Поиск

День в истории авиации. 10 августа — первый полет «Джетлайнера»


Оригинал взят у sedov_05 в День в истории авиации. 10 августа — первый полет "Джетлайнера"

Если спросить 1000 человек по всему миру, ну или 10 000, а то и все 100 000 — "Назовите первый в мире реактивный пассажирский авиалайнер", то сколько процентов из отвечающих назовут Boeing 707 — 70, 80, 90 ? А ведь "боинг" был всего лишь ШЕСТЫМ после советского Ту-104, британских DH Comet и Vickers Nene-Vicking, французского SUD Caravelle и … вот неожиданность — канадского Avro Canada C-102 Jetliner, самолет ставшим первым американским реактивным авиалайнером и вторым в мире, поднявшимся в воздух всего через 13 дней после  британской "Кометы" — 10 августа 1949 года.

В чем была основа успеха Avro и почему именно канадского филиала компании ? Да все просто — именно в Канаде был создан гражданский (один из многих !) вариантов супербомбардировщика Avro LancasterLancastrian, представлявший собой скоростной, курьерский авиалайнер, способный за трое суток довезти 9 человек из Лондона в Новую Зеландию. В 1946 году конструкторы компании заменили два поршневых двигателя Rolls-Royce Merlin были заменены на знаменитые Rolls-Royce Nene, тех самых, что Клемент Эттли подарил Сталину. 14 августа 1946 года состоялся первый полет Avro Lancastrian во время которого включались реактивные двигатели, а 23 ноября 1946 года произошло историческое событие — "Ланкастриан" совершил перелет из Лондона в Париж с использованием только реактивные двигатели. Это перелет стал первым в истории международным полетом реактивного пассажирского авиалайнера.

Имея такой бэграунд создать полноценный реактивный авиалайнер было ну почти что раз плюнуть. Ну да, проиграли две недели без одного дня De Haviland. Правда, что еще хуже — в отличии от "Кометы" "Джетлайнер" в серию не пошел. Ни американские, ни канадские авиакомпании интереса к самолету не проявили, хотя он показал фантастический результат в два раза побив рекорд скорости на линии Нью-Йорк — Монреаль, пролетев между крупнейшими городами двух североамериканских стран всего за 53 минуты.

p.s. Кстати, самым первым реактивным пассажирским авиалайнером был ни Avro Jetliner, ни Avro Lancastrian и даже не De Haviland Comet, ныне совершенно забытый Vickers 618 Nene-Vicking, совершивший первый полет 6 апреля 1946 года. Однако, он не считается первым в мире реактивным пассажирским авиалайнером, так как, как и "реактивный" Avro Lancaster представлял собой переделку поршневого самолета. "Комета" же, как и "Джетлайнер" были спроектированы с "нуля".

picturehistory.livejournal.com

Добавить комментарий