Поиск

Прогулка по старому и новому Вильнюсу


Хм, а ведь до Вильнюса тут всего 150 километров – подумал я, попивая вечером пиво в Гродно. Что ж, шенген есть, почему бы не заехать посмотреть новый город? Подумано — сделано (бывает же!)

От города не было никаких ожиданий. Вот вообще никаких — Вильнюс не славится историческим центром, современной архитектурой, культурной жизнью или чем-либо ещё. Иногда доходят слухи о депрессивном состоянии, но всё это теряется на фоне остального информационного мусора.

Вильнюс же оказался типичным городом Восточной Европы с богатой историей, частичным разрушением в годы Второй мировой и постсоветским похмельем. Но походить денёк по городу стоит.

Город был оккупирован Германией, но сильно не пострадал, поэтому ансамбли и облик центра вырисовывается чётко.

Судя по точечным табличкам, последние 10 лет тут восстанавливают утраченные когда-то исторические объекты. Как гласила справка у этих стен, примерно с 2000 года город воссоздаёт свою идентичность для развитие бла-бла-бла и туристического потенциала.

По многим домам видно, что недавно их восстанавливали. В вопросах реставрации есть несколько подходов: сделать как задумывалось, законсервировать как есть и сделать гибрид с деталями оригинала. В Вильнюсе, видимо, пошли по второму пути — в старом центре практически каждый второй дом с открытыми участками без штукатурки:

Старые постройки часто перестраивали, поэтому сложно выбрать тот вариант, который нужно восстанавливать. Если же оставить часть как было, то вроде ответственность снимается и все довольны.

Хотя раскрытая трещина в заборе — сомнительная штука.

Отдельный кайф — брусчатка на улицах. В Москве очень её не хватает в историческом центре, хотя чаще всего она просто спрятана под слоем асфальта.

Видно, что центральные улицы переделывали, но участки исторической брусчатки оставили по бокам и в лежачих полицейских. В остальных местах уложили менее рельефную плитку.

Ле Корбюзье называл это ослиными тропами — улицы и дороги появлялись там, где была вытоптана дорожка. Всё так, поэтому она человечная и манит пройти по ней — есть в этих изгибах и узких проходах загадка и что-то человечное:

Местные подворотни шикарны:

Либо тут нет газа, либо кто-то очень любит сидеть у камина зимой:

Дворы убитые, но сама атмосфера и масштаб как-то сглаживают эффект. Следить за таким двором в разы дешевле и проще, чем где-нибудь в микрорайоне, поэтому чаще всего откровенного ужаса в них не встречается (Нижний Новгород исключение).

Когда история натыкается на автохама:

Во всём центре работает платная парковка. Самая дорогая — красная зона с 1.80 € за час, дешевле всего вставать в зелёной зоне — 0.30 € за час. Оплата в паркомате, а контроль по чеку под лобовым стеклом. Отдельные места зарезервированы за жителями или службами.

Пешеходных зон или какого-либо ограничения на проезд в центре нет.

Набережные тоже простаивают. По ним либо проложена улица, либо огромный газон. В одном месте вот сделали спортивные площадки хотя бы:

Зато стараются развивать велодвижение, отнимая полосы и парковки в центре.

Собственно вот следы бывшей парковки и горожане, которые ничего не поняли:

Куда же без выделенных полос?

Бывшая улица Ленина теперь с приоритетом пешеходов и плиткой:

Общественные пространства простые, но ухоженные:

Грешновато:

С огромной пустой площадью что-то будут, но ценитель общественных пространств ничего не поняла)

В городе сохранился исторический малоэтажный район:

Когда-то тут были охотничьи угодья, а после сюда пришёл города. Что-то типа Сокольников в Москве. Сегодня это самый дорогой район Вильнюса:

Оказывается, барак может нормально выглядеть, если за ним следить!

Как и в целом деревянные дома! Ничоси, да?

Хотя общая усталость города чувствуется:

Время посмотреть на новый Вильнюс!

На самом деле смотреть особо нечего — современная застройка из пары башен и торговых центров занимает пару кварталов.

Зато тут был найден один из двух подземных переходов города. Со всех сторон он продублирован по земле (см.фото выше), но что подумали бы про меня любители «абсолютно безопасной» атмосферы, если бы я пошёл по земле?

Естественно ни один лифт не работает — их дорого содержать, а без социального контроля ремонтировать оборудование и стирать следы вандалов приходиться слишком часто. Поэтому куда проще и дешевле сделать безопасный наземный переход с островком безопасности и светофором.

Наглядный пример, как из опасного перехода сделать безопасный:

Хотя стоило сузить немного проезжую часть по бокам ещё:

Ночью это выглядит так — подсвечивается не только переход, но и подходы. Ведь важно подсветить не знак, а человека:

Честно пытался найти другие новые районы, но их тут нет. Город небольшой, плюс население частично выехало в западные страны за лучшей жизнью. Точечные же проекты не заслуживают особого внимания.

В следующих частях поговорим о более насущных вещах 😉

Поделиться записью:

добавить меня в друзья
А ещё можно подписаться в…

Мои путешествия
gre4ark.livejournal.com

Добавить комментарий