Поиск

Адаты и шариат. Судопроизводство в Дагестане до XX века.


В XIII веке арабы, появившись в Дагестане и утвердившись в Дербенте, начали проповедовать Ислам. Несмотря на жесткий фанатизм проповедников новой религии, нетерпевших никакого противоречия корану, весь Дагестан в течении последующих веков сохранил суд по адатам (обычаям), существовавшим еще до прихода арабов.
По шариату стали решать все дела, касающиеся религии,семейных отношений, завещаний,наследства и некоторых гражданских исков.
Дела же уголовные, по нарушению права собственности, общественных постановлений и т. п. , продолжали решаться по прежним адатам.
Главными причинами сохранения суда по адатам были следующими:
1) слишком строгие наказания, определяемые кораном за преступления, считавшиеся местным населением маловажными
2) сложность изучения шариатских норм, тогда как адаты были просты и понятны для каждого.
В течении 27 лет имам Шамиль вводил шариат, наказывая даже смертельными приговорами сопротивляющихся уничтожению адатов, допустил некоторые изменения в шариате, с целью облегчить для народа тяжесть его постановлений, однако извести адаты не удалось.

Судопроизводство по адатам.
Практически везде в Дагестане убийство наказывалось кровомщением или примирением на известных условиях, везде дозволялось убить вора, пойманого на месте преступления, грабителя, ближайшую родственницу, замеченную в незаконной любовной связи; везде раненный лечится за счет ранившего; уличенный вор возвращает украденое и т. п.
Иски бывали двух видов — с неопровержимыми доказательствами или по подозрению.
 К первому виду относились:
1) Собственное признание, данное без принуждения. Признания малолетних, безумных и сумашедших не считалось доказательством.
2) Поличное, всегда считалось несомненным доказательством. К поличному относилось например следы на платье, на оружии, найденая вещь бывшая на убитом и прочее.
3) Показания свидетелей, потвержденное присягой. Свидетелей должно быть не менее двух и больше, в зависимости от тяжести преступления.Свидетели должны удовлетворять всем требованиям, требующимся для свидетельствования.
В свидетели не допускались женщины, там где они допускались, за них присягали муж или брат. Также не допускались малолетние до 7 лет, безумные, сумашедшие, родственники истца( имеющие интерес в данном деле), имеющие какую либо тяжбу с ответчиком, должники ответчика ( пока не заплатят долг) , имеющие кровную вражду к ответчику, давшие обет никогда не присягать, лица исполнявшие некоторые общественные должности.
4)Показания умирающего или раненого на виновника считалось несомненным доказательством, но если есть повод сомневаться, то давалась очистительная присяга.
5) Письменные документы, если подлинность документов несомненна.
Очистительной присяге придавали большое значение, в этом случае вместе с истцом, свидетелем или ответчиком присягали родственники и лучшие люди селения, которых выбирал присягаемый. Самое большое число присягателей от12 до 60 человек, назначались по делам ведущим за собой кровомщение.
При воровстве лошадей назначалось наивысшее число присягателей, при воровстве баранов присягатели назначались по числу украденных голов, но не выше положенного числа вообще по воровству.
Присяга была двух видов:
1) Именем Бога : Валлахи, Биллахи, Таллахи ( по шариату)
2) Хатун-Таллах или Кебин- Таллах, когда присягающий клянется, что если он скажет неправду, то брак его незаконен( по адату)
По шариату присяга качествами Бога,  святыми местами и прочее, а тем более Хатун-Таллах недопустимы. Но в некоторых селах присяга Хатун-Таллах требовала например по делу кровомщения 6 человек- присягателей, а по шариату от 12 присягателей и выше.Это говорит о важности адатов для народа.
За все преступления и поступки адаты определяли следующие наказания:
1) Изгнание из села с предоставлением потерпевшему или ближайшим родственникам право убить безнаказанно изгоняемого или простить его на определенных условиях.
2) Изгнание из села на определенный срок, но без предоставления обиженому права убить изгоняемого.
3) Взыскание деньгами или имуществом в пользу пострадавшего, определяется за безчестье, раны, увечье и воровство.Размер взыскания зависит от тяжести преступления.
4) Штраф, деньгами или имуществом, в пользу общества. Такой штраф определяли за нарушение общестенного порядка или за проступки, от которых не произошло ни для кого личного вреда.
 
v_inhelo.livejournal.com

Добавить комментарий