Поиск

Сочи, смерч и самолет


Чтобы ответить на многочисленные просьбы "прокомментировать" и предупредить новые, пишу эту запись.

Итак, видео самолета, заходящего на посадку в аэропорту Адлер, города Сочи, всколыхнуло загрустившую было перед началом нового учебного года общественность:

"Опасно ли летать в таких условиях?"

Опасно. Сами смерчи формируются в условиях грозовой деятельности, которая сама по себе не радует пилотов.

"Что говорят правила?"

Правила говорят следующее:

Федеральные авиационные правила полетов в воздушном пространстве Российской Федерации (ФАП 136)

XXXIII. Полеты в условиях турбулентности воздуха (болтанки)

170. В случае попадания в сильную болтанку командир воздушного судна обязан доложить об этом соответствующему органу ОВД (управления полетами) и принять меры к выходу из зоны сильной болтанки, а при невозможности — произвести посадку на запасном аэродроме.
171. При попадании воздушного судна в зону сильной болтанки, угрожающей безопасности полета, командир воздушного судна имеет право изменить высоту (эшелон) полета, действуя в соответствии с пунктом 44 настоящих Правил.

172. Вертикальные вихри (смерчи), обнаруживаемые визуально, необходимо обходить на безопасном удалении, исключающем попадание воздушного судна в них. Проходить над вертикальными вихрями (смерчами) запрещается.

173. Полеты пилотируемых аэростатов и СЛА в условиях повышенной турбулентности воздуха (болтанки) запрещаются. При возникновении болтанки экипажи пилотируемых аэростатов, СЛА обязаны произвести посадку на ближайшую пригодную для этого площадку или аэродром.

Update

Иных правил обхода смерчей, кроме этоих, нет. Измерить расстояние до смерча визуально чаще всего не представляется возможным (глазомер человека не идеален), поэтому конкретных цифр, конечно же, нет. "На безопасном удалении" и точка.

"Может ли пилот обнаружить смерч в полете?"

Может. Визуально.

Думаю, пилоты того самолета их видели. В своей практике я лишь однажды сталкивался с этим явлением и, что интересно, тоже в Сочи. Еще на Ту-154, на котором я летал вторым пилотом.

Мы снижались и были уже достаточно близко к предпосадочной прямой, когда выяснилось, что наш полет преграждает симпатичное белое облако, которое, судя по отметкам на радаре, ничем особенным не выделялось. Да и визуально оно не казалось страшным. Мнения разделились — кто-то был готов продолжить прямо, мол, ничего там нет. Кто-то предложил чуть правее обойти, это не займет много времени. Командир решил обойти. После того, как мы "завернули за угол", с удивлением лицезрели хобот, протянувшийся от этого облака к воде. Почесали репы и полетели дальше.

Больше я смерчей в полете не видел. Надеюсь, что и не увижу.

"Что пишет загнивающий Запад?"

https://www.skybrary.aero/index.php/Tornado

An In-Flight Encounter
Encounters between aircraft and tornadoes when in flight are, given the limited extent and prevalence of tornadoes and the usual recognition and avoidance of the hazard they may represent, unsurprisingly rare. However, on 6 October 1981, a Fokker F-28-4000 being operated by NLM Cityhopper on a passenger flight from Rotterdam to Eindhoven in the Netherlands broke up in flight in severe turbulence associated with a tornado some 15nm south south east of Rotterdam and all occupants were killed. FDR data obtained at the time stated that the aircraft had encountered sudden vertical acceleration reaching 6g which had resulted in one wing being detached from the aircraft and consequent terminal loss of control.

Запад  пишет, что события, связанные с попаданием в смерч, неудивительно редки. Неудивительно — потому что сам смерч явление довольно-таки нераспространенное, к тому же, они являются проявлением тех опасностей (гроз), во избежание которых придуманы действенные методы. Тем не менее, был один случай с самолетом Fokker F-28, который попал в сильную болтанку, связанную, по всей видимости, с попаданием в зону смерча в 15 морских милях от Роттердама. Все погибли. Анализ данных бортовых самописцев (т.н. "черных ящиков") показал, что вертикальные перегрузки достигали 6 единиц, что привело к тому, что одно крыло отломилось.

Летайте безопасно!
Мой инстаграм
Мой канал на Youtube.

FLY SAFE NEW 250.jpg

denokan.livejournal.com

Добавить комментарий