Поиск

Вычислительная техника нашего детства


Оригинал взят у skif_tag в Вычислительная техника нашего детства

Сначала нас, школьников, очень долго учили считать в столбик. Писать всякие точечки над цифрами, перенося лишние единицы в следующий разряд…Нужно ли это? Наверное, да. В жизни пригодится. И вообще, развивает…

Потом были счётные палочки — тупиковая ветвь эволюции.

Но, со следующим  шагом начиналась самая настоящая мозговая мастурбация. Называлась она "Счёты".
Это, если кто не знает, такая рамка с проволочками, на которой нанизаны кругляшки из дерева.

 Говорят, подобным прибором пользовались древние египтяне)
У советских школьников на изучение этого архаичного прибора уходило что то около двух недель. Напомню, что речь идёт о времени, когда полёты в космос стали вполне себе привычным занятием, о 70-х годах.
И хотя сегодня это устройство мне безумно нравится своей безупречной аналоговостью, всё же представляется странным тратить учебное время на овладение этой "китайской грамотой".

Через какое то время, когда школьники достаточно морально окрепли, заматерели и набрались кое-каких знаний, им открывался загадочный прибор под названием логарифмическая линейка. Это был сложный инженерный прибор, не чета счётам. Если счёты ассоциировались с тёткой продавщицей в ближайшем продмаге, то логарифмическая линейка строго связывалась с прогрессивным мужчиной в белом халате и очках. Таких любили изображать на мозаичных панно в холлах учреждений, где они должны были олицетворять советскую науку.

Особым шиком считалось иметь линейку старого образца — не с пластиковым бегунком, а со стеклянным в металлической рамке

Эти линейки выпускались в различных вариантах, более простом, учебном, и более сложном-инженерном. Были и совсем уж сложные приборы с двумя подвижными планочками. В полном объёме этими сложными устройствами пользоваться не могла ни одна школьная математичка. Бытовало мнение, что с таким устройством могли работать лишь учёные начиная со старших научных сотрудников, и они умели с помощью волшебной линейки смоделировать сложный термоядерный синтез.
Кстати, уже на заре компьютерной эры, в начале 90-х, в советских авиационных КБ некоторые "зубры" продолжали выполнять расчёты с помощью линейки. У меня, молодого инженера-системотехника, это вызывало настоящий шок…)

Удивляет то, что при изучении счётных приборов школьная программа была очень избирательна, и игнорировала целые поколения счётной техники. Мы изучали допотопные счёты, но игнорировали механические арифмометры, которые с удовольствием курочили находя их во множестве в массе металлолома.

Так же оставались абсолютно незамеченными электрические вычислительные машинки, дедушки нынешних калькуляторов.

Впрочем и сами калькуляторы, появившиеся к концу 70-х у наиболее продвинутых и богатых школяров, вызывали какое то презрительное отторжение. Было в них что то сомнительно-ненадёжное, может даже местами буржуазное. Им не доверяли. Иногда перепроверяли результат на безотказной линейке, а то и на бумажке, выводя нестройные ряды цифр, и сильно удивляясь, если обнаруживалось что калькулятор не соврал. Использование калькуляторов на полном серьезе приравнивали к шпаргалкам, и запрещали ими пользоваться при выполнении контрольных работ.

Почему то бытовало мнение, что массовое внедрение калькуляторов моментально отупит учеников, и они станут не способны к решению глобальных народно-хозяйственных задач.
Поэтому советские школьники ещё долгое время продолжали изучать тонкости расчётов на логарифмической линейке, имея в портфеле электронный калькулятор.
И, кажется, совсем недавно, электронные калькуляторы стали обыденностью на школьных партах.
Впрочем, сегодня уже и они не нужны — в каждом смартфоне имеется калькулятор…

Кстати, а вы умеете считать на счётах?

На логарифмической линейке?

На арифмометре?

foto-history.livejournal.com

Добавить комментарий