Поиск

Зурхане в Москве!


Надо же! И неделя не прошла, как я писал об иранской национальной борьбе Варзеше-Пехлевани, как пришла новость о том, что на пехлеванов зурхане можно будет посмотреть и в Москве. Уже завтра!

Оригинал взят у sajjadi в 14 октября в 12.00 Пехлеваны Зурхане в Москве!

Дорогие друзья,

Как все вы, наверно, знаете, одной из характерных черт иранских культур и цивилизации является культ богатыря. Сквозь тысячелетия пронёс его народ Ирана и сохранил до наших дней, что хорошо видно по успеху иранских спортсменов в тех олимпийских видах спорта, в которых востребованы богатыри. Богатырь в иранском понимании и в иранской традиции — не просто силач, а человек, могучий телом и благородный духом. Богатырь на фарси называется Пехлеван. Пехлеваном, точнее — «Джахан-Пехлеваном», был легендарный Рустам из "Шах-Наме". Тот же титул носил и наш знаменитый современник олимпийский чемпион 1956 г., чемпион мира 1959 и 1961 гг. — Голамреза Тахти.

Но пехлеваны не возникают случайно и ниоткуда, они — воспитываются и взращиваются, тренируются благодаря национальной древней спортивной и борцовской традиции — Варзеше-Пехлевани (по-персидски «спорт богатырей», также называемый как «Варзеше-Бастани» («спорт древности») или Варзеше-Зурхане («спорт дома силы»). Часто его называют просто Зурхане, по названию зала, в котором тренируются спортсмены.

Корни этого спорта уходят, как минимум, во времена древней Парфии (132г. до н.э. – 226г. н.э.) с её Академиями физической подготовки, выращивавшими воинов, готовых бороться со враждебными Ирану иноземцами (по своему предназначению этот спорт был аналогичен корейским, японским и китайским боевым искусствам). Многие из таких пехлеванов не раз восставали против вторгавшихся в страну греков, арабов или монголов на протяжении всей истории Ирана.

За прошедшие века спорт Зурхане неустанно обогащался различными компонентами моральных, этических, философских и мистических ценностей иранской цивилизации. В результате Варзеше-Пехлевани превратился в уникальную систему, включившую в себя духовные богатства суфизма и присущий иранскому духу героизм.
Особое внимание Зурхане уделяет духовной и моральной чистоте – участники соревнований должны быть честны, искренни и иметь добрый нрав. Обучающиеся в такого рода Академии получают звание «пехлеван» (богатырь).

Современный Варзеше-Бастани обрёл свою форму в XIX в. во времена правления Насреддин-Шаха из династии Каджаров (1848 – 1896 гг.). Спортивные представления, вдохновлённые персидскими мифами и легендами, устраивались при шахском дворе ежегодно в дни Новруза.

В наше время существует и Международная Спортивная Федерация Зурхане, в рамках которой по всему миру проходят международные соревнования «пехлеванов».

Зурхане, или «дом силы», представляют собой крытые сооружения, с единственным отверстием в крыше, и восьмиугольной или круглой «ямой» («гоуд») в центре. Вокруг «гоуда» расположены места для зрителей, музыкантов и самих спортсменов.

Ритуалы Варзеше-Бастани имитируют практики и традиции суфийских орденов, о чём говорят и используемые термины: «муршед» («мастер» — он бьёт в барабан и цитирует строки из стихов), «пиш-кесват» («лидер»), «тадж» («корона») или «факр» («бедность»). Этические правила зурхане так же подобны суфийским идеалам, согласно которым, самое главное – обладать чистым сердцем. Каждая тренировка начинается с благочестивых похвал в адрес Пророка Мухаммеда и его рода. Хотя в менее религиозных зурхане этот элемент заменяют пересказом иранских мифов и легенд (например, из «Шах-Наме»).

Основная часть тренировок Варзеше-Бастани посвящена ритмической гимнастике,

с обязательным использованием пары деревянных дубинок («миль»),

металлических щитов («санг»)

и железных гирь в форме боевого лука («каман»).

Упражнения также включают акробатические элементы: суфийское кружение и жонглирование.
Заканчивается тренировка борьбой (пока один спортсмен не положит другого на обе лопатки) – ее называют «Кошти-Пехлевани».

Существуют различные ранги мастеров, наивысшим из которых является «Джахан-Пехлеван» («Мировой богатырь») – самый высокий ранг, существовавший в иранской армии до прихода Ислама. Как я писал уже выше титул этот носили Рустам и Голамреза Тахти. «Джахан Пехлеван» Тахти зпобеждал в турнирах «Браслет пехлевана» в 1957, 1958 и 1959 гг. (выступления с парой лёгких «миль»).

Ещё один ранг – «Пехлеване-Бозорг», или «Бозорг Пехлеван», буквально «Великий богатырь», что примерно соответствует Великому мастеру единоборств в восточно-азиатских боевых искусствах. Лишь немногим пехлеванам удавалось получить этот титул. Двое из них: Пурья-йе-Вали (ок. 1300 г.), который также являлся известным поэтом и мистиком (ну он же был не только богатырь, но и иранец, а в Иране, как гласит народная пословица, 9 человек из 10 стихи сочиняют, а десятый — декламирует то, что пишут остальные девять :), и Хадж Сейед Хасан Разаз (1853 – 1941 гг.).

Зурхане – не просто место для занятий спортом. “Дом силы” больше похож на своеобразный мужской клуб, способствующий физическому и духовному совершенствованию своих посетителей.

Каждая деталь устройства зурханэ, весь распорядок упражнений призваны очищать и облагораживать душу человека, воспитывать чувство собственного достоинства и скромности, развивать мужество и стойкость. Так, вход в зурханэ представляет собой небольшую дверку, проходя через которую всякий наклоняет голову в знак скромности. Перед входом в зал атлеты надевают традиционную форму. Одеяние однотипно и чрезвычайно просто: либо простая напоясная повязка (“лонг”), либо штаны неизменного старинного покроя. Здесь богатый и бедный становятся равными, членами единого братства. Только долгий опыт или блестящие успехи в искусстве зурханэ приносят членам этого братства некоторые привилегии.

Само место для упражнений (“говд”) представляет собой восьмиугольник, ниже уровня пола в зале, что также напоминает спортсменам о важности скромности в постижении мастерства. Входя и выходя из говда, атлет, наклонясь, касается пальцами земли и затем целует их, проявляя тем самым глубокое почтение к этому месту.

Гимнастические снаряды, используемые в зурханэ, также являются символами или реликтами древних битв. Таковы, например, mil — булава, sang – щит, kabbade – лук и стрелы, takhte-ye shina – меч. Движения напоминают действия воина, пытающегося пробить шеренгу вражеских воинов.

Колокол ЗАНГ, которым оперирует мастер МОРШЕД, напоминает старинный шлем. Моршед сидит на возвышении (sardam) по отношению к другим участникам и руководит их действиями, играя на большом барабане зарбе, иногда стуча в занг.
Занимаются в зурхане люди самых разных возрастов и уровня физической подготовки.

Новички обычно стоят лицом к мастеру, опытные гимнасты могут вообще не смотреть на него, так как руководство упражнениями осуществляется при помощи звука. Мастер начинает играть на зарбе, созывая атлетов в говд, исполняя при этом канонические напевы с наставлениями о морали и высокой этике общения с друзьями и врагами. Один из атлетов, miandar, становится в центре, а располагающиеся вокруг него товарищи повторяют его движения. Моршед выбирает ритмы в соответствии с движениями миандара. Смена движений обозначается моршедом ударом в колокол. При помощи колокола привлекается также внимание зрителей к особо удачно выполненным элементам, или к участнику, заслуживающему одобрения членов клуба. Во время занятий может выкликаться имя Пророка Мохаммада или возгласы благословительного характера. Занг сопровождает также вход атлетов в говд и уход их с площадки.

Силачи-пахлаваны, тренирующиеся в зурханэ, ещё совсем недавно выступали на городских и деревенских площадях, разыгрывая сцены из Шах-Намэ и демонстрируя свою ловкость и физическую мощь. Эти выступления сопровождались как народными песнями, так и музыкой, построенной на системе дастгахов. Поскольку в основе этих театрализованных сказаний лежали обычно классические поэтические тексты, то и распевались они с соблюдением правил классической музыки.

Рад сообщить, что уже завтра в полдень, в субботу, 14 октября 2017 г. у моих читателей из Москвы и гостей столицы будет возможность воочию увидеть выступление иранских пахлаванов! Приезд группы состоялся при содействии Культурной организации "Фердоуси" (директор Мейсам Мовахед Фард).

Состав группы:
Али Момэни Могадам – моршед. Моршед (“мастер”) руководит всей последовательностью действий при помощи пения и игры на барабане (“зарб”), возносит молитвы, распевает стихи и отрывки из эпических произведений. Ритмы он выбирает в соответствиями с движениями “миандара”, одного из атлетов, который становится в центр круга и чьи движения повторяют остальные. Моршед также звонит в особый колокол в виде боевого шлема (“занг”). Каждый удар обозначает смену движений пахлаванов. Удар колокола также привлекает внимание зрителей к особо удачно выполненному элементу или к атлету, чьё выступление заслуживает похвалы.

Эхсан Хадади — кабадэ (металлический лук);
Сина Норузи — миль (булава);
Эхсан Реисольмохадэсин — чарх (вращение)
Руководитель и тренер группы — Фархад Толукиян

Когда: 14 октября 2017 г. (суббота), в 12:00
Где: Большой зал Физкультурно-оздоровительного комплекса «Марьина роща» (ул. 3-я Марьиной рощи, д.8, метро “Марьина роща”).
Условия посещения:
На встречу будут допущены только те, кто до 9-ти утра 14 октября успеет записаться у Маргариты Ивановны Каратыгиной по телефону: +7 926 213 3785 или прислав свою фамилию на электронный адрес: mkaratygina@inbox.ru;
В зал нельзя входить в уличной обуви: обязательно захватите сменную обувь или бахилы.

wolfgrel.livejournal.com

Добавить комментарий