Поиск

Дневник технаря любителя — часть 7. Осваиваем FPI на дому.


Оригинал взят у n2367l в Дневник технаря любителя — часть 7. Осваиваем FPI на дому.

Зима. Сыро и холодно. Я опять заболел. Надо использовать как-то внезапно образовавшееся время. Кто-то мне говорил, причем недавно в комментариях, что визуальная инспекция — это прошлый век, а сейчас все стальные детали подвергаются магнитной инспекции, а остальные — хотя бы капиллярной. Наверное, он что-то знает! Я тоже что-то знаю. Хотя мои американские коллеги в один голос говорили: "Дружище, брость ты все эти премудрости, вам там у вас FAA не указ, так что, все что касается алюминия, есть подозрение — шлифанул, посмотрел через лупу, ничего не увидел — от винта!" Но, в мануале написано — произвести флуоресцентно-капиллярную инспекцию. Зачем-то ведь написано. А вдруг там будет видно что-то такое, что глазу не заметно? Не попробуешь — не узнаешь… Так, в определенный момент у меня появились баллоничики веселой бело-зелено-черной раскраски, которые ждали своего часа. И дождались. Сегодня я решил попробовать, что такое Fluorescent Penetrant Inspection (FPI), и с чем его едят.

IMG_6832

Вкратце, суть метода такова: мы берем проникающую флюоресцентную краску, жидкую прежидкую, наносим ее на подозрительное место, ждем пока она впитается во все щели и трещины, а растворитель из нее улетит. Далее, стираем поверхностный слой краски, а потом напыляем поверх — контрастный фон-проявитель. В местах всяких поверхностных дефектов, где внутри задержалась краска, она вытягивается проявителем, а потом, если осветить все это ультрофиолетовым светом, начинает контрастно светиться, и все трещины и дефекты становятся подсвечены. В теории все выглядит просто идеально. Теперь надо потренироваться, так сказать, на кошках, прежде чем приступать к исследованию деталей двигателя. Первой "кошкой" будет просто полоска дюраля. Просто посмотреть. А ну как и там что-то окажется, невидимое простому глазу.

IMG_6833

Если чесно, то я теперь немного жалею, что приобрел по горячке именно реактивы для флуоресцентной инспекции, ведь есть и обычные проникающие краски, которые при обработке фоном-проявителем показывают дефекты при обычном освещении, а не при ультрафиолетовом, например как красное на белом фоне. При такой инспекции, кроме реактивов, в общем-то, ничего и не нужно. А здесь нужно еще где-то раздобыть источник ультрафиолетового света, да еще и с нужной интенсивностью. Т.к. интенсивность, в общем, неслабая, то надо обзаводиться защитными очками, а краской, если ты испачкался ей, то не сразу и поймешь, и отмывать надо под ультрафиолетом, чтобы видеть, что отмываешь…

IMG_6831

Ну с полоской получилось все достаточно прозаично. Обезжирил, намазал, стер, осветил. Ничего особенного не увидел. Зато сам весь перемазался и стал светиться в ультрафиолете, как привидение.

IMG_6834

Надо был взять что-то поинтереснее, а у меня как назло под рукой не находилось ничего треснутого или подозрительного. Вот разве что верхняя половинка калорифера для подогрева карбюратора с Мушкетера, привезенная мной из Ступино. Обруч для соединения шланга обогрева карбюратора на нем сгнил и изломался. Поверхность его напоминала целлюлитную задницу. Собственно, поэтому я его и снял, чтобы как-то его восстановить. Ну тут уже было как-то поживее. Даже без УФ освещения после нанесения проявителя быо более-менее ясно, что получится:

IMG_6837

Ну а потом я вспомнил про маслорадиатор, вот это уже будет более приближено к реальности:

IMG_6844

Наносим красочку на изгиб, который будем смотреть на предмет трещин

IMG_6843

Для интереса подсвечиваем ультрафиолетом и видим так:

IMG_6841

Теперь все это вытираем и брызгаем проявителем. В видимом спектре происходит вот что:

IMG_6847

А под ультрафиолетом вот так!

IMG_6852

Ужас-ужас! Злобная трещина почти во все ухо, которое вот-вот отломится. Так что — срочно варить…

Если бы это была реклама, на этом можно было бы и закончить. Но я скажу так: я конечно знал про то, что ухо на моем радиаторе трещет и его надо бы подварить. С этим я и снял с самолета маслорадиатор. Трещина очевидная была с другого — правого конца. Но его я здесь не касался, это было бы совсем неинтересно. А вот ту трещину, на которой я отлаживал свое владение FPI… Ее в принципе, тоже можно было бы обнаружить визуально, если присмотреться. Выглядела она вот так:

1

Но ведь согласитесь, с подсветочкой-то веселее!

vulkan-avia.livejournal.com

Добавить комментарий