк кавалерийского образца.

Летняя парадная форма (в приказе не оговоренная) по аналогии с принятой по всей армии могла состоять из защитного цвета фуражки, кителя и укороченных шароваров; фуражка и шаровары могли быть и цветными (это также предположение). Отличие такой формы от повседневной общеармейской заключалось лишь в наличии орденов, шарфа и револьверного шнура.

При служебной форме: синий китель флотского образца (допускался и защитный общеармейский китель), цветная или защитная фуражки, черные или защитные шаровары, короткие сапоги и краги.

Для полетов и службы на аэродромах выдавалось специальное добавочное обмундирование:
шлем— коричневой кожи, на пробковой основе, с кокардой, как на фуражке, и авиационным знаком оксидированного серебра — двуглавый орел с распростертыми крыльями, держащий в лапах пропеллер и меч;

складная шапка— ≪пилотка≫, из черного сукна, с черными бархатными клапанами, красные выпушки по швам, кокарда, как на фуражке, тулья крестообразно обшита узким серебряным галуном с двумя тонкими красными просветами;
куртка кожаная— черного цвета с черным бархатным отложным воротником, окантованным красной выпушкой, пуговицы, как на мундире.
куртка суконная— черного цвета, воротник и обшлага из черного бархата с красной выпушкой;
шаровары кожаные— черного цвета, предназначенные для ношения поверх обычных суконных;
перчатки— черной кожи, с крагами.

Кожаное обмундирование было предназначено для ношения в основном в холодное время. Выдавалось оно не по числу летчиков, а по числу аппаратов. Суконная куртка должна была надеваться для полетов в теплое время, но могла и носиться при повседневной служебной форме, наравне с кителем. Под куртки можно было надевать флотские жилеты — черный или белый. Рядовым и унтер-офицерам) полагались для повседневного ношения следующие предметы:
фуражка — защитного цвета, в мирное время имевшая красную окантовку по верхнему кругу тульи и краям околыша;
складная шапка— ≪пилотка≫, черного сукна с красными выпушками по швам тульи и краям клапанов — для ношения при службе на аэродромах;
папаха— общеармейского образца, из серого искусственного барашка, колпак защитного цвета, в мирное время крестообразно обшивался красным шнуром;
рубаха защитная— суконная и хлопчатобумажная (гимнастерка) общеармейского образца, с красными погонами;
рубаха синяя— суконная, с застежкой на крючки, в мирное время обшивалась красным сутажным шнуром вокруг воротника, по борту и обшлагам, при этом по середине груди пришивалось 5 оловянных пуговиц инженерного образца большого размера, погоны, как на защитной рубахе, — для ношения при службе на аэродромах;
шаровары — темно-зеленого (практически черного цвета), в мирное время обшивались красным сутажным шнуром по боковым швам;
шинель — общеармейского образца с черными суконными петлицами и красной выпушкой вокруг воротника и самих петлиц;
обувь— черные кожаные сапоги общеармейского образца;
оружие— винтовка драгунского образца и нож специального образца;
снаряжение— кавалерийского типа: поясной ремень с одношпеньковой пряжкой, две патронных сумки с плечевым ремнем, лопасть для ножа; судя по фотографиям, могли носиться также и поясные ремни с инженерной бляхой белого металла, на которой был выштампован государственный герб с перекрещенными топорами.

Нижние чины, получившие в ходе войны специальную летную подготовку, в полетах надевали то же обмундирование, что и летчики-офицеры, но с черными суконными воротниками на куртках и без авиационного знака на шлеме.

Все приведенные сведения, разумеется, позволяют представить внешний облик военных летчиков только на короткий мирный периоде января по август 1914 г. В ходе же военных действий случаи отступления от предписанной форменной одежды в авиации, поначалу редкие, постепенно стали нормой, чем исключением.

Наиболее характерным вариантом ≪авиационной моды≫ являлось, несомненно, повседневное ношение кожаного обмундирования и пилоток, в то время как следовало надевать эти предметы только при полетах и работе на аэродромах. Характерно, что придерживались этого стиля не толькосами летчики, но и наземный персонал, коему подобная одежда и вовсе не была положена.

В подтверждение приведем выдержки из гневного циркуляра великого князя Александра Михайловича, датированного 21 ноября 1915 г.: ≪Замечено, что многие из чинов авиационных отрядов и авиационных и воздухоплавательных рот носят крайне разнообразные и совершенно произвольные части обмундирования и головные уборы, причем появляются в них не только в городах своего расположения, но даже и в столицах, позволяя себе посещать, например, в кожаных куртках Императорские театры.

Хотя, бесспорно, условия военного времени и могут в некоторых случаях служить извиняющим обстоятельством таких нарушений формы, но по наблюдениям за истекший период войны нельзя не признать, что отступления эти сделались массовым явлением и причины их в большинстве никаких извинений не заслуживают. …

В разъяснении считаю необходимым указать на более частые отступления от формы одежды:
1. Носят черные фуражки и складные авиационные шапки, но первые в военное время заменены для всех фуражками защитного цвета, а вторые могут надеваться только на работе: при полетах, при аппаратах, на аэродромах и при сходе с аппаратов после и между полетами.
2. Черные кожаные куртки являются предметами также только рабочей, а не повседневной одежды и не могут быть заменяемы куртками произвольного вида, напр. мехом наружу.
3. В качестве обуви установлены высокие сапоги или низкие с кожаными крагами; между тем летчики позволяют себе носить туфли, желтые штиблеты, башмаки со шнуровкой и высокие чулки, обертывают ноги вместо краг черной, серой и желтой тесьмой и т. под.
4. Появляясь в публичных местах, одевают предметы формы мирного времени…≫

(ЦГВИА, ф.2008,оп.1,д.163,л.159 и об.).

В апреле 1916 г. было сформировано Управление Военно-Воздушного Флота, сокращенно УВОФЛОТ. Во главе управления был поставлен Заведующий Авиацией и Воздухоплаванием в действующей армии генерал-адъютант великий князь Александр Михайлович.

Приказом по военному ведомству N9 572 в октябре 1916 г. для УВОФЛОТ была введена униформа, во всем подобная авиационной, за исключением:
— воротник и обшлага на офицерском парадном мундире по образцу прочих главных управлений — то есть красные с серебряными шитыми бортом и петлицами;
— подбой на эполетах белый;
— шаровары серо-голубого цвета с алыми выпушками (у чиновников без выпушек);
— погоны нижних чинов — красные с белой выпушкой;
— обмундирование для нижних чинов походное защитного цвета, но при нем может
носиться пилотка с черными плисовыми отворотами.

Помимо защитного общеармейского обмундирования, офицеры и чиновники могли носить, по усмотрению, синий китель и краги. Во время инспекций на фронте и при приемке аэропланов разрешалось надевать специальную полетную одежду.

Так как авиация в русской армии создавалась на базе воздухоплавательных частей инженерных войск (занимавшихся, в основном, эксплуатацией аэростатов), то и первое учебное заведение для подготовки военных летчиков было создано при Офицерской Воздухоплавательной школе, реорганизованной в ходе военной реформы 1910 г. из Учебного Воздухоплавательного парка. Авиационное отделение школ, рассчитанное на 20 летчиков, дислоцировалось в Гатчине, под Петербургом, где имелось два аэродрома.
19 июля 1914 г. отделение было расширено до самостоятельной школы, получившей название Гатчинской военно-авиационной.

До 1914 г. служащие в постоянном составе Офицерской Воздухоплавательной школы носили форму тех родов и частей войск, откуда они были откомандированы. 4 мая 1914 г. приказом по военному ведомству №168 для постоянного состава школы, а соответственно, и ее авиационному отделению была введена особая униформа по образцу специальных школ в других родах войск.

Парадное обмундирование , правда, не можем поручиться, что его успели изготовить до начала войны, согласно приказу составляли следующие предметы:
кивер — гвардейского образца, для офицеров — из сукна цвета морской волны, с черным бархатным околышем с красными выпушками и посеребренным инженерным гербом, султан из белых перьев; для нижних чинов — сукно черное, околыш плисовый, герб из белой жести, короткий султан в виде кисти из шерстяных нитей белого цвета;
мундир— гвардейский, лацканного покроя, для офицеров цвета морской волны, для нижних чинов из черного; воротник, обшлага и настежной лацкан черного цвета, для офицеров из бархата, для нижних чинов из плиса, с красными выпушками; по верхнему краю обшлагов выпушка голубая, клапаны обшлагов красные; на воротнике и клапанах обшлагов у офицеров серебряное шитье в виде стилизованного крыла и Гренады, у нижних чинов петлицы из белой учебной тесьмы; подкладка мундира черная; эполеты и погоны, как в авиачастях, но у нижних чинов обшиты белой учебной тесьмой;
оружие— по образцу инженерных войск, но с добавлением авиационного кортика.
Шаровары, обувь, шинели, пальто — как в авиационных частях.

На защитной форме у офицеров красная выпушка по нижнему краю воротника и голубая по верху обшлагов, у нижних чинов те же отличия, но из тесьмы.

После отделения авиашколы от воздухоплавательной был установлен и измененный вариант униформы — мундирное сукно черного цвета и бирюзовые выпушки по верху обшлагов (Приказ по военному ведомству № 612 от 17 сентября 1914 г.).

Другие же авиационные военно-учебные заведения :Севастопольская военно-авиационная школа, курсы при Институте инженеров путей сообщения, школы и клубы при многочисленных аэроклубах не имели определенной формы одежды. Судя по всему, до 1914 г. постоянный состав и слушатели носили униформу своих родов и частей войск, а затем — ту, что была установлена для авиационных частей.

Введение особой униформы, заметно отличающейся от принятой в других родах войск, являлось признанием самостоятельного значения военной авиации, ее особой роли в надвигающейся войне. Это обмундирование соединило в себе атрибуты инженерных войск, на базе которых формировались авиационные части, и элементы флотской одежды — в знак почетного права называться флотом ≪пятого≫, воздушного, океана. Первый вариант обмундирования был вполне удачен и в ходе войны практически не менялся.
Источник

picturehistory.livejournal.com

Добавить комментарий