Поиск

ТАИНСТВО ВОЛШЕБСТВА


Так называется наша новая книга, которая имеет подзаголовок:
Северное Приэльбрусье и Малкинское ущелье
Кабардино-Балкарии
Второй подзаголовок гласит:
Занимательный историко-краеведческий путеводитель
по Зольскому району КБР с навигатором и английской версией
Книга яркая, красочная, иллюстрированная десятками фотографий; она имеет приложения в виде легенд, преданий, занимательных фактов, топонимического словаря.
Предлагаю вниманию один из 35 материалов, вошедших в издание.

   Длинноголовые

   В нашей книге «Таинственная Кабардино-Балкария» (2011) мы рассказали о захоронениях в Северном Приэльбрусье, в которых были найдены вытянутые черепа с огромными лбами. Материал тот своего рода дискуссия с известным исследователем А. Асовым, писавшем в одной из своих работ, что «в древних цивилизациях обладатели голов такой формы почитались не людьми, а чародеями и существами волшебными, «духами». На Кавказе их называли альвинами, или алками… О них говорили, как о сынах богов, сошедших со звезд…
В мире известно всего еще три места, где находили такие необычные черепа. В археологическом музее города Лимы, столицы Перу, экспонируется несколько черепов… царей-жрецов народа кечуа. Это центр древней высочайшей цивилизации Тиауанако, которую относят к VІ-VІІ векам н. э.

    В Древнем Египте подобные формы голов были у знаменитой семьи фараона Эхнатона, правившего в XIV веке до н. э.
…Подобные черепа были найдены недавно и на берегу Иртыша под Омском. Дату Омского захоронения отнесли к V веку н. э. И мы теперь можем сказать, что там, где правили «высоколобые», там и находились центры величайших древних цивилизаций».

   В приведенной цитате немало неточностей, но не здесь вести о них речь. Скажем только, что еще Гиппократ, знаменитый греческий врач, основоположник научной медицины, живший, как известно, в 460 году — ок. 377 года до нашей эры, в работе «О воздухе, водах и местностях» писал: «Я умолчу о тех народах, у которых отличия мало заметны, расскажу только о тех, которые представляют важные особенности, происходящие от природы или от обычаев. Прежде всего скажу о длинноголовых. Нет никакого другого народа, который имел бы подобную форму черепа. Первоначально важнейшею причиною удлиненной формы головы был обычай, а теперь и природа содействует обычаю, происшедшему оттого, что они считают самыми благородными тех, у кого наиболее длинные головы. Обычай этот состоит в следующем: лишь только родится ребенок, пока еще кости его мягки, неотвердевшую его головку вправляют руками и принуждают расти в длину посредством бандажей и других подходящих приспособлений, вследствие которых сферическая форма головы портится, а длина ее увеличивается. Первоначально так делали по обычаю, так что такая форма придавалась голове насильственным способом; но с течением времени это вошло в природу, так что обычай уже не насиловал ее».
Захоронений длинноголовых в Кабардино-Балкарии немало. Так, в частности, балкарский таубий Науруз Урусбиев об этих самых деформированных черепах (он нашел их четыре) делал доклад на 28-м заседании отделов антропологического и этнографического императорского Общества любителей естествознания, состоявшемся в большой аудитории Политехнического музея.
В этом сообщении (оно опубликовано в 1886 году), в частности, говорится: «Черепа эти найдены в двух различных местностях, именно: два из них около аула Урусбиево, а остальные два — в местечке Отлук-кала. Расстояние между ними не более 30-40 верст. Как аул Урусбиево, так и Отлук-кала находятся в Нагорной полосе (близ Эльбруса) Терской области, там, где живут горцы-татары, которых обыкновенно называют балкарцами».
Далее идет подробное описание захоронений – они, кстати, разные: первые представляют из себя обычные могилы, вторые – подземные гробницы, сооруженные из камней и имеющие одно или два отверстия. Описание самих черепов в докладе Науруза Урусбиева отсутствует.
А вот что свидетельствует археолог Исмаил Мизиев: «В километрах восьми от впадения Хасаута в Малку, там, где ныне стоит ферма, прижатая к скалам, справа от дороги некогда было большое кладбище. Часть его состоит из грунтовых ям, обложенных каменными плитами, а часть – из подземных склепов. И те и другие на одном кладбище и относятся к одному и тому же времени — Ѵ-ѴІІ векам. В тех и других черепа были искусственно вытянуты – деформированы. У многих племен Приазовья, Поволжья и Северного Кавказа этот обряд деформации черепа еще в младенчестве существовал от первых веков до седьмого века новой эры. На Кавказ он, конечно, привнесен, ибо до этого времени подобные черепа здесь неизвестны. Любопытно в связи с этим вспомнить, что у города Тырныауза в 1968 году удалось зафиксировать групповое захоронение в подземном склепе V—VI веков новой эры, где встречались черепа обычные и деформированные».

А вот еще одно занимательное свидетельство. Константин Александрович Чхеидзе, автор книг о Кабарде и Балкарии («Страна Прометея», «Крылья над бездной», «Невеста гор», «Путник с Востока» и др.) оставил воспоминания, которые называются «События. Встречи. Мысли». К сожалению, этот знаковый труд до сих пор не напечатан, но в издательстве имеется его рукопись, а в ней такой вот фрагмент: «Корни истории Кабарды уходят в далекую древность. В кабардинских легендах говорится о какой-то таинственной связи этого народа с Египтом времен фараонов. Вопрос этот темный, однако известно, что при раскопках, проведенных на территории кабардинских подгорных районов, в древних захоронениях были найдены черепа с удлиненной формой, также находили скарабея. Такая форма создается искусственным путем – голову новорожденного младенца пеленают особым образом. Такая форма черепов, насколько знаю, встречается только в двух местах: в Египте и Кабарде».
Уточним, что скарабеи – это жуки, священные в Древнем Египте: вырезанные из камня амулеты и украшения служили предметами культа солнца. Эти фигурки действительно найдены в ряде захоронений на территории республики, в чем каждый может убедиться, заглянув в Национальный музей КБР. В запасниках последнего хранятся и удлиненные черепа.
И встречаются они не в трех местах, как писал А. Асов, и не в двух, как утверждал К. Чхеидзе, а достаточно широко: к примеру, у целого ряда племен Южной и Северной Америк, причем у народа майя деформация практиковалась до недавнего времени.
Какую же цель ставили перед собой те, кто воздействовал на форму черепной коробки, применяя при этом самые разнообразные формы и методы, начиная от специальных деревянных приспособлений и кончая тугими повязками? По большому счету, только одну: получить несоразмерно вытянутую голову.
Тогда, спрашивается, для чего? Каким целям служили, какие функции выполняли длинноголовые? Почему древние шли на эти эксперименты, ведь помимо массы неудобств, которые причинял сам процесс формирования вытянутого черепа, сама практика показывала, что подобные уникумы долго не живут. Более того, мучимые постоянными головными болями, нередко становятся людьми неадекватными, так сказать, не от мира сего – кликушествующими провидцами.
А не кроется ли в последнем ответ на поставленный вопрос? Ставя мозг в неудобное положение, формируя, если так выразиться, новую реальность, не созидали ли люди, причастные к деформации, касту тех, кому приоткрывалось будущее?
Большинство современных ученых единодушны: изменение формы черепа влияет на различные области коры головного мозга, способствует изменению навыков человека. Но как конкретно и в чем это изменение проявляется, в частности, сказывается ли на психических способностях, неизвестно.
Но если не нейрофизиологической версией, тогда чем, скажите, объяснить причину столь длительного повсеместно-однообразного стремления к вытягиванию черепов? Культовым обрядом? Тогда какова его мотивация? Генетическая память, основанная на облике пришельцев – предста¬вителей инопланетной цивилизации, некогда посетивших Землю и основавших человеческую расу? Версия имеет право на жизнь, но пока только как фантастическая.
А длинноголовые – они-то ведь земные: лежат в могилах рядом со своими соплеменниками-современниками и ничем, кроме черепов, от них не отличаются.
И еще одна весьма необычная деталь: на большинстве черепов длинноголовых имеются повреждения. Как тут не вспомнить публикацию о хранящихся в Омском музее просвещения восьми черепах удлиненной формы, найденных в 2001-2004 годах во время раскопок могильного кургана в Прииртышье. Возраст семи женщин от 20 до 30 лет, мужчины – за сорок. Но самое главное: в черепе последнего имеется отверстие, сделанное, как пишут в милицейских отчетах, «тяжелым тупым орудием». Не своей смертью умерли и женщины, о чем свидетельствуют раны на висках, более того, у всех переломаны руки. Тогда, получается, убийство было ритуальном? Кому и для чего были принесены в жертву эти люди, или, если ставить вопрос по-другому, чем и перед кем они провинились?
Иртышское захоронение ученые относят к пятому веку нашей эры. Примерно этим временем (некоторые – ранее) датируются и вытянутые черепа из могильников Кабардино-Балкарии, относимые к аланскому периоду. (Напомним, что историки твердо уверены: аланы и сарматы, как, впрочем, аланы и скифы, один и тот же народ). Принято считать, что великое переселение народов происходило в аланский период (200-800 гг. н. э.); большая часть аланов ушла в конце IV в. на территорию Западной Европы, в пределы Римской империи; некоторые остались в Предкавказье.
А если допустить, что какое-то аланское племя выбрало иное направление, оказавшись в конечном итоге в Прииртышье? Подтверждением этой версии может служить и другое погребение, найденное на Оби, вблизи села Белоглазово – вождя древнего кочевого племени. Погребальный инвентарь его поражает: пояс с золотыми и серебряными бляхами, такой же меч, обручи-гривны, с головками хищников на концах… Но самое главное: череп вождя, неестественно вытянут, деформирован искусственно. Пробит ли он, нам не известно…

представленные на снимках черепа найдены Назиром Хапаевым в районе селения Кенделен и археологической экспедицией Государственного исторического музея в районе селения Заюково.

viktorkotl.livejournal.com

Добавить комментарий