Поиск

1917-й на большом экране


Революция 1917 года и гражданская война нашли свое отражение в искусстве. Об этих событиях писали стихи, рассказы, картины и, конечно, снимали кино. При этом между фильмами 1920-х годов и конца 1990-х – огромная разница. Как менялся образ революции и гражданской войны в советском кинематографе на примере самых ярких лент?

1920-е

Силы кинематографа в 1920-х годах были направлены на агитацию и пропаганду среди населения. Нужно было объяснить крестьянам, почему большевики и коммунизм — это хорошо. Поэтому самые первые советские фильмы были историческими и рассказывали о революции и гражданской войне. Тогда и появилась плеяда молодых режиссеров, создавшая авангардное кино: Сергей Эйзенштейн, Лев Кулешов, Дзига Ветров, Всеволод Пудовкин и другие. Они благодаря новаторскому подходу (например, созданию интеллектуального монтажа) оказали влияние не только на советский, но и на мировой кинематограф.

В авангардном кино 1920-х годов главным героем был народ, а не отдельные личности. Режиссеры показывали движение революционных масс, народный размах, деятельность партии в таких фильмах, как «Стачка», «Броненосец Потемкин», «Октябрь» и др.

«Стачка»

Сергей Эйзенштейн одним из первых показал образ русского рабочего движения, правда, дореволюционного. Фильм, повлиявший на кино 1920-х годов, очень точно отражает тенденцию авангарда в кинематографе: народ — главный герой. «Стачка» была снята по инициативе Пролеткульта (Пролетарские культурно-просветительные организации) как фильм-агитка. Эйзенштейн применил элементы «интеллектуального монтажа» — когда несвязанные друг с другом кадры вызывают у зрителя определенные ассоциации. Поэтому картина насыщена метафорическими и символическими деталями.


Кадры из фильма «Стачка»

События в фильме предшествует революции. Заводские рабочие организуют забастовку, потому что возмущены тяжелыми условиями труда. На заводе объявляется стачка. Поводом послужило самоубийство рабочего, несправедливо обвиненного администрацией в краже инструментов. Хозяева завода при помощи наемной шпаны организуют провокацию — пожар и погром в винной лавке во время мирной демонстрации пролетариев. Рабочих разгоняют. На следующий день по приказу губернатора против бастующих направлены казаки и полиция, которые жестоко подавляют выступление и расстреливают рабочих. Фильм заканчивается титрами: «Помни, пролетарий!».

1930-е

В это десятилетие тема гражданской войны в кинематографе все так же популярна. Только эстетика историко-революционных фильмов меняется, и авангардное кино с его интеллектуальным монтажом и символизмом уходит с главной сцены. Теперь у революции есть конкретные исторические персонажи, а народ становится фоном их подвигов. Появляются образы представителей всех классов: рабочий Максим (трилогия о Максиме), крестьянин и солдат Иван Шадрин («Человек с ружьем»), интеллигенты Полежаев и Бочаров («Депутат Балтики»), красноармейцы («Чапаев»). Во второй половине 1930-х создается образ героя новой эпохи, приобретенной киноискусством — возникает «Лениниана», то есть фильмы о Ленине («Ленин в октябре», «Ленин в 1918»).

Со временем происходит и усложнение характеров героев. В фильмах отражается их активная деятельность и неоценимый вклад в революционное движение — советские граждане должны знать своих героев. Тогда же появляется образ врага: хитрые, жестокие и мстительные белые противопоставляются добрым и отважным красным.

«Чапаев»

Фильм «Чапаев» 1935 года открыл первый кинофестиваль в Москве, где председателем жюри был сам Сергей Эйзенштейн. Ленту о легендарном начдиве Красной армии сняли режиссеры братья Васильевы. Фильм понравился всем. Он выиграл гран-при на Всемирной Парижской выставке в 1937 году и бронзовую медаль на VII кинофестивале в Венеции в 1946-м. А авторы были удостоены Сталинской премии I степени.


Плакат фильма «Чапаев», Бельский А. П.

По сюжету, Василию Чапаеву, командиру 25-ой дивизии Красной армии, предстоит сражение с частями белогвардейцев. Их возглавляет опытный полковник Бороздин. Партия присылает на помощь Чапаеву Дмитрия Фурманова, молодого, но образованного и умного комиссара, чьи мемуары впоследствии легли в основу фильма.

1940−1950-е

В военные годы тема была вытеснена фильмами о Великой Отечественной войне. За это время было выпущено лишь несколько историко-революционных лент («Пархоменко, «Котовский»). Последующее десятилетие в кинематографе стали называть «малокартиньем». Иосиф Сталин говорил: «Снимать картин надо меньше, но каждая должна быть шедевром». Снимать действительно стали меньше. В основном, это были историко-биографические кинокартины: «Нахимов», «Жуковский», «Тарас Шевченко», «Римский-Корсаков» и др. Не обошла такая участь и Сталина, ставшего настоящим героем революции и гражданской войны в фильме «Незабываемый 1919-й».

«Незабываемый 1919-й»

Сначала появилась одноименная пьеса — к 70-летию вождя. Сталин ее лично редактировал. В 1953 году режиссер Михаил Чиаурели снял фильм. Сюжет кинокартины следующий. 1919 год, руководство Петрограда в панике — нависает угроза иностранной интервенции. Товарищ Сталин прибывает, чтобы лично руководить обороной города. В итоге, он спасает не только Петроград, но и молодое советское государство. Фильм «Незабываемый 1919-й» — образец «сталинианы» в советском кинематографе 1950-х.


Кадр из фильма «Незабываемый 1919-й»

1960-е

Возвращение к теме гражданской войны в кинематографе произошло после XX съезда КПСС 14 февраля 1956 года, на котором был развенчан культ личности Сталина. К концу 1950-х — началу 1960-х режиссеры стали показывать не известных исторических персонажей, а простых людей, волею судьбы попавших на войну: как вступает в революцию ученик реального училища, как рождается первая любовь девушки-красноармейца, как в таинственных лабиринтах старой крепости дети прячут от белогвардейцев раненого большевика и т. п.

В это время в советском кинопрокате шли зарубежные приключенческие фильмы. В журналах стали писать о том, что в стране не производят свои аналоги, особенно рассчитанные на юных зрителей. Это стало толчком к созданию советского фильма «Неуловимые мстители». Так, тема гражданской войны прижилась в жанре истерн, где было все, чтобы заинтересовать зрителя: приключения, подвиги, погоня, перестрелка.

«Неуловимые мстители»

Фильм Эдварда Кеосаяна и следующие две части имели огромный успех у детей и юношества (и не только). Лента побила все рекорды — ее посмотрели 54,5 млн человек.


Постер фильма «Неуловимые мстители»

Это экранизация повести Павла Бляхина «Красные дьяволята». В основе — история о приключениях юных бойцов революции в годы гражданской войны — цыгана Яшки, гимназиста Валерки, Даньки и его сестры Ксанки. За сожженную на юге Украины мирную деревню ребята решают отомстить бандитам батьки Бурнаша. После многих приключений они попадают в Первую Конную Буденного и становятся красноармейцами.

Лучшие моменты «Неуловимых мстителей»

1970-е

С конца 1960-х — начала 1970-х меняется картина восприятия революционных событий. В это время впервые в кинематографе показывается взгляд белых на революционные события. На это повлияла историческая наука, которая в 1960-х годах начала очень активно изучать белое движение — открылись архивы, стали доступны мемуары белых эмигрантов, появилось множество статей о руководителях белого движения.

На эти запросы времени ответили постановщики фильма «Бег» Александр Алов и Владимир Наумов. Фильм показал белых, интеллигенцию, их жизнь за границей. Люди, посмотревшие этот фильм, впервые увидели и горестную русскую интеллигенцию, попавшую в жернова войны, и офицеров, отчаявшихся и готовых покончить жизнь самоубийством, и жизнь эмигрантов за рубежом, где каждый переступал через себя.

«Бег»

Фильм, состоящий из двух частей, вышел в прокат и получил множество положительных отзывов. Он также был представлен за границей: во Франции на 24-м Международном кинофестивале в Каннах и также на неделе советского кино во Франции в ноябре 1971 года.

Первая часть картины показывает зрителям бег белых и неумолимое и уверенное наступление красных в Крыму. Среди белых выделяется генерал Чарнота и жестокий командующим фронтом Хлудов. За белой армией идут толпы беженцев. Среди них — товарищ министра торговли Корзухин, его жена Серафима, доцент Голубков и т. д. После поражения Белой армии все они эмигрируют в Константинополь.


Постер к фильму «Бег»

Вторая часть картины показывает только эмигрантов, оказавшихся в «грязном и душном» Стамбуле. Там они ведут жалкую жизнь: нищенствуют, голодают, выполняют унизительную работу. Многих мучает и тоска по родине.

Михаил Ульянов в фильме "Бег"

1980-е

Уже с конца 1970-х годов историко-революционных фильмов выпускают все меньше. Тема гражданской войны за 20 лет исчерпала себя, и режиссеры потеряли к ней интерес. Те, кто еще снимали, штамповали фильм один за другим с одинаковым сюжетом.

Самой кассовой лентой о гражданской войне в 1980-е стал пятый истерн Самвела Гаспарова «Шестой». Кинокартину ругали за шаблонность и отсутствие оригинальности. Тем не менее это не помешало «Шестому» набрать хорошую кассу — 24,7 млн человек посмотрели фильм.

«Шестой»

Гражданская война закончилась, но в городах по-прежнему орудуют бандиты. В маленьком южном городке все пять начальников в милиции были убиты бандой Вахрамеева. Туда приезжает шестой по счету Глодов, чтобы расправиться с врагами. Он собирает команду. Глодову с пятью верными помощниками предстояла неравная схватка с сильным врагом.


Постер к фильму «Шестой»

Ольга Макаркина

См.также:

Как снимали "Неуловимые мстители"

Иосиф Сталин в кино. 12 воплощений.

Ваше благородие, госпожа Удача…

Наше старое кино. Лидеры советского кинопроката.

Как снимали "Место встречи изменить нельзя"

picturehistory.livejournal.com

Добавить комментарий